Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.




Диалектика – это раздел философии, учение, теория, которая даёт философское решение проблемы существования универсума (понятие которое объединяет онтологию, гносеологию и включает в себя 3 сферы: природу, общество, мышление). Диалектика включает в себя не только теорию развития мира и его существования, но и метод познания и преобразования мира. Термин «диал» применял Сократ. Дословное значение – умение вести спор, диалог, беседу. Данное понятие возникло в связи с развитием античной демократии, которая предполагает умение полимизировать и обосновывать свои взгляды. Платон понимал под диалектикой не просто диалог, а логические операции объединения и разделения понятий при помощи вопросов и ответов, которые ведут к определению их содержания. Именно поэтому работы Платона написаны в форме диалогов и являются образующими диалектики. Гераклид развивает диалектику в виде общих законов о развитии мира, которое находится в постоянном движении и противоречиях сравнения взглядов. Платон и Гераклид показывают, что их диалектика относится к разным сферам реальности. Платон- диалектика мышления(субъективная), Гераклид-диалектика самого реального мира (объективная). Гегель создал целостную концепцию диал., которая включает принципы, законы, категории. Гегель формирует закон тождества субъективной и объективной диалектики, однако его принципы тождества основываются на идеалистических посылках. Гегель не видел разницу между мышлением и бытием, моделями и реальностью. Классическая фил-я определяет диал. как науку о наиболее общих законах природы, общением м мнениями. Диалектика сущ-ет в 2 формах: как метод (включает 2 принципа: всеобщие и взаимообуславливающие связи, принцип связи, принципы изменения и развития) и как теория. Принцип развития – увеличение, обладающее след. особенностями: 1)особый вид движения – самодвижение, 2)обладает направлением от простого к сложному,от малого к большему или наоборот (прогресс либо регресс),3) в развитии участвуют системы различной формы сложности, или организации – саморазвивающиеся системы. 4) развитие может быть представлено с двух позиций: диалектики(1.развитие по спирали (закон отрицания отрицания), характеризует по направлению, форме, результату 2.развитие скачкообразное, катастрафическое (закон перехода колич. изменений в качеств.),характеризует механизм развития 3.саморазвитие, даваемое противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей),отвечает на вопрос: почему происходит развитие? 4) взаимосвязь всех сторон каждого явления) и метофизики (1.движение по кругу с повторением пройденных этапов, 2)развитие как простое умение или увеличение, скачки отрицаются, 3) развитие происходит из-за внешних сил, отрицаются внутренние противоречия, 4) все явления рассматриваются изолированно, обособленно друг от друга)

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Её разновидностью является вечная истина (факты,сведения). Относительная истина – неполное, неисчерпывающее знание об объекте. Догматизм и релятивизм. Догматизм рассматривает истину как абсолютную, релятивизм – относительную. В этом случает теряется различие между истиной и заблуждениями.

 

 

№ 41 Диалектика как концептуальная модель разрешения противоречия

В ф-ии проблема бытия решается след. образом:1.Натуралистическим;2.Субъектно-гуманистическим.(1)-е решение предполагает допущение: сущ-т мат-й мир(природа) и внутри него –человек.(2)-е решение допускает: сущ-т человек и его деятельность (познавательная -позволяет конструировать мир).Сущ-т ли мир сам по себе? Каков этот мир? Каковы его св-ва? Решение? – через модели (гносиологию или теорию познания).Т.е. необходимо построить картинууниверсума: материальное + духовное = все реально существующее.Универсум объединяет онтологию и гносиологию, вкл. 3 сферы: природа, общество, мышление.Диалектика-учение, дающее фил-е решение проблемы сущ-я универсума.

Термин диалектика-Сократ-умение вести спор, беседу.(развитие античн. демократии).Платон – диалектика- логич. операции по разделению и объединению понятий с помощью? и ответов(субъективная). Гераклит – Д- общие закономерности развития мира(объективная).Гегель – Д-система (принципы, законы, категории). Объективная Д.= субъективная Д.

 

№42 Диалектика как с-ма принципов и категорий

ПРИНЦИП всеобщей связи и взаимообусловленности. Окр. ч-ка мир есть едина целостная с-ма в которой одно явление взаимообусловлено и связано с другим.Из принципа… вытекает принцип детерменизма-причинной обусловленности вещей и явлений. Каждое мнение имеет свою причину. В мире нет необъяснимых явлений. ПРИНЦИП гласит: каждое явление имеет связь с другим явлением; нет изолированных явлений.

ПРИНЦИП изменения и развития. Изменение вообще – фундаментальная категория движения. Развитие – самодвижение; отличается от движения: -внутренние источники; -направленность; -в развитии участвует система; -с-мы – разл-ой степени сл-ти и орг-ии.

Законы диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей 2.Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений

3.Закон отрицания отрицания Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития,охватывая его со всех сторон. Категории диалектики Каждый из законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это значит раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...