Организация и методы исследования усвоения в Учреждении СПО
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Данное исследование проводилось в БОУ СПО ОО «Омский Авиационный Техникум» на группе студентов Второго курса специальности бухгалтерский учет в период с конца марта по конец апреля, на протяжении месяца. В данной учебной группе обучается 29 человек, из них 4 мальчика и остальные девочки. Контингент этой группы очень разнообразен, Присутствовали совершенно простые, что называется легкие на подъем люди, которые готовы помочь всегда и везде, учувствовавшие в различных мероприятиях, и совершенно противоположные им люди, которым ничего не нужно, и они делают что либо, лишь бы от них отстали. Проводить исследования было интересно на тех и на других студентах. Мною были проанализирована схема педагогического взаимодействия педагога и обучающихся был проведен анализ этой схемы по выяснению того помогает ли взаимодействие ученика и педагога на усвоении самого учебного материала и как проявляется само взаимодействие. Была использована собственная методика по выявлению особенностей усвоения знаний. Данная методика помогла сформировать окончательное представление о том как всё-таки студентам проще воспринимать материал, какие дидактические средства помогают это сделать. Методика направлена на выявление у человека особенностей восприятия, т. е. то как проще воспринимается материал, будь то визуализации незнакомого матерела, слуховое проигрывание нужной им информации или же представление информации в виде наглядного макета который можно потрогать и понять что он из себя представляет Студенты данной учебной группы проявили огромный интерес к проводимому исследованию, их очень заинтересовала, то что мы пытаемся выяснить и к чему это все может привести. Именно их любопытство и их интерес, помог в исследовании данной темы, так как они шли на контакт и не пытались ограничится от всего этого..
Методики проводились не на всех студентах сразу а на группах по 9 человек, это делалось для того чтобы: . Не отвлекали друг друга, это помогло им собраться с мыслями и не обращать внимание на посторонние действия, сосредоточится на данном исследовании . Рационально продумать каждое действие самостоятельно. Что бы для него конкретно было наиболее приемлемым Основной целью практической деятельности был анализ деятельности педагога, то с помощью каких способов, методов, особенностей осуществлялся контроль, оценка, просто проверка деятельности студентов СПО. Наш педагог использовал инновационные методы обучения, внедрения мультимедийного оборудования, что наиболее полно помогает усваивать материал, тем более что мы живем в XXI веке. Умение правильно организовать процесс учебного занятия, все пошагово, структурированно, отсутствие ненужной информации. Каждый урок педагог организовывала опрос по пройденному материалу, что способствовало выявлению слабых сторон каждого ученика и устранения их по ходу возникновения, а значит материал усваивался почти в 100% случаях. Огромное значения уделялось практическим занятиям, так как это педагог по бухгалтерскому учету, а в этой профессии без практики некуда, соответственно каждое занятие проходила практическая, по итогам которой выявлялся новый материал, ранее не изученный. Так же у данного педагога к каждому студенту был особый подход, вед одинаковых студентов не бывает, а значит и относится ко всем одинокого невозможно, она каждого спрашивала индивидуально, к каждому был свой вопрос зависящий от способностей студента от его возможностей, она не требовала от студента невозможного. Тем самым и выяснялось степень Усвоения материала.
Анализ полученных данных
Проанализировав ту деятельность, которую осуществляли учащиеся можно предположить, что при анализе взаимодействия педагога и обучающихся н процесс усвоения будет влиять как рас таки заинтересованность, и умение педагога правильно заинтересовать ученика играет немаловажную роль в процессе обучения. С данной проблемой наш педагог справился, заинтересовывает она студентов с помощью инновационных методов обучения и креативностью мышление, она попросту выходит за рамки, что ей и помогает добиться такого результата. По второму критерию - практически каждый ученик делает акцент на постарении самого учебного занятия, на его структуру, на способы его организации, на формах его организации. Так же каждый студент отмечает что педагог должен быть компетентен в любом вопросе по его дисциплине и владеть информацией в должной степени в которой от него требуется. Что бы он грамотно мог провести учебное занятие в соответствии с требованиями программы отведенным ему временим и пролагаемыми к нему критериями. Проведенные исследования в области выявления факторов влияющих на усвоения, показали что немаловажно комплексный подход в определении способов усвоения. Что и показано на диаграмме.
Студентам давались бланки с выбором ответа и большая часть все же посчитала что комплексный подход все-таки очень важен, ведь даже в данном случае если один из компонентов усвоения будет отсутствовать, то и сам процесс усвоения не будет протекать на все 100%. Так как мне удалось убедиться, что практическая деятельность очень важна для получения профессии, а значит и для усвоения, следовательно. удалось выявить следующие условия для наиболее быстрого усвоения знаний: наглядность предоставляемой информации. возможность использования ее в практической деятельности. неоднократное повторение одной и той информации. использования мультимедийных технологий.
