Условия психолого-педагогического процесса, способствующие успешному усвоению знаний
усвоение студент учение Эффективность усвоения знаний зависит также от отношения учащегося к учебной деятельности, от его мотивации. Проблема мотивов учения является важнейшей составной частью психологии обучения. Ее изучение дает возможность вскрыть причины, способствующие усвоению одного учебного материала и противодействующие усвоению другого. К этой проблеме относится исследование роли оценки учителями (или контрольным устройством обучающей машины) школьных достижений учащегося. Оценка служит как бы «подкреплением» (положительным или отрицательным) учебной деятельности школьника. Наряду с этим «внешним» контролем большое значение имеет самоконтроль и самооценка, когда учащийся самостоятельно контролирует ход своей работы, сопоставляя получаемый результат с образцом и, если это необходимо, его корректируя.[23…] При изучении индивидуально-психологических различий в процессе обучения учитываются как особенности мотивации, познавательных интересов, так и характерные для того или иного учащегося черты умственной деятельности. При этом анализируется общее умственное развитие школьника, непосредственно влияющее на его «обучаемость», а также его специальные способности (математические, литературные и др.). Психологические исследования намечают пути развития специальных способностей при условии сочетания их со всесторонним развитием личности учащегося, создавая тем самым предпосылки для дифференцированного подхода в обучении. Особый и очень важный раздел психологии обучения составляет разработка вопросов психологии учителя: характеристика склонностей к педагогической деятельности, взаимоотношения с учащимися, индивидуальный стиль работы педагога и другие проблемы.
Наиболее широко изучены в области психологии обучения интеллектуальные процессы. Выявление закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирования у школьников умения учиться дает возможность вносить практические предложения, касающиеся усовершенствования школьных программ и методов обучения. Менее изучены те вопросы психологии обучения, которые являются пограничными с психологией восприятия: проблема стимуляции учебной деятельности, формирование научного мировоззрения, превращение знаний в убеждения и другие. Слово «мотив» (от франц. «motif») означает «двигаю» и понимается как побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив - это осознанная потребность. Потребность, в свою очередь, является источником активности человека. Следовательно, мотив выражает направление его активности. Мотивы связаны с целями, которые ставит человек. В исследованиях психологов мотив определяется как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Совокупность таких побуждений, вызывающих активность субъекта, есть мотивация. Мотивы - обязательный компонент любой деятельности. Типичный признак мотива - множество действий вокруг одного предмета. Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, чувства, знания и др. Мотивы осознаются далеко не всегда, потому выделяют два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые. В составе мотивационной сферы выделяют состав потребностей, мотивов и целей. Потребности человека представляют собой желание действовать, потребность требует выполнения действий, в результате которых она удовлетворяется. Самая значимая из этих потребностей - интеллектуальная. По действиям можно судить о потребностях человека. Потребность, как правило, имеет две стороны - процессуальную (действие) и содержательную (нужда). Некоторые потребности могут быть и без нужды. Например, потребность общаться, размышлять, спать и т. д. Человек не только чего-то желает, но и обозначает свои потребности словом. Таким образом, потребности характеризуются следующими признаками: смыслом (идейным содержанием), содержанием (нужда), процессуальной (деятельность) стороной. Мотивы учебной деятельности - это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Они могут создаваться разными источниками: внешними (учебными ситуациями), внутренними (социальными потребностями, потребностью в активности, в получении информации), личностными (успех, удовольствие, самоутверждение).
Источники мотивов создадут положительное отношение к учебной деятельности, если будут «включены» в нее, т. е. будут ее целью и результатом. Среди мотивов учения можно выделить, например: предвидение результатов учения (получу зачет, сдам экзамен, овладею иностранным языком, получу диплом), предвидимые переживания, которые связаны с результатами учебной деятельности. В структуре мотивов важно найти доминирующий, действующий реально, и выделить его. Наибольшей силой среди мотивов учебной деятельности обладает познавательный интерес, т. е. интерес к познанию. Побуждение познавательного интереса связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют его структуру. С возрастом познавательный интерес превращается из интереса неустойчивого в интерес доминирующий. Мотивационная основа деятельности учащегося организует (сплачивает) учебную деятельность в одно целое. Система мотивационной основы учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации - осознание смысла предстоящей деятельности - осознанный выбор мотива - целеполагание - стремление к цели - стремление к достижению успеха - самооценка процесса и результатов деятельности. Успехи в обучении и воспитании прямо зависят от мотивации, т. е. наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний и приобретению определенных личностных качеств.[7..]
