Формы и методы адаптации военнослужащих-женщин
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих-женщин учитывалась специфика их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенность самопрезентационных моделей в межличностном общении с мужчинами. Учитывая, что военно-профессиональное адаптация женщин имеет выраженную прикладную направленность в отношении воинской деятельности, технологии педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими задачами военной службы, а с другой - спецификой воинской специализации конкретной типологической группы военнослужащих-женщин. В организации процесса адаптации в ходе профессионального воспитания военнослужащих-женщин предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений офицеров-руководителей и подчиненных, а не методам прямого воздействия на них. Изучение практики работы с военнослужащими-женщинами показало, что взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями: · использование преимущественно методов военно-профессиональной ориентации в военной среде и метода убеждения при формировании профессионального сознания; · учет негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов военно-профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности и т.д.); · оптимальное сочетание методов поддержки военнослужащих-женщин из «группы риска» (одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т.д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.
Приоритетными направлениями адаптации военнослужащих-женщин к условиям службы являются: · четкое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей; · активное включение военнослужащих-женщин с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки в целях быстрейшего освоения воинской специальности как условия завоевания профессионального авторитета; · тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей; · разумный учёт психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок; · продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика в оценке качества выполнения служебных обязанностей; · организация регулярных встреч военнослужащих-женщин с руководством части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем; · формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих-женщин и мужчин в части (подразделении), где определяющее значение принадлежит личному примеру командира. Исходя из направлений, определяются и методы адаптации военнослужащих-женщин. К основным из них относятся следующие: метод убеждения как важнейший метод военнослужащих-женщин, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах; метод «контрастной беседы», основывающийся на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющих различные формы и средства воспитания; метод положительных примеров в профессиональной деятельности женщин и определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;
метод «сдерживания отрицательных эмоций», предполагающий отвлечение женщин от переживаний путем активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о «серьезном разговоре», поручение заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств; метод материального и морального стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, направленный на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий военнослужащих-женщин; метод поощрения как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их природных способностей, как правило, профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи военнослужащих-женщин необходимо широко популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов; метод дифференцированного подхода к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных решений при рассмотрении всех вопросов, связанных с коллективом, где проходит службу военнослужащая-женщина, и с проблемной ситуацией, в которой она оказалась. Практика воспитательной работы с военнослужащими-женщинами свидетельствует о том, что, осуществляя их воспитание, необходимо вместе с тем стремиться избегать излишнего, неоправданного всепрощенчества. Это, как правило, ведет в тому, что женщины начинают выделять себя как особую привилегированную группу и считать, что командованию изначально необходимо предъявлять к ним заниженные требования по службе. Задача офицера-руководителя - быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности, при этом быть подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать также, что именно на офицере-руководителе лежит ответственность за создание для военнослужащих-женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма, при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки военнослужащих-женщин в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.
Заключение
Давайте зададим себе вопрос: «Много ли мы делаем для профессиональной поддержки женщин в условиях военной службы?» Мне хотелось бы привести в этой связи слова великого русского писателя Дмитрия Писарева: «Оглянемся на самих себя: посмотрим, что мы - люди дела и люди мысли - дали и даем нашим женщинам? Посмотрим - и покраснеем от стыда! Порисоваться перед женщиной изяществом чувств, очаровать ее красивою смелостью честного порыва - это наше дело, на это мы мастера. А дальше, когда надо эту самую женщину поддержать, защитить, ободрить, - мы на попятный двор». Эти слова актуальны и сегодня. Гендерный анализ проблем воинской деятельности и выработанные на его основе рекомендации помогут обрести женщинам полноценную жизнь в условиях военной службы. Тем более что многие из них доказали право на это своей многолетней добросовестной службой, профессиональными способностями и качествами высококлассных специалистов.
Список используемой литературы 1. Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. - М.: Свободный путь, 1913.-113 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. 299 с. . Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности/ Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-С. 153-161 . Адамъянц Т.В. В поисках имиджа (как стать телезвездой), М., Добрая книга, 1995. 219 с. . Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. - С. 37-74 . Ананьев Б.Г. О методах современной психологии: Психодиагностические методы. Л., 1976. - 401 с. . Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 399 с. . Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с анг.: В 2-х кн. - М.: Педагогика, 1982.-318 с. . Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. М.: МГУ, 2004. 367 с. . Ю. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций - XX век. М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. - 527 с.
. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - С. 115-129 . Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. -1973. - №4. С. 173-180. . Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. - С. 34-49 . Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. -208 с. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 1999. - 125 с. . Симона де Бовуар. Второй пол: Пер. с франц.: В 2 т. - М.: Прогресс, 1997. - Т.1. - С. 408. . Турецкая Г.В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дис. … канд. психол. наук. - М.: Ин-т психологии РАН, 1999. - С. 34; Она же. Женщина и работа: Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследования. - 2001. - №1. - С. 24-27. . Игуменова Т.В. Оптимизация индивидуальной деятельности женского лидера в условиях военной службы: Дис. …канд. пед. наук. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|