Начальное групповое обучение простым однотемповым атакам
Обучение простым атакам начинается непосредственно после того, как ученики научились выполнять уколы, удары, шаги вперед и назад, выпады и различные сочетания этих приемов фехтования. Под начальной первичной обученностью следует понимать такой уровень освоения технических навыков, при котором ученик может не в предельной для себя быстроте проводить технический прием при концентрации своего внимания и мыслей только на самом процессе выполнения приема. Следует четко различать процесс обучения технике укола или удара от обучения простой атаке уколом или ударом. В последнем случае помимо правильного выполнения приема необходимо, чтобы он оказался по-боевому своевременным. Упражняясь в простых атаках, ученик встречается с основной психологической трудностью для начинающего фехтовальщика - необходимостью распределять свое внимание одновременно на два объекта: на выполнение и на нахождение подходящего момента для начала атаки. Обучение атакам проходит на фоне продолжающегося обучения технике перечисленных приемов, в котором немалое место занимают упражнения на мишенях и чучелах. Как правило, начальное обучение простым атакам проводится одновременно всей группой занимающихся в парах. Упражнения в выполнении простых атак Переходными упражнениями от отработки техники однотемповой простой атаки на чучеле к изучению самой атаки служат парные упражнения примерно следующего содержания. На рапирах: исходное положение - средняя дистанция, позиции 6-е, ученик Л в произвольный момент наносит укол прямо с выпадом. Ученик Б, увидя начало атаки партнера, делает небыстро шаг назад и, не пытаясь защищаться оружием, получает укол. На саблях: исходное положение - средняя дистанция, позиции - 3-й. Ученик А в произвольный момент наносит удар по голове с выпадом. Ученик Б, видя начало атаки, делает небыстро шаг назад и получает удар по голове. На шпагах применяются упражнения, аналогичные рапирным.
Упражнения в выполнении простых атак с дальней дистанции Исходные положения оружия - боевые позиции. В произвольный момент ученик А производит атаку с выпадом сразу же после предварительного приближения быстрого шага или прыжка вперед. Ученик Б, обслуживая своего партнера, не спеша и несколько опаздывая с началом отступления, получает туше: рапирист - укол прямо из 6-го нейтрального соединения, боец на саблях - удар по голове, боец на шпагах -укол прямо в плечо из 6-го нейтрального соединения. Атакующий должен выполнять шаг вперед настолько быстро, чтобы успеть использовать возникшую близость (до отступления ученика Б) для нанесения уколов-ударов с выпадом. Для усложнения упражнений, заставляющих учеников действовать вариативно в зависимости от того или иного боевого реагирования противника, предлагается отступать, т. е. выполнять шаг назад, делая его то медленно с опозданием, то быстро и своевременно. Атакующим вменяется после выполнения шага вперед атаковать с выпадом, если возникает средняя дистанция вследствие запаздывающего отступления "противника", или повторить шаг вперед при своевременном отходе партнера. В этом упражнении ученики впервые вступают в тактическое боевое общение с противником в форме разрешения простейшей дилеммы. При этом они руководствуются лишь фактическими данными боевой. обстановки. Все парные упражнения подобного рода, основанные на необходимости выбирать то или иное реагирование на поведение и движения партнера, осуществляются по заданию тренера самостоятельно, без всяких команд, так как синхронность движений всех учеников в них совершенно излишня и является отвлекающим моментом.
