Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы индивидуального урока




Индивидуальный урок наряду с учебными боями представляет собой основную методическую форму упражнений в тренировке фехтовальщиков старших разрядов и мастеров. Эволюция индивидуального урока продолжается. В нем постепенно расширяют сферу воздействия тренера на ученика, обогащают урок новыми педагогическими аспектами и увеличивают арсенал методических приемов.

Прогресс, происходящий в индивидуальном уроке, имеет общее направление, закономерно вытекающее из предпосылок прошлого, а именно: от узких задач формально понимаемой техники к широкой задаче обучения умению вести бой. Однако все еще силен авторитет фехтовальной классики, хотя чрезмерная преданность ей лишила некоторых наших компетентных тренеров педагогических успехов.

Основными недостатками индивидуальных уроков ортодоксального направления, свойственного большинству старых зарубежных тренеров и отчасти нашим тренерам, являются:

1) нарочито условная, специально тренерская техника выполнения приемов, на которые должен реагировать на уроке ученик;

2) проведение приемов в отрыве от боевых ситуаций - поводов их применения;

3) всепоглощающая забота о технике, в частности о достижении пространственной правильности выполнения приема.

Первый недостаток приводил и приводит к тому, что движения ученика, как ответ на условные действия тренера, принимают особый условно-урочный характер. Урок приобретает самостоятельное, изолированное от боевой практики, существование.

Второй недостаток приводит к тому, что ученик, привыкший выполнять действия на пассивном или даже нарочито помогающем выполнению приемов противнике-тренере, не может инициативно применять в условиях боя отработанные на таком уровне действия против сопротивляющегося противника.

Третий недостаток приводит к тому, что тренер, уделяя почти все свое внимание формально пространственной правильности выполнения приема учеником, формирует у него специфические урочные навыки гимнастического характера, в которых форма довлеет над целью, над содержанием.

Все эти недостатки вкупе делают индивидуальный урок мало продуктивным занятием для наращивания боевого фехтовального мастерства, т. е. он теряет свое широкое методическое значение. Такие уроки даже как средство чисто технического совершенствования не выполняют своей задачи, поскольку автоматизирование и вариативность выполнения приема достигаются лишь на фоне систематически вносимых в урок неожиданностей, которые отвлекают внимание и мысли ученика от процесса выполнения на разрешение задач тактического содержания.

Индивидуальные уроки наших ведущих тренеров всегда наводят психологические и технические мосты в учебном бою, из которого налаживаются переходы в соревновательный. Тренер, дающий индивидуальный урок, должен создавать и поддерживать в ученике психологию, сходную в некоторых моментах с психологией ведущего бой фехтовальщика, что в первую очередь достигается тем, что тренер постоянно заставляет ученика действовать, побуждая его к этому своими движениями.

Ученик должен узнавать урочные ситуации во время боя и действовать при этом без излишней потери времени на перевод с условно-урочного языка на боевой.

Роль индивидуального урока в подготовке фехтовальщиков старших разрядов

В индивидуальном уроке переплетаются две линии: воспитательная и образовательная. Некоторые упражнения в нем предназначены для развития физических и психических качеств в их специализированно-фехтовальном выражении. Другие же направлены на оснащение спортсмена техническими и тактическими умениями и навыками фехтования.

Индивидуальный урок и учебный бой в советской школе фехтования психологически связаны воедино. В учебном бою ученик постигает психологию единоборства, его эмоциональную атмосферу, его конфликтную игру ума и воли, приобретая поначалу "темное" чувство боя и возможность целенаправленно действовать. Но все это не будет способствовать повышению уровня спортивного мастерства, приобретению четких двигательных навыков и тактически специфических умений, если не станет сочетаться с направляющим и формирующим воздействием индивидуального урока.

Урок формирует фехтовальщика, организуя его движения и мышление; учебный бой воспитывает способность самостоятельно работать над собой. Сочетание этих двух моментов - необходимое условие для рождения большого спортсмена.

Совершенствование отдельных тактических качеств, умений и навыков осуществляется в соответствующих упражнениях индивидуального урока. Эти упражнения в упрощенной, облегченной форме дают возможность ученику-разряднику концентрированно и изолированно осваивать предлагаемые тренером моменты тактики.

