Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние возраста и Учебного заведения на процесс усвоения




Введение

 

В современных условиях, усвоение у студентов, является главным критерием оценки знаний.

Основной причиной заострения внимания на этой теме является, негативный настрой студентов к получению знаний, неготовность к новой информации, не желание понять эту информацию и не понимание для чего нужна данная информация.

Данная тема стала актуальной по причине непонимания информации, следовательно, начиная копаться в психологических процессах усвоения можно сделать вывод что западает именно усвоение, а следовательно от условий созданных той или иной обстановкой или сферой зависит само усвоение.

Про усвоения писали: С.Л. Рубинштейн: «процесс прочного усвоения знаний - центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д» так же В.В. Давыдов обосновал основную цель усвоения как главный результат деятельности. Но основным, можно сказать основополагающим человекам был А.Н. Леонтьева который ввел сам термин, открыл его суть. Так же термин усвоения трактовался Дж. Брунером.[18…]

Объект исследования:

Процесс усвоения у студентов СПО

Предмет исследования:

Условия способствующие более эффективному усвоению знаний у студентов СПО.

Цель работы:

Выявить и продиагностировать психолого-педагогические условия способствующие более эффективному усвоению учебного материала у студентов СПО.

Гипотеза:

Влияние практической деятельности на процесс усвоения.

Инновационные методы обучения и их роль в процессе обучения

Мотивация к учебной деятельности

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам усвоения знаний студентами СПО.

Выявить психологические условия усвоения студентами СПО.

Подобрать методические диагностики для студентов СПО.

Провести исследование выявленных условий.

Методы исследования:

Анкетирование, Опрос,.

Теоретическая основа исследования.

Главной опорой явилась книги

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология

.   Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.

 


Глава №1.

Процесс усвоения

 

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение, представляя собой сложное, многозначное понятие, может трактоваться с разных позиций, с точки зрения разных подходов.

Во-первых, усвоение - это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение», в терминах А.Н. Леонтьева, социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий безотносительно к тому, как оно протекает - стихийно или в специальных условиях образовательных систем.[14…]

Во-вторых, усвоение - это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.[6….[

В-третьих, усвоение - это результат учения, учебной деятельности. Говоря о прочности, системности, качественности усвоения учебного материала, исследователи чаще всего имеют в виду именно результативную сторону. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, «центральной части процесса обучения», по С.Л. Рубинштейну. Более того, согласно В.В. Давыдову, «усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности» [168]

В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний - центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.» Близкая к этому определению усвоения трактовка предложена Дж. Брунером. Он рассматривает освоение как три одновременно протекающих процесса: получение новой информации; преобразование (трансформация), приспособление информации к решению задач и проверка, контроль Очевидно, что, хотя Дж. Брунер в значительной мере отождествляет усвоение и саму учебную деятельность (о чем свидетельствует включение в этот процесс контроля), он также подчеркивает сложность, фазность этого процесса. [9…]

В данном исследовании, усвоение рассматривается как результат целенаправленного формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в процессе специально организованной учебно-профессиональной деятельности.

В образовательной практике создание специфических условий связано с психологическим и педагогическим аспектами. Психологический аспект предполагает изучение внутренних характеристик изучаемого феномена, моделируемого явления во внутренних структурах личности с целью направленного воздействия на них. Педагогический аспект связывает психологическое содержание с факторами и механизмами, обеспечивающими желаемое развитие процессов, явлений, свойств; он предполагает выявление и создание обстоятельств, обеспечивающих эффективность воздействий. Поэтому, применительно к системе образования, целесообразно говорить о психолого-педагогических условиях, под которыми понимают конкретные способы педагогического взаимодействия, «взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности... учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях».

Усвоение, в широком смысле слова, есть организованная познавательная деятельность ученика, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. Учение, как творческое усвоение, приобретение знаний, зависит от трех факторов - от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае. И, наконец, процесс учения зависит и от особенностей ученика - индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, т. е. следствие условий, задаваемых извне.[8…]

Н.Д. Левитов ввел понятие психологических компонентов усвоения, под которыми он понимал взаимосвязанные многогранные стороны психики учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:

) положительное отношение учащихся к учению;

) процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

) процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала

) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. [14…]

Кратко рассмотрим содержание этих компонентов и охарактеризуем их развитие в процессе обучения.