Вывод по главе
В рамках психолого-педагогического исследования условий усвоения знаний в учреждениях СПО нами установлено, что обучающиеся осознанно стремятся к самореализации, самоуправлению и самостоятельности; обладают жизненным (бытовым, профессиональным и социальным) опытом, который целесообразно использовать как источник обучения. Ведущая роль в процессе обучения принадлежит обучающемуся, поэтому необходимо особое внимание уделять развитию познавательных потребностей обучающихся. Кроме того среди факторов, влияющих на усвоение главное занимает педагога, который доступно, понятно и с оптимальным темпом сможет объяснить им незнакомый материал. Причем, каждый обучающийся хочет видеть в роли своего наставника уверенного и знающего человека.
Как уже упоминалось, ранее новизна представления информации помогает студентам лучше ее понять и усвоить. Применения полученных знаний на практике - это самый лучший способ наиболее полного усвоения знаний. Применение новых технологий и иллюстрация и наглядное представление информации так же поможет наиболее полно усвоить информацию.
Заключение
В ходе проведенного исследования мною были выявлено, проанализировано и доказано следующее: несколько факторов влияющих на усвоения студентов СПО. определенные условия созданные для успешного усвоения знаний. доказано прямое влияние педагогической деятельности педагога на процесс усвоения. Главной целью данной работы было выявления и диагностирование условий способствующих более эффективному усвоению учебного материала у студентов СПО. Данная цель была достигнута. Все поставленные задачи были выполнены: Было проанализировано литература по вопросам связанным с условиями усвоения знаний студентами. Выявлены психолого-педагогические условия усвоения студентами СПО. Подобраны методические диагностики для студентов СПО и апробированы на них же. Провелись исследования выявленных условий, проведен их анализ с последующим выводом. Практическая деятельность очень важна для успешного усвоения знаний Условия усвоения в первую очередь создает педагог. Инновационные методы обучения играют огромную роль, все новое помогает активировать наше подсознание и мы непроизвольно усваиваем всю получаемую информацию.
Мотивация на учебную деятельность неотъемлемая часть процесса усвоения.
Список литература
1. Айсмонтас Б.Б. педагогическая психология, Схемы и Тексты, 2004г. . Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1987. . Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. разное. Изд-во Педагогика, 1989. -192 . Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. - 160 с . Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с . Геодакян И.М. Вопросы психологии наглядности в обучении и их освещение в психологической литературе. Ученые записки Ереванского пединститута, т.5, 1955. . Давыдова В. В. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В.В. Давыдова и др. - М.,1990 . Зеер Э.Ф. Психология профессий Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 33 . Зимняя И.А. Педагогическая психология -- Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с. 10. Калинин М.И. О воспитании и обучении. Учпедгиз, 1957. . Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М, 1989 12. Крутецкий. В. А. "Психология обучения и воспитания школьников <http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik.html>" "Просвещение", Москва, 1976 г. . Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ - М:ТЦ Сфера, 2005. -464 с. . Леонтьев <http://www.anleontiev.smysl.ru/sp_publ.htm> А.. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7-17. . Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с. . Пороцкий Э.С. Проверка знаний, умений и навыков. - М., 1986. . Резепов И. Ш. Психология и педагогика. . Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959; . Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М.,1962 . А.А. Смирнова "Проблемы психологии памяти" (М., 1966). Отрывок из монографии . Столяренко Л.Д Педагогическая психология.. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с . Теплов Б.М. Психология. Учпедгиз. 1949. . Ткачева М.С Педагогическая психология: Конспект лекций. - М.:Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 191 с. . Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Соб. соч., т. 8. И.-Л., 1950. . Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении -- М.: Знание, 1984. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; № 6) 26. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"
Приложение
. На каком уровне вам проще воспринимать знания? · репродуктивный <javascript:void(0);> уровень · продуктивный <javascript:void(0);> уровень 2. Какие способы контроля знаний вам ближе? . Тест . Контрольная работа . Кейс метод . Анализ проделанной работы . Что в большей степени помогает усваивать незнакомый материал? . процесс обучения (форма его организации и структура) . учебный материал (его структура и простота) . все зависит от педагога 4. Какие дидактические средства наиболее полно помогают раскрыть и усвоить новый материал? . Доска . Мультимедиа . Учебники . Наглядный материал(схемы, графики, шаблоны и т.д.) . Элементы творческой деятельности. . Что первостепенно для преподавателя? . Компетенция . Доброта к студенту . Грамотное построение пары(рациональное использование времени урока) . Креативность . Что из ниже перечисленного поможет наиболее быстро усвоить материал? . Чем больше, картинок тем лучше. . Четкое разграничение теоретического и практического материала. . Сухой текст и этого достаточно. . Поменьше текста, больше практической деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|