Формирование боевого репертуара и манеры боя

Боевой облик, боевая характеристика фехтовальщика, т. е. те технические и тактические приемы, которые он выполняет в схватке в решающей степени, зависят от содержания и характера индивидуальных уроков. Такое формирующее воздействие уроков возможно только в том случае, когда они проводятся систематически и тренер пресекает в условиях боя проявление всяческой отсебятины.

Индивидуальный урок оказывает большое влияние на формирование бойца. Поэтому тренер крайне внимательно, осторожно и вдумчиво должен пользоваться этим мощным методическим средством.

Как известно, начинающих фехтовальщиков - учеников одного и того же тренера - можно сразу узнать, как только они начинают "драться". И это вполне закономерно и неизбежно.

Все они применяют в основном одни и те же технические и тактические приемы, которые с особой настойчивостью предлагает им их тренер. Возникает проблема, как сделать так, чтобы начальная однотипность боевого облика учеников не господствовала в будущем над индивидуальным боевым творчеством. Решение этой проблемы в большой степени зависит от двух моментов: 1) широты фронта изучаемых приемов; 2) степени свободы ученика в условиях боя.

Под широтою фронта имеется в виду количество приемов, одновременно изучаемых учеником. Некоторые тренеры полагают, что пока не будет основательно или даже окончательно освоен учеником узкий круг определенных приемов, не следует переходить к освоению нового учебного материала. Другие же тренеры считают, что изучение нового материала не должно задерживаться медленностью освоения предыдущих приемов. У таких тренеров круг одновременно изучаемых учениками приемов всегда широк. При этом все приемы находятся на разных ступенях усвоенности.

Например, ученик очень медленно и с большим трудом осваивает выпад. По всему можно судить, что правильно делать его он будет лишь через год-полтора, а "идеального" выполнения он никогда не добьется. Имеет ли право тренер в этом случае сочетать совершенствование неосвоенного выпада с изучением новых приемов атаковых сближений? Бесспорно! Такой подход расширяет фронт синхронно изучаемых приемов и дает большой простор для индивидуального боевого творчества, т. е. не грозит фехтовальщику "окостенением" его боевого репертуара.

Второй момент--степень свободы ученика в условиях боя раскрывается применительно к методике учебного боя. В индивидуальном уроке тренер должен предлагать ученику широкий ассортимент различных элементов приемов, заботиться о том, чтобы как можно большее количество их шло на создание боевого репертуара учеников.

Уловив присущие ученику наклонности, тренер обязан через задания на учебный бой и особенно посредством индивидуальных уроков, нацеленных на полное раскрытие индивидуальных преимуществ, нейтрализовать "тяжелые" недостатки ученика и помочь ему правильно найти себя.

Какой же боевой репертуар следует насаждать тренеру своим ученикам? Такой, в котором воплощались бы основные моменты тактического мышления, раскрытые в первой главе.

И вот здесь для тренера возникает большая техническая трудность. Ему приходится в действиях правдиво выражать определенные психологические моменты тактической борьбы, которые он сам фактически не переживает. При этом правдивость должна сочетаться с острым чувством боевой реальности.

Тренер не должен выдумывать боевые ситуации, которые почти или вовсе не встречаются в бою из-за их несуразности. От ученика тренер должен добиваться, чтобы его действия носили боевой характер. Тренер, предлагая ученику различные учебные боевые эпизоды и развитые ситуации, должен постоянно ощущать степень их боевой реальности. Всякое неправдоподобие в учебных взаимодействиях с учеником следует воспринимать как брак в работе, как дезориентацию ученика в чувстве боя. Это требование, однако, не исключает иногда в целях чисто технического исправления отдельных движении возможности абстрагировать их от обстановки боя.

Особую направленность получают индивидуальные уроки в конце основного периода, т. е. в непосредственной близости от соревнований. Уроки, учебные и соревновательные бои здесь уже преследуют одну цель: подвести ученика к состоянию спортивной формы.

