Тактические характеристики фехтования на различных видах оружия
Фехтование на всех видах спортивного оружия подчиняется основным закономерностям. Однако различные виды оружия, а отсюда и специфичность ведения боя оказывают влияние на тактику. Такая характеристика фехтования на различных видах оружия имеет задачу подсказать бойцам объективно выгодную манеру ведения боя и боевой арсенал приемов, избавить их от длительных и трудных исканий. Особенности фехтования на рапирах Для фехтования на рапирах характерны три основных момента: 1) рапира -оружие только колющее; 2) особая ограниченность поражаемого пространства; 3) наличие фактора тактической правоты в правилах ведения боя. Этот фактор присущ и фехтованию на саблях, но там он практически менее значим. Возможность поражения противника только уколом и в ограниченную поверхность позволяет бойцам на рапирах держать в бою дистанцию не столь большую, какой придерживаются бойцы на саблях и шпагах. Это обстоятельство вызывает постоянную предельно острую дистанционную настороженность рапириста. Он не имеет возможности распрямить ноги и опустить вооруженную руку, что свойственно бойцам на саблях и реже на шпагах, позволив себе некоторый отдых. Относительная близость противника заставляет рапиристов глубоко и широко "сидеть" в боевой стойке, а при маневре, атаке и отступлении применять строго лимитированные движения с четким завершением (выпады, одинарные шаги вперед и назад, сочетание шагов и скачков с выпадом). Игра дистанцией в фехтовании на рапирах по сравнению с фехтованием на саблях и шпагах имеет добавочные средства, поскольку умышленное и неожиданное сближение с атакующим противником выступает как прием активной обороны. Только рапирист имеет весьма реальную возможность спастись от укола посредством сближения. Это же обстоятельство делает контратаку с выпадом в бою рапиристов особенно выгодным приемом.
Близость противников в боях на рапирах и умышленное применение сближений приводят к частым соприкосновениям клинков, к борьбе оружием, в связи с чем придают исключительное значение "чувству железа" и ловкости в овладении рапирой. Ни в одном виде фехтования техническое мастерство не дает таких преимуществ в бою, как в фехтовании на рапирах. Поэтому рапиристы уделяют особое внимание техническому совершенствованию и разнообразию боевого репертуара. Ограниченность поражаемого пространства и применение только уколов в фехтовании на рапирах облегчают оборону посредством использования защит с ответами. Этим объясняется то обстоятельство, что процент наносимых уколов в ответах является наибольшим в боях на рапирах. Относительная легкость отражения атаки посредством парирования и широкое применение перехватов приводят к тому, что многие мастера фехтования предпочитают вести бой в обороне и добиваются при этом хороших спортивных результатов. Объективная легкость активной обороны в бою рапиристов приводит к широкому применению атак с действием на оружие. В этих атаках рапирист готовит неожиданность начала их возникновения и направления воздействия клинком на клинок противника. Все эти меры, особенно воздействие клинком на клинок, направлены главным образом на уменьшение опасности получения туше в контратаках. В свою очередь, частое применение действий на оружие в неожиданных Для противника направлениях приводит к использованию контратак с переносом (купэ), в результате чего контратакующий избавляется от необходимости предугадывать, какое действие на оружие в своей атаке выполнит противник.
Характерным для фехтования на рапирах является также широкое применение уклонений туловищем. Компактность поражаемого пространства рапириста приводит к широкому использованию обобщающих (безотносительных) защит. Немалое значение в атаках рапириста имеет способность быстро и четко представлять перемещения клинков при предполагаемых сложных парадах обороняющегося, тем более что сложные безотносительные защиты нередки в этом виде фехтования. Особенности фехтования на саблях Основными моментами, определяющими тактическую характеристику фехтования на саблях, являются: подчинение боя правилам тактической правоты и разноплановость и обширность поражаемого пространства, а отсюда относительная трудность применения зашит, что означает легкость поражения в средней и критической дистанциях. Бой фехтовальщика на саблях проходит в большем отдалении друг от друга, чем в фехтовании на рапирах и шпагах. Это обстоятельство очень затрудняет благополучное преодоление опасностей в фазе сближения при атаке. Возникает острая борьба за внезапность углубления в зону возможных контратак противника. Этот момент является тактическим стержнем и в фехтовании на других видах оружия, но здесь у бойцов на саблях вследствие длительности прохождения фазы сближения возникает сложная дистанционная игра, которая является главным содержанием тактики сабельного боя. Атаки, как правило, проводятся с "открытыми глазами", т. е. без априорного предопределения их технического содержания, которое обычно зависит от поведения и действий обороняющегося противника. Ожидание ударов в темп и останавливающих уколов заставляет атакующего подсказывать противнику определенные действия, на что обороняющийся, зачастую разоблачая вызовы противника, успешно применяет финты и перехваты. Обманы ударом или уколом в контратаке, в свою очередь, создают благоприятные предпосылки для нанесения туше в контртемп. Контртемповые атаки завоевали прочное место в боевом репертуаре бойцов на саблях. Широкое применение в обороне ударов в темп по руке, как по наиболее доступному участку поражаемого пространства, вызывает контрдействие - простую контртемповую атаку ударом по руке. Это обстоятельство заставляет противника не слишком увлекаться в обороне ударами в темп по руке.
