Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок прохождения военной службы военнослужащими-женщинами




Введение

 

На рубеже второго и третьего тысячелетий произошли серьезные изменения в профессиональной самореализации женщин. Профессии, ранее считающиеся традиционными мужскими (юриспруденция, менеджмент, политическая и издательская деятельность, маркетинг, организация психологического консультированияи др.) стали активно насыщаться «женским ферментом».

К профессиям, бастионы которых были успешно взяты женщинами, относится и военная служба. Как показывает анализ динамики комплектования вооруженных сил ведущих стран мира, женское представительство в них усиливается, армии феминизируются. Численность военнослужащих-женщин в вооруженных силах Израиля на начало 2001 года составляет 20% от общего состава, в США - 14%, во Франции - 9,1%, в Великобритании - 5,6% в вооруженных силах и 15% в английской полиции.

«Мы уже не можем отправляться на войну без женщин», - констатировал в 1991 году американский генерал К. Пауэлл, занимающий ныне в администрации Дж. Буша-младшего пост госсекретаря, перед началом операции «Буря в пустыне» по вторжению в Кувейт. И это не просто слова. В США военнослужащие-женщины получили наибольший доступ к военным специальностям (только в военно-воздушных силах для женщин открыты 99% специальностей рядового и сержантского и 86% офицерского состава).

В 1976 году при 38-м Президенте США Джеральде Форде было принято решение, разрешающее женщинам поступать в военные академии. После первого выпуска женщин в Вэст-Пойнте в 1980 году к началу 2000 года более 2 тысяч женщин-офицеров закончили это элитное военное училище. В результате на сегодня в армии США уже 10 женщин-генералов и более 300 полковников.

С 1997 года в норвежских ВМС торпедной субмариной «Ковбен - С-318» командует капитан третьего ранга Солвейг Крей. В 1998 году, впервые за 400-летнюю историю королевских ВМС Великобритании 28-летняя Сюзан Мур и 31-летняя Мелани Робинсон приняли командование мужскими коллективами на сторожевых кораблях «Эшер» и «Экспресс». Настоящей сенсацией для 55-ти мужчин элитного отряда спецназа британских ВВС стало назначение их командиром 36-летней Джоу Райсли-Причард. Бригадный генерал Сюзи Иогев находится во главе женского корпуса вооруженных сил Израиля («Хейл нашим»), насчитывающего свыше 36 тыс. человек. Одновременно она является помощником министра обороны по вопросам военной службы женщин.

Продолжают феминизироваться и вооруженные силы России. Если до 1985 года численность военнослужащих-женщин в нашей стране не превышала 5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в 10 раз и составила в 1996 году 350 тыс. человек. С учетом проведенного сокращения на начало 2001 года во всех российских силовых ведомствах сегодня - более 500 тыс. женщин в погонах, что равно населению таких российских городов как Мурманск, Иванове или Курск. Тенденция выраженного представительства женщин усиливается и в других силовых ведомствах России

 


Порядок прохождения военной службы военнослужащими-женщинами

 

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия.

Социально-экономическая ситуация в России стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом частей и подразделений. Кроме того, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, медицинское обслуживание, обмундирование и ежегодный оплачиваемый отпуск, различные социальные гарантии, компенсации и денежные надбавки - все это привлекает женщин в армию.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации проходят службу на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих рядового состава по контракту более 90 тыс. женщин.

Особенности порядка прохождения военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определяются тем, что, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, женщины-военнослужащие пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства.

Особенности порядка прохождения военной службы военнослужащими женского пола нашли отражение как в Федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237, так и в целом пакете законодательных актов органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих. В настоящей статье рассмотрим отдельные вопросы прохождения военной службы военнослужащими женского пола.

Порядок поступления на военную службу определяется нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон) и Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение).

Федеральным законом определены два вида поступления на военную службу:

добровольный - по контракту;

обязательный - по призыву.

Граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат, однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (в случае, если не состоит на воинском учете - в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

Пунктом 2 ст. 5 Положения установлено, какие сведения должны содержаться в заявлении. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, а также представляет следующие документы:

а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

б) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;

е) дополнительные документы (перечень и содержание дополнительных документов могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации, а в воинских частях - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

Заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, регистрируются и принимаются к рассмотрению. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту.

Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по основаниям, перечисленным в п. 5 ст. 5 Положения.

Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания о выполнении следующих действий:

о проведении медицинского освидетельствования кандидата;

о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны соответствовать требованиям, установленным ст. 33 Федерального закона.

Действующее законодательство не предусматривает таких ограничений для поступления на военную службу женщин, как семейное положение, наличие детей (в том числе дошкольного возраста).

Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

Направление кандидатов в воинские части осуществляется военным комиссаром в соответствии с заключением о наличии вакантных должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.

Первый контракт о прохождении военной службы может быть заключен с гражданами женского пола в возрасте от 18 до 40 лет, как состоящими, так и не состоящими на воинском учете. Принятие граждан женского пола на военную службу по контракту производится только при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, определяется Министром обороны Российской Федерации, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Во время прохождения военной службы женщины-военнослужащие могут быть назначены только на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями.

Беременные женщины-военнослужащие в соответствии с медицинским заключением и с их согласия, а также имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности (на срок до достижения ребенком возраста полутора лет), могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Положения военнослужащим женского пола отпуска по беременности и родам предоставляются на основании заключения военно-врачебной комиссии продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов - 86) после родов. При многоплодной беременности отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью 84 календарных дня до родов, при рождении двух или более детей - 110 календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком - отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года.

Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года.

Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.

Женщинам-военнослужащим для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Не допускается увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, а также имеющих детей в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию и в случаях, предусмотренных в Федеральном законе:

при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола не годным к военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

в связи с лишением воинского звания;

в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

Довольно распространенной является такая ситуация: во время нахождения военнослужащей в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком истекает срок контракта о прохождении военной службы. В данном случае возможны два варианта:

. Женщина желает продолжить военную службу. Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность. Исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающей ее военнослужащей в отпуске по уходу за ребенком может быть возложено на военнослужащего с его согласия (п. 2 ст. 12 Положения), либо эта воинская должность может быть замещена лицами гражданского персонала соответствующих специальностей. После окончания отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком военнослужащая-женщина заключает новый контракт в течение одного месяца с момента прибытия в воинскую часть. При этом военнослужащей, не достигшей предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда она подлежит досрочному увольнению с военной службы, а также при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом.

. Женщина не желает продолжать военную службу. Женщина-военнослужащая, находящаяся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, не может быть исключена из списков личного состава воинской части. Во время отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком даже при истечении срока контракта она продолжает прохождение военной службы, за ней сохраняется статус военнослужащей. Увольняется в таком случае военнослужащая после прибытия в воинскую часть после окончания указанных отпусков (в соответствии с Положением).

На военнослужащих-женщин распространяются также иные социальные гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.

Не допускается привлечение военнослужащих-женщин к несению гарнизонной и караульной служб, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложения венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за независимость и свободу Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий (ст. 9 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации).

Запрещается назначение военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы (ч. 2 ст. 271 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) и др.

С учетом увеличивающегося числа женщин-военнослужащих необходимость применения законодательства об охране семьи, материнства и детства приобретает все большую актуальность. Незнание законодательства или его произвольное толкование приводит к ущемлению прав военнослужащих-женщин и не отвечает государственным интересам по охране семьи, материнства и детства.

Так, во время проведения Главной военной прокуратурой проверки исполнения законов, направленных на обеспечение социальной защиты, безопасных условий службы и прав женщин в армии, было выявлено около 3000 нарушений прав военнослужащих-женщин. Женщинам необоснованно отказывают в заключении контрактов о прохождении военной службы, в контракт включаются положения, ущемляющие их права, они часто привлекаются к работе, не предусмотренной должностными обязанностями, матери, имеющие малолетних детей, привлекаются к работам в ночное и сверхурочное время, в том числе в составе суточных нарядов. Нарушения особенно распространены в отдаленных гарнизонах. Это связано с тем, что и командиры (начальники), и военнослужащие-женщины плохо знают законодательство, испытывают дефицит информации.

Представляется, что соблюдению прав военнослужащих женского пола при прохождении ими военной службы должны уделять больше внимания должностные лица как органов военного управления, так и различных государственных структур, общественных организаций и объединений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...