Многочисленные сложности в области учебной мотивации объясняются рядом обстоятельств: )до конца неизвестны все мотивы, в силу которых дети разного возраста и с разными индивидуальными особенностями включаются в учение, общение, оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний и умений; ) над мотивами учения детей задумываются взрослые, которые уже не помнят истинного положения дел в детстве и могут только гадать о подлинных мотивах детского поведения; ) среди самих детей существуют огромные индивидуальные различия: то, что значимо для одного, не представляет интереса для другого; ) сама мотивация оказывается ситуационно изменчивой, а то, что подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, может быть неадекватно в других. Таким образом, одна из главных задач в обучении и воспитании - научиться практически воздействовать на мотивацию ребенка и свести к минимуму факторы, снижающие ее. Мотивированность в учении можно понимать как личную заинтересованность ученика в получении знаний и умений. Мотивы учения - это психологическая характеристика интереса учащегося к усвоению знаний и собственному развитию. Мотивация может быть ситуационной (обусловленной внешними факторами) и личностной (определяемой внутренним устремлениями). Выделяют также релевантную мотивацию, имеющую прямое отношение к приобретению знаний и умений (например, любознательность ребенка), и нерелевантную мотивацию, не имеющую прямого отношения к учению и развитию (например, ребенок учит урок, чтобы избежать наказания). Когда мы говорим о мотивации ребенка, то не можем обойтись без такого понятия, как детский интерес. Л.С. Выготский определяет интерес как форму проявления инстинкта, как нацеленность психического аппарата ребенка на определенный предмет. Интересы имеют универсальное значение в жизни ребенка. Чрезвычайно сложная психологическая задача - найти верный интерес и следить за тем, чтобы от него не уклоняться и не подменять его другим.[5…]
Существует психологическое правило перехода естественных интересов к интересам прививаемым, воспитание которых и есть главная цель. Чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо привлекающим нас, уже знакомым, но он должен заключать в себе и новые формы деятельности. Совершенно новое и совершенно старое не способно заинтересовать нас. Кроме того, чтобы сопоставить новый предмет и личное отношение к нему ученика, надо сделать его изучение личным делом ученика. Иными словами, к новому детскому интересу надо идти через уже существующий детский интерес. Например, Торндайк предлагал для изучения химии использовать естественный интерес детей к кухне, но так, чтобы потом интерес к химии подавил интерес к кухне.[5..] Перед педагогической психологией встают проблемы разработки своеобразных ≪информационных моделей≫ для организации профессионального обучения, т. е. способов передачи обучаемому знаний (и организации их усвоения) о строении и работе технической системы для формирования требуемой структуры деятельности и ее ориентировочной основы. Чем более четкой является структура информационной модели, тем легче она усваивается и "отражается в концептуальной модели и тем меньше усилий и времени необходимы специалисту для решения оперативных задач. Чем полнее и точнее образ объекта, тем меньше времени требуется для оценки реальной ситуации и принятия оптимальных решений. [21..] Важное значение в обеспечении эффективности профессионального обучения имеют логико-психологические механизмы усвоения знаний. Логико-психологический и дидактический анализ процесса усвоения знаний требует выяснения понятия ≪знание≫. Это понятие многозначно и имеет несколько определений. Знание определяется как часть сознания, как общее в отражении предмета, как способ упорядочения действительности, как деперсонифицированная форма выражения сущности вещей, как продукт и результат познания, как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта. Подобная многозначность в определении понятия ≪знание≫ обусловлена множеством функций, которые реализуются знанием. В дидактике знание выступает и как результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как средство педагогического воздействия. Знание, входя в структуру прошлого индивидуального опыта обучаемых, меняет и преобразует структуру, поднимая обучаемого на более высокий уровень психического развития, опережая развитие (Л.С. Выготский).[5..]