Необходимость преодолевать в атаке большое расстояние, чтобы войти в критическую дистанцию, вынуждает фехтовальщиков на саблях прибегать к ложным атакам. Ложные атаки являются наименее рискованным способом приближения, поскольку они могут легко переходить в истинную атаку или служить умышленной или невольной подготовкой для успешного проведения повторной атаки. Большая отдаленность бойцов друг от друга, удлиненное поле боя (24 метра) и трудность применения парадов приводят к широкому маневрированию и глубоким и быстрым отступлениям, а следовательно, и к догоняющим атакам броском. Необходимость в больших перемещениях и пространственный простор делают выгодным для бойца на саблях вести бой в высокой свободной стойке. Равное примерно по объему использование в обороне парадов с ответами, ударов в темп, перехватов и останавливающих уколов предъявляет к бойцам на саблях очень высокие требования - быстро, легко и внезапно переключаться с одного намерения на другое. Особенности фехтования на шпагах Фехтование на шпагах до самого последнего времени в Западной Европе называлось боевым фехтованием. Это объясняется тем, что правила ведения боя на шпагах и отчасти особенности самого оружия приближают по форме этот вид фехтования к условиям дуэльного поединка. Для фехтования на шпагах характерны два основных момента: 1) правила разрешают наносить укол в любое место противника за исключением незащищенных шеи и затылка, что создает ярко выраженную двуплановость поражаемого пространства по глубине; 2) отсутствие в правилах боя критерия тактической правоты, а отсюда и понятия фехтовального темпа. Вопрос, кто раньше коснется противника острием шпаги, - единственная забота фехтовальщика на шпагах, определяющая всю тактику ведения боя. Опережение укола возводится в высший критерий. Укол противника, нанесенный всего на одну двадцатую секунды позже укола атакующего, уже не фиксируется аппаратом, хотя второй укол во время дуэли был бы также действенным и победа досталась бы тому, кто из противников нанес более серьезную рану.
Стремление бойца на шпагах опередить противника уколом на абстрагированный от подлинной боевой практики отрезок времени приводит к некоторой упрощенности технического репертуара, что выражается в преимущественном применении уколов прямо. Тактической альтернативой "голого опережения" является попытка своим уколом задержать или совсем устранить укол противника посредством оппозиции. Зачет уколов обоим противникам при одновременности их нанесения в бою приводит к тому, что боец, имеющий преимущество в количестве нанесенных уколов, стремится к обоюдным уколам. Однако эти несоответствия дуэли не умаляют значения фехтования на шпагах. Бой на шпагах проходит в частых попытках поразить уколом руку, на фоне которых бойцы совершают глубокие выходы в атаки на отдаленные части поражаемого пространства, преимущественно на туловище. Обычно поводом и началом для глубоких атак служит взятая защита от одной из попыток противника нанести укол в руку. Основным средством обороны в бою на шпагах является контратака, приводящая к широкому применению атак второго намерения. Ответы в этих атаках, как правило, принимают характер развитой ответной атаки броском, в которой взятая защита переходит в захват и укол с оппозицией. В вопросе о том, в чем же должно выражаться невольное оборонное реагирование на внезапную попытку противника нанести укол - в стремлении ли применить парад или контратаку, у мастеров фехтования на шпагах и тренеров нет единого мнения. Очевидно, допустима доминанта как рипостовая, так и контратаковая в зависимости от индивидуальных особенностей бойцов. Особенно большое место в фехтовании на шпагах занимают сдвоенные уколы (ремизы). Многие большие мастера-фехтовальщики при парировании их попытки нанести укол применяют не защиту с контрответом, а сдвоенные уколы с оппозицией. Проведение этого приема у них носит характер невольного рефлекторного движения. В вопросе, что же является предпочтительнее - установка на ремиз или контрответ, тоже нет единого мнения. Эти приемы, как преднамеренные акты боя, используются с учетом боевых моментов. Ярко выраженная в фехтовании на шпагах борьба за ничтожное по времени опережение придает исключительное значение чувству боя, и в частности скоростной ориентировке, которая здесь в большой мере носит характер простой двигательной реакции. Этим обстоятельством объясняется меньшая устойчивость результатов у бойцов на шпагах по сравнению с другими фехтовальщиками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|