Тема 6 Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений.
Модели принятия управленческих решений.
В анализе процесса принятия управленческого решения можно выделить наиболее общие определенные этапы. На рис 6-1 представлен цикл процесса принятия управленческого решения.
Рисунок 6-1. Цикл процесса принятия управленческого решения.
Когда существует много альтернатив, процесс принятия решений становится очень сложным. К тому же, многие решения принимаются в новых ситуациях, которые не могут быть разрешены на основе прошлого опыта. В таких случаях разрабатывается модель принятия решения. Модель принятия решения представляет собой числовое или символьное выражение переменных и параметров, влияющих на данное решение. Переменные — это факторы, контролируемые управляющей системой.— это неконтролируемые системой факторы и операционные условия и ограничения. Например, разрабатывается управленческая модель опенки новых видов изделий к производству. Анализ должен включать такие параметры как потребительский спрос, рост рынка, действия конкурентов и ограничения производственной мощности. Переменными в этой модели будут являться цена продажи единицы изделия, затраты на его производство, производственные технологии. Основной задачей при разработке такой модели будет определение всех переменных и параметров, имеющих отношение к данному решению, сбор всей необходимой информации и представление ее в надлежащем виде.
Понятие релевантности. Релевантный подход в управлении.
Процесс выработки управленческого решения заключается в сравнении двух или более возможных вариантов разрешения имеющейся проблемы и выбор наилучшего из них. Предоставление необходимой информации для руководства по каждой альтернативе обеспечивает бухгалтер по управленческому учету, руководители на основе этих данных оценивают возможные варианты решения проблемы.
Релевантные затраты — это ожидаемые будущие затраты и доходы, которые различаются по альтернативным вариантам. Заметим, что в этом определении указаны два критерия отнесения затрат и доходов к релевантным. Релевантными могут быть только затраты, во-первых, относящиеся к будущему управленческому решению, и, во-вторых, отличающиеся по вариантам. Следовательно, фактические (исторические) данные сами по себе не являются релевантными, они не будут полезными при выработке решения и могут вообще не рассматриваться при обсуждении альтернатив. Прошлое мы изменить уже не можем. Прошлые данные о затратах тем не менее необходимы, как основная база для прогнозирования величины и поведения будущих затрат. Релевантный подход позволяет в процессе принятия управленческого решения сконцентрировать внимание только на релевантной информации, что при значительных объемах информации позволяет облегчить и ускорить процесс выработки наилучшего решения. Разница в затратах и доходах по альтернативным вариантам называется приростными затратами и доходами, а также дифференциальными или чистыми релевантными. Составляя отчеты для руководства бухгалтер может включать в них только релевантную информацию. Метод, использующий для сравнения альтернативных проектов отклонения по статьям доходов и расходов, называется приростным анализом. Отчет, составленный с применением этого метода, облегчает оценку вариантов для принимающего решения, сокращает время, необходимое для анализа и выбора лучшего варианта действий.
Вопросы для самопроверки 1. Информация о будущих затратах и доходах, которая отличается по альтернативам, называется:
а) приростная информация; б) релевантная информация; в) информация о переменных затратах; г) информация об устранимых затратах.
2. Процесс принятия управленческого решения обычно включает: а) анализ двух или более альтернатив и выбор наилучшей из них; б) выбор действий, которые обеспечивают наибольший объем продаж; в) получение внешнего финансирования для проектов; г) отбор только двух альтернатив для анализа.
3. Все управленческие решения должны быть обеспечены: а) детализированным анализом релевантных данных, обычно состоящих из прошлых затрат и доходов; б) анализом одного варианта действий; в) анализом альтернативных вариантов действий; г) подтверждением акционеров.
4. Что из следующего вероятнее всего будет рассматриваться как приростные затраты: а) затраты на обработку (добавленные затраты); б) операционные периодические затраты; в) общепроизводственные расходы; г) прямые затраты на продукт.
5. Вообще говоря, все переменные затраты являются релевантными к решению, а все постоянные затраты являются нерелевантными: а) да; б) нет
6. Одноразовый специальный заказ при условии, что производственные мощности позволяют его произвести, никогда не будет принят по цене ниже суммарных затрат на единицу продукции, включающих все постоянные и переменные затраты: а) да; б) нет
7. Затраты, которые являются релевантными к решению, могут включать: а) ожидаемые будущие постоянные затраты; б) прошлые переменные затраты; в) и то и другое / и а) и б)/; г) ни то ни другое.
8. Исторические затраты могут быть: а) релевантны к решению о будущем; б) полезными в предсказании будущих затрат; в) и то и другое; г) ни то ни другое.
9. Компания по аренде автомобилей сравнивает два вида машин для пополнения своего парка. Качественные факторы в данном решении могут включать: а) количество километров на один литр бензина; б) уровень комфорта и удовлетворения клиентов; в) и то, и другое; г) ни то, ни другое.
10. В решении по принятию специального заказа будущие постоянные затраты: а) являются нерелевантными; б) являются обычно релевантными; в) могут быть релевантными.
11. Тип отчета, который является более полезным при выработке решения принять специальный заказ или отказаться от него, есть: а) отчет о прибылях и убытках при учете полных затрат; б) отчет о прибылях и убытках при маржинальном подходе.
12. Нахождение маржинальной прибыли на единицу лимитирующего фактора необходимо в анализе какого из следующих решений: а) продавать или осуществлять дальнейшую обработку; б) покупать или производить самим; в) принять или нет специальный заказ; г) выбор структуры (ассортимента) продукции. Задачи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|