С точки зрения перечисленных дидактических функций знания перед преподавателем всегда стоит несколько задач: перевести знание из его застывших форм в процесс познавательной активности учащихся; преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности; сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности. Познание -это процесс порождения знания. Результатом познания может быть обыденное, научное и учебное знание. Обыденное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и связи окружающей действительности. Научное знание представляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития. В процессе обучения предметом усвоения становится научное знание. В своих абстрактных формах научное знание не совсем и не всегда доступно, поэтому оно предполагает такие изменения формы его презентации, которые обеспечивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения.[16..] Преднамеренное изменение, реорганизация научного знания, упрощение или сокращение предметного разнообразия, которое в научном знании отражается, с учетом психологических особенностей и возможностей обучаемых, порождает учебное знание. Таким образом, учебное знание является производным от научного и в отличие от последнего является познанием уже известного или познанного, т.е. учебное и научное знание имеет разные источники происхождения или генетически различны. Вторым отличием учебного знания от научного является их функциональное различие, т.е. по назначению. Основной функцией учебного познания является приобретение определенного уровня общей или профессиональной квалификации, тогда как целью научного знания является создание и описание моделей мира. Учебный и научный типы познания различны и в общенациональном плане. Специфика учебного познания определяется тем, что учебно-познавательная деятельность осуществляется с помощью специальных учебных приемов, умений и действий, в то время как научное познание связано с поисковыми задачами, решаемыми с привлечением особых исследовательских методов. Учебное познание, как правило, осуществляется под руководством преподавателя, который выступает посредником между познающим субъектом и научным знанием, являющимся предметом усвоения. В научном познании роль посредника выполняет информационно-пояснительная деятельность специалистов в той или иной области научного познания.[25…] При всем многообразии различий между учебным и научным познанием, их отличает взаимообусловленность. Успешность учебного познания определяется прогрессом научного знания, а продуктивность научного познания оказывается зависимой от технологии учебного познания и его результатов в виде сформированных определенного рода знаний, умений и навыков. Учебное знание существует в трех формах: в форме учебной дисциплины, в виде учебного текста и в форме учебной задачи. Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, включающую закономерности познавательной деятельности учащихся и саму предметную форму научного знания, часть учебной дисциплины. Языковая форма выражения учебного знания образует текст. По виду учебные тексты бывают письменные (алфавитные, формульные, пиктографические), устные и технотронные (радио, звукозапись). Учебная задача как форма учебного знания может быть определена как некоторый этап учебно-познавательной деятельности и как упрощенная, рафинированная форма реальных проблемных ситуаций и как учебный текст или его часть /при этом решение задачи связано с пониманием текста). Важную роль в процессе усвоения знаний выполняет понимание. Ведущим признаком понимания считается вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же его свойств в их различных связях и отношениях. Понимание характеризуется также способом выделения общего в различных формулировках, самостоятельным переформулированием знания в системе разных понятий, способностью к квалификации, систематизации, группировке, квалификации объектов, доказательству теорем и теорий, способностью проводить приемы, решение нестандартных задач и решение задач нестандартными способами. Успешному усвоению знаний способствует такое системное психологическое образование, как индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности студентов (ИСПД). ИСПД принято рассматривать как психологический механизм усвоения студентами, школьниками знаний, умений и навыков, формирование, которого является одним из важных резервов повышения эффективности обучения. Как синоним ИСПД часто используется понятие ≪когнитивный стиль* (в зарубежной психологии). Обращаясь к сопоставлению между индивидуальными стилями в трудовой и профессиональной деятельности, необходимо отметить следующее. B.C. Мерлин и Е.А. Климов подчеркивали, что в трудовой деятельности индивидуальный стиль может проявиться только в способах и приемах работы, в то время как в учебной деятельности он проявляется и в продуктах творчества. Признавая положение Л.