. Отношение к учению. Положительное отношение к учению является совершенно необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. Исследования психологов показали, что такое отношение помогают формировать следующие факторы: идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с практикой коммунистического строительства, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

Внимание учащихся - обязательное условие успешности учебной работы. В процессе обучения внимание совершенствуется, становится более произвольным, т. е. организованным, регулируемым, управляемым. Обычные причины невнимательности - отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения, усталость учеников. Основные средства возбуждения внимания учащихся - динамичное ведение занятий с применением разнообразных приемов, организация активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей. Конечно, воспитывать внимание надо не только путем устранения отвлекающих раздражителей, но и путем формирования способности противостоять им, бороться с их отвлекающим действием (не должны мешать занятиям легкий рабочий шум в классе, шум в коридоре или на улице, новые предметы, экспонаты и т. д.), иначе образуется изнеженное, избалованное внимание - привычка работать только в абсолютно благоприятных условиях.[10….]

Очень влияет на характер внимания темп учебной работы. Замедленный темп рассеивает внимание, снижает активность учащихся. Ускоренный темп также неблагоприятен: большинство учащихся не успевают следить за мыслью учителя, утомляются, отстают, и реакцией на это также является ослабление и рассеивание внимания. Оптимальный для данного класса темп работы определяется учителем эмпирически. Добиваясь внимательности учащихся, учитель должен иметь в виду, что в некоторых случаях они могут симулировать внимание - принимать внимательную позу, демонстрировать внимательный взгляд, но мысль их может быть занята чем-то посторонним. Один из первоклассников буквально покорил учительницу тем, что весь урок сидел не шелохнувшись и не отрывая глаз от ее лица. Оказалось (он сам сказал об этом), что он внимательно следил за тем как во время объяснения у нее «смешно двигался кончик носа». Поэтому учителю не следует ориентироваться лишь на внешнее выражение внимания, а необходимо добиваться подлинного внимания, связанного с активным восприятием в процессе деятельности.

Другой формой выражения положительного отношения к учению является наличие учебных интересов. Интерес обычно эмоционально окрашен, связан с переживанием глубоких и действенных чувств. Учебные интересы, как правило, избирательны, лишь у самых младших школьников они могут принимать форму интереса к учению вообще. Учебный интерес зависит от того, насколько ученику ясно значение изучаемого им материала, насколько этот материал связан с внеучебной областью его интересов, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько разнообразны методы обучения. Воспитывая учебные интересы, не следует злоупотреблять занимательностью, школьники не должны привыкать делать только то, что им непосредственно интересно. Надо, чтобы они понимали, что в жизни многое придется делать без непосредственного интереса. Поэтому у школьников надо воспитывать и косвенные, опосредованные интересы, которые определяются не просто занимательностью, а глубоким осознанием значения предмета, жизненной важности тех или иных сведений. В этом случае ученик добросовестно будет заниматься и неинтересным делом (заучиванием иностранных слов, дат и т. д.).[4….]

. Велика роль чувственного, наглядного материала, «живого созерцания» в усвоении учебного материала. Отрицать значение активного, организованного, планомерного восприятия, наблюдения в процессе обучения было бы ошибкой. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядность. Предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащимися, включая классные опыты, экскурсии. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью изобразительных средств - рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин. В зависимости от характера этих изобразительных средств различается собственно изобразительная наглядность (реалистическое изображение предметов, явлений) и символическая наглядность (картины, чертежи, схемы, таблицы, диаграммы). Под словесной наглядностью понимается яркая, образная, живая речь учителя, вызывающая у учащихся конкретные представления. Однако психологические наблюдения и эксперименты показывают, что излишняя задержка на стадии чувственного восприятия не только бесполезна, но и вредна, так как сковывает развитие абстрактного мышления.[16…]

Воспитание наблюдательности как навыка активного, организованного, целенаправленного, систематичного наблюдения очень важно. Организуя наблюдение, учитель ставит перед учащимися точную и определенную цель, направляет его, предлагает выделить детали, сравнить данный объект с другими объектами, выделить существенные и несущественные признаки. Важно научить школьников фиксировать результаты наблюдения в словесной или наглядной форме (зарисовки разной степени схематичности, чертежи, протоколы и описания).