Спортивная форма в фехтовании характеризуется проявлением учеником высшей степени "боевитости", на которую он способен. И если основной период посвящается главным образом боевой подготовке, т. е. совершенствованию всех сторон боя и главным образом тактико-технической, то на финишной прямой к соревнованиям усиливается акцент на морально-волевую, эмоциональную подготовку. Заключается она в том, что тренер, применяя различные методические средства, стремится создать оптимальную психологическую настроенность для наиболее полного проявления учеником всех своих спортивных возможностей.

Достигается это с помощью увеличения интенсивности занятий, подчинения их особому ритму предельных напряжений и расслаблений, похожему на режим спортивной деятельности бойца во время соревнования, возбуждение спортивного задора, сочетаемого с физиологической "свежестью" и стремлением к физической разрядке. Объем занятий как по чистому времени тренировочного действия, так и по продолжительности занятия в целом сокращается, а амплитуда взлетов интенсивности и расслабления увеличивается.

Индивидуальный урок в это время приближается по своему содержанию, фактуре и по предъявляемым требованиям к бою. Все упражнения урока проходят на фоне ожидания учеником возможных неожиданностей, которые заставляют его молниеносно ориентироваться в сложных боевых перипетиях, импровизировать, предвидеть, проявлять предельную настороженность и собранность, чтобы завершать финальные движения быстро и мощно. Урок по ритму усилий и продолжительности должен быть похожим на встречу, состоящую из трех-четырех боев на пять (четыре) туше.

Умышленные методические нарушения правил боя. Как уже говорилось, тренер, давая индивидуальный урок ученику, своими движениями по возможности должен походить на противника, сохраняя при этом логику и правила спортивного боя. Однако бывают моменты, когда тренеру выгодно сознательно отойти от этого правила. Например, в тех случаях, когда он работает над продолжением фразы после неожиданно несостоявшейся попытки ученика поразить противника.

Примеры: 1. Ученик упражняется в проведении повторных атак после того, как он не достал противника в первой истинной атаке.

В этом случае ученика, знающего заранее, что он не достанет оружием тренера, трудно заставить выполнить не ложную, а действительную атаку, полноценную психологически и технически попытку нанести туше. Поэтому необходимость в совершении повторной атаки не будет для него неожиданным экспромтом. Чтобы упражнение было полноценным, тренер должен нет-нет да и дать возможность ученику поразить его, при этом сохраняя возможность выполнения учеником повторной атаки.

2. Ученик упражняется в отражении неспровоцированных контрответов и нанесении ответов на контрответы. В этом случае, как и в первом примере, ученика, который знает, что его ответы на атаку тренера не достигнут цели, трудно заставить проводить полноценные ответы с намерением нанести укол-удар. Чтобы избежать неполноценных ответов ученика и создать неожиданность для отражения контрответов, тренеру следует изредка недобирать защиту от ответов ученика и продолжать фразу. Здесь тренер хоть и нарушает правила боя, выполняя движение контрответа, но его задача сводится к тому, чтобы ученик, применив парад, нанес укол-удар в ответе на контрответ. Таких примеров можно привести много, и все они служат созданию у ученика боевой психологии посредством формального нарушения правил боя.

Нарушения правил допустимы и в заданиях на учебный бой. Например, учебный бой на счет ведется на условиях: укол-удар, нанесенный в контратаке, прерывает бой, но не засчитывается; укол-удар, выполненный в атаке, расценивается за полтуше, а в ответе - за полное туше.

Оправданием таких нарушений правил в учебных боях служит нередко возникающая необходимость специального формирования у ученика боевого репертуара или его выправления. Нетрудно угадать, что в примерном задании на учебный бой ученики страдали ярко выраженным пристрастием к контратакам и выходам в атаку без всякой подготовки на их успех.

Естественно, что навыки в понимании боя и противника приобретаются в основном в условиях ведения боя, т. е. в реальном конфликте, чего нет в должной степени и в должном качестве и обстановке индивидуального урока и при выполнении специальных парных упражнений. Эти специальные упражнения тактического направления в индивидуальном уроке и в парах способствуют очень высокой повторности их выполнения и концентрируют внимание ученика на узких, специально выделяемых и изолируемых тактических моментах, что является необходимым дополнением к учебному бою, дополнением, форсирующим и направляющим процесс освоения тактического искусства в определенном направлении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...