С. Выготского о том, что орудие - знак является условием управления процессом познания и познавательными процессами в целом, можно предположить, что индивидуальные стили пользования орудием -знаком характеризуют особенности индивидуальных стилей познавательной деятельности. В общенациональном плане ИСПД выступает v доминирование в ней аналитического или синтетического компонента. Подобно тому, как содержание стиля трудовой деятельности, по Е.А. Климову, определяется соотношением, а то* нее, преобладанием ориентировочных или исполнительских действий в ней, так и в познании перевес в сторону анализа ИЛЕ синтеза можно рассматривать как выражение ИСПД. Формирование индивидуального стиля в познании возможно лишь при условии положительной к нему мотивации. Ведущей формой положительной мотивации в сфере познания является познавательный интерес. ИСПД может стать условием преобразования положительной мотивации в профессиональную направленность личности. Если при этом понимать направленность как отношение к целям деятельности, то ИСПД является уровнем превращения абстрактного познавательного интереса в конкретную целевую установку, являющуюся психологической основой реальной деятельности. ИСПД является фактором профессионального становления личности. Вместе с тем, профессиональное становление студентов не сводится только к формированию системы знаний. Оно включает в себя и усвоение определенных умений и навыков. Поэтому важным показателем ИСПД является наличие таких практических навыков, которые могут иметь значение, как в учебной, так и в профессиональной деятельности студентов. К их числу следует отнести умения и навыки машинописи и фоностенографии, одинаково полезные как в учебной деятельности для ускорения записи лекций или для работы с клавиатурой ЭВМ, так и в разных видах профессиональной деятельности. Таким образом, усвоение знаний и формирование индивидуальных стилей познавательной деятельности является необходимым условием развития учебной деятельности в системе профессионального образования.[9…] Для педагога важно не просто способствовать усвоению понятия учениками, а прямо и активно управлять этим процессом. Для управления процессом формирования правил ьных понятий учителю необходимо, во-первых, вместе с учениками выделить соответствующие существенные свойства объектов, во-вторых, показать их значение для решения определенных задач. Выделение существенных свойств достигается двумя путями: на основе целенаправленного моделирования, когда необходимые свойства сразу изображаются с помощью схем и символов, или на основе варьирования, когда предъявляемый материал видоизменяется и чередуется так, что бы в нем выявлялись некоторые существенные свойства. Значимость для ученика достигается тем, что выделенные существенные свойства используют при решении определенных задач. Эти свойства становятся нужны ему как ориентиры целесообразного действия. Учитель должен показывать ученикам существенные свойства объектов, демонстрируя действия, посредством которых эти свойства могут быть выявлены или воспроизведены в процессе формирования понятий. Это может достигаться двумя путями. Первый заключается в том, что ориентиры действий устанавливаются и осваиваются на отдельных конкретных образцах. Теоретический анализ литературы позволил выделить комплекс психолого-педагогических условий усвоения знаний: формирование ценностного отношения к процессу обучения; наличие у обучающихся мотивации к учебно-профессиональной деятельности и в обучении в целом; использование инновационных, развивающих образовательных технологий, активных форм обучения и воспитания на основе сотрудничества и взаимопонимания; благоприятный микроклимат в учебных группах. Вывод по главе
Можно подвести следующий итог. . Усвоение может рассматриваться как элемент переработки информации, как механизм или как интеллектуальная деятельности человека, подходов к рассмотрению данного термина огромное множество. Главным остается то что усвоение это совокупность психологических процессов. . Контингент учащихся в том или ином месте обучения занимает немаловажное значение в формировании и усвоении знаний. Специфика освоения знаний в СПО сводится к практической деятельности, что наиболее полно поможет создать надежную платформу для усвоения. . Успешность усвоение знаний у студентов зависит от наличие мотивов в обучении позитивного отношения учащегося к учебной деятельности инновационный подход к обучению. успешному усвоению знаний способствует индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности благоприятный микроклимат в учебных группах, отношение внутри данной группе. Таким образом можно сделать вывод, что процесс усвоения может зависеть, как от возрастных потребностях в обучении, так и в условиях которые могут создаваться, как искусственно так и естественно. Преподаватель может создать обстановку как помогающую в усвоении знаний, так и мешающим.
Глава № 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|