. Осмысливание, понимание учебного материала, включение его в определенную систему, установление локальных, внутрипредметных и межпредметных связей (по Ю.А. Самарину) - следующий важнейший компонент усвоения. Понимание всегда означает включение материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым.

Сравнительную трудность для учащихся представляет установление причинно-следственных связей и зависимостей, что объясняется, с одной стороны, тем, что даже простые зависимости этого рода часто бывают не односторонними (единственная причина - одно следствие), а многосторонними (одна причина имеет много следствий или одно следствие может быть вызвано многими причинами). С другой стороны, эти трудности связаны с тем, что причинно-следственные связи часто не воспринимаются путем простого наблюдения, а вскрываются посредством мышления.[19…]

Анализируя мышление школьника, говорят о его двух основных видах - конкретном и абстрактном. Конкретное (или наглядное) мышление - это мышление, предмет которого воспринимается или представляется (в первом случае оно называется предметно-наглядным, во втором - наглядно-образным). Абстрактное мышление - это обобщенное мышление в понятиях. Генетически первичным является конкретное мышление. Абстрактное мышление формируется в основном в школьном возрасте. Поскольку оба эти вида мышления неразрывно слиты в единый процесс, говорят обычно о наглядно-образном и понятийном (словесно-логическом) компонентах мышления. В школьном возрасте происходит постепенное и неуклонное развитие и того и другого компонентов мышления, притом так же постепенно и неуклонно изменяется их соотношение в пользу абстрактного мышления. Высшей степенью развития мышления в школьном возрасте является теоретическое мышление - обобщенное диалектическое мышление, направленное на объяснение явлений, познание самых общих и отвлеченных закономерностей, открывающее возможность предвидения.

. Полученная и переработанная мышлением информация должна быть сохранена в памяти, для того чтобы в любой момент можно было извлечь из запасов памяти необходимые сведения и применить их.

Запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Многочисленные наблюдения и опыты (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко) показали, что наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. В опытах А.А. Смирнова испытуемым предлагалось два типа деятельности, В одном случае они должны были запомнить определенные тексты. Заучивая, испытуемые никакой активной работы с материалом не проводили. В другом случае задачи запомнить не ставилось, но предлагалось провести с текстом определенную работу - выявить в нем смысловые ошибки. Выяснилось, что во втором случае запоминание было гораздо более эффективным.

Эта же эффективность существенным образом зависит от установок. Могут быть установки на запоминание вообще и установки более частного характера - на длительное или короткое сохранение в памяти, на точное воспроизведение или воспроизведение своими словами и т. д. Роль учителя и заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что - навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять; что запомнить дословно, а что - для передачи смысла своими словами. Наблюдения показывают, что при отсутствии такого руководства у учеников часто создаются неверные установки, иногда прямо противоположные необходимым.[20…]

Большое значение имеет заучивание как специально организованная деятельность по запоминанию с применением специальных средств и приемов (смысловая группировка материала, установление смысловых опорных пунктов, составление плана, рациональное повторение, чередующееся с воспроизведением и т.д.). Опыты А.А. Смирнова показывают, например, что заучивание, опирающееся на составленный план текста оказалось вдвое эффективнее заучивания без опоры на план (как в отношении быстроты запоминания, так и в отношении прочности сохранения). В процессе заучивания рекомендуется чередовать повторения с попытками активно воспроизводить материал. В условиях равного времени этот способ оказался на 30-40 процентов эффективнее заучивания, основанного только на повторении (В. С. Иванова). Наблюдения и эксперименты показали, что ученики, как правило, не могут самостоятельно «открыть», «изобрести» эти приемы, здесь, безусловно, нужны руководящие указания учителя. Иначе учащиеся слишком долго задерживаются на стадии непосредственного запечатления материала, что явно нерационально. [ 12…]

Понимая под термином "усвоение"- познавательную деятельность ученика (включающую в себя восприятие, память, мышление), исследователи психологии обучения доказывают, что проблема усвоения знаний не сводится к одной проблеме памяти, а представляет более сложный комплекс психо-физиологических процессов. Что действительное усвоение знаний возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, пробовал применять полученные знания для конкретных практических целей. [8..]

Этот тезис психология обосновывает тем, что в процессе применения знаний не только раскрываются новые существенные стороны рассматриваемых явлений, которые ученик ранее не замечал, но и вырабатываются приемы мыслительной работы, создается умение мыслить. Не случайно, поэтому, анализу применения знаний при решении учебных задач психология отводит одно из центральных мест.