Упражнение с выбором Упражнениями с выбором называются такие упражнения, в которых ученику предлагается выбирать или момент применения действия или содержание действия, т. е. "когда" или "что". Упражнения этого типа, имеющие преимущественно тактическую направленность, применяются в групповых, парных упражнениях, а также и в индивидуальных уроках тренера. В этих упражнениях начинающий фехтовальщик развивает в себе боевые качества и приобретает элементарные умения и навыки вести бой, а сильный боец совершенствует свои боевые качества и свое боевое мастерство. Упражнения с выбором являются мостом от упражнения к бою. Они имеют громадное значение в технической подготовке фехтовальщика. Во время их проведения начинающему фехтовальщику впервые приходится направлять свое внимание и мысли с процесса выполнения на тактические заботы о своевременном выборе приема. Выполняя упражнения в атаках с выбором, ученик должен держать в уме в первую очередь те приемы противника, которые в данной текущей ситуации технически наиболее быстро и легко реализуемы. Упражнения в выполнении атак с непреднамеренным завершением Условия: групповое выполнение. Построение парное. Вид оружия - сабля. Исходное положение - дистанция средняя, партнеры в 3-й позиции. 1. Ученик А наносит удар по голове, делая длинный выпад. Партнер Б получает удар по голове, стоя на месте и бездействуя оружием. Возвращение в исходное положение. 2. Ученик А начинает выпад с намерением нанести удар по голове. Партнер Б на начало выпада ученика А принимает положение 5-й защиты, стоя на месте. Ученик А, увидев 5-ю позицию в конце выпада, наносит удар по правому боку. Партнер Б, оставаясь в 5-й позиции и стоя на месте, получает удар по правому боку. Возвращение в исходное положение. 3. Ученик А начинает выпад с намерением нанести удар по голове. Партнер Б на начало выпада ученика А принимает положение 4-й защиты, стоя па месте. Ученик А, увидев положение 4-й защиты, завершая выпад, наносит удар по правому боку с переносом. Партнер Б, оставаясь в 4-й позиции и стоя на месте, получает удар по плечу снаружи с переносом.
Примечания: а) перед тем как приступить к упражнениям, ученики должны хорошо прочувствовать основной технический принцип атак с боевых дистанций, заключающийся в том, что рука атакующего направляет оружие на укол-удар только тогда, когда он приблизится к атакуемому. Поэтому дистанция в парах должна вынуждать учеников совершать длинный выпад, при котором начало приближения атакующего несколько опережает посыл оружия на укол-удар; б) партнер должен принимать: 5-ю, 4-ю позиции и бездействовать, делая это в неопределенной последовательности, чтобы атакующий не мог предвидеть его действия; в) партнер должен сперва медленно реагировать на первые атаки, чтобы дать атакующему больше времени для ориентировки; г) при повторных атаках атакуемый должен постепенно сокращать время для ориентировки атакующего; д) на первые атаки партнеру следует четко, явственно принимать 5-го или 4-ю позицию, постепенно уменьшая их завершенность; е) когда занимающиеся начнут выполнять упражнение правильно, партнеру не следует фиксировать положения 3, 5 и 6-й защит. При получении ударов по голове, по правому боку и руке снаружи необходимо выполнять движения опаздывающей защиты вначале медленно, а затем ускоряя. К концу упражнения партнер может из редка применять парад с последующим ответом; ж) это же упражнение можно выполнять и с дальней дистанции. В этом случае необходимо ко всему описанному выше прибавить предварительный шаг вперед, после которого без потери поступательного движения атакующий совершает выпад и наносит удары по тому или другому месту; з) после хорошего освоения этого упражнения ученикам предлагается выполнить атаку в "трещотке". Почти все упражнения тактической подготовки основаны па обыгрывании движений противника. Это обстоятельство вынуждает тренера, дающего индивидуальный урок, проявлять искусство правдивого имитирования боевых движений фехтовальщика. Более того, поскольку атаки, как правило, проводятся на какой-нибудь момент игры противника, тренеру следует обладать способностью имитировать игровые движения не только бойцов, но даже некоторых конкретных противников ученика.
Однако в упражнениях на тактические обманывания в индивидуальном уроке (разведка, маскировка, провоцирование и т. д.) тренер не должен упускать из виду, что все эти "обманывания" проводятся без обмана. Совершенствуясь в технике выполнения этих упражнений, ученик на уроке получает ясное представление, в каких фактических ситуациях можно применять их, и, узнавая эти ситуации в бою, использует их для тактического обманывания. В индивидуальном уроке имеется лишь внешняя сторона обманываний в искусственном отрыве от психологической борьбы, которой насыщен бой. А так как эффективность обманывания целиком зависит от психологического момента поединка, который надо находить или создавать, то становится ясным, что перенос тактических обманываний из урока в учебный бой, а затем в соревновательный должен быть предметом особой заботы тренера. Хорошим мостом в этом переносе может служить бой, в котором тренер, не поддаваясь ученику, пытается наносить уколы-удары, а не получать их, насыщая бой чрезмерно рискованными приглашениями на тактическую игру замыслов. Многократное, систематическое применение этих упражнений приучает ученика в условиях боя по ассоциации находить внешние поводы для выполнения тех или иных действий (т. е. узнавать знакомые ситуации). Кроме того, эти упражнения, концентрируя внимание ученика на узком круге моментов, позволяют ему контролировать качество своего выполнения, т. е. совершенствоваться в технике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|