В самом деле, ученик, слушая изложение учителя, в какой-то мере получает необходимую основу для последующего расширения и закрепления сообщаемых знаний. Но только слушая, он работает не в полную меру своих сил. Он может слушать внимательно и даже с удовольствием, но при этом общего напряжения мысли у него не будет. До тех пор, века ученик не начнет применять полученные знания практически, пока он в них не будет испытывать потребности (не только жизненной, но и в результате выполнения задания учителя), они у него не могут прочно запечатлеваться в сознании.

Если ученик только сkувает, то в работу включаются не все анализаторы внешних раздражений. Поступающая информация в виде слов проходит по ограниченному количеству каналов и поэтому далеко не все центры головного мозга возбуждаются. Активной работы мысли нет и прочного усвоения нет.

При выполнении же практических работ (наблюдений, расчетов, зарисовок, измерений и др.) возникают более глубокие мыслительные процессы, приводящие к возникновению устойчивых временных связей между различными участками коры головного мозга. И соответственно "затраченной энергии" на восприятие знаний мы и получаем "отдачу" в виде прочного и сознательного усвоении, длительного удержания этих заданий в памяти.

Иными словами, чем больше органов чувств включается в работу при восприятии новых знаний и чем интенсивнее работает мысль ученика, побуждаемая учителем и возникшим интересом к объекту познания, тем больше различных пунктов коры головного мозга находится в состоянии рабочего возбуждения, тем больше нервных связей протянется от них к пункту всякого другого возбуждения, тем больше в памяти останется более устойчивым.[25…]

Применение же знаний на практике как показатель усвоения есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. На этом этапе усвоения овладение материалом направлено уже не на учение, а на практические жизненные цели.

Усвоение характеризуется несколькими основными свойствами.

Первое и самое важное их них - прочность, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от различия ситуаций и условий их применения. В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смысловой организованности учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у учащегося. Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывают чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки прочности усвоения. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.

Вторая характеристика усвоения - управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий реализовываться традиционным путем, посредством проблемного обучения и другими его формами. Усвоение личностно обусловлено теми отношениями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному материалу, учителю, самому учению, и в то же время влияет на формирование личности ученика. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения, оценивания, характера, мировоззрения и т. д.

Психологические особенности характера усвоения существенно зависят от возраста учащихся. По мере взросления и овладения учебной деятельностью в полной мере ученики начинают использовать все больше средств учения и у них изменяется соотношение репродуктивных и продуктивных действий в процессе усвоения. Младшие школьники еще демонстрируют свою зависимость от устройства учебного материала, всегда сохраняют при воспроизведении структуру подлинника, они пока не умеют перекомбинировать информацию. У старшего школьника для этого уже имеются все возможности, и если они не реализуются, то причины этого - в неправильной постановке обучения, в придании слишком большого значения именно репродуктивным действиям в ущерб продуктивным.[23…]

 

Влияние возраста и Учебного заведения на процесс усвоения

 

Огромную роль на процесс усвоения знаний играет возраст и учебное заведение. Особенности и специфика обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самовоспитания, самосовершенствования;

) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. д. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории - действительности.[16…]

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое - физиологическое и половое - созревание завершено, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

) открытие своего внутреннего мира - юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества;

) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования;

) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические качества. [11…]

Среднее профессиональное учебное заведение является важнейшим этапом освоения профессии, началом профессионального становления. Оно заключается в активном, сознательном утверждении человека в профессиональной позиции на основе усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, овладение профессиональными умениями. В зрелом юношеском возрасте происходит адаптация студента-новичка в учебное заведение, деятельности в условиях высшей школы. Бывший школьник должен существенно перестроить свои представления об обучении, привычки, поведение, на новых началах обеспечить собственную самоорганизацию. Это очень непростой и важный этап, поскольку от правильного выбора профессии зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью.

Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Основными задачами среднего специального учебного заведения являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием; в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества. [25…]

Основная специфика обучения - это практическая деятельность, здесь ей уделяется большая часть времени

В СПО используется практический метод обучения. По большей части преобладает практически ориентированная деятельность., так как происходит полная подготовка к профессиональной деятельности и углубление, погружение в профессиональную среду.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...