Из комментариев Сергея Паутова к Екклесиасту, вывешенных им на своём сайте
«5:5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим “это – ошибка!”» Не так! Имей мужество признавать свои ошибки. И перед самим собой и перед – Богом.
«5:6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов – много суеты: но ты бойся Бога». Можно ли любить того, кого боишься? Можно. Рабу. Раб и любит, и боится одновременно своего хозяина. Как пёс.
«6:7 Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается». А как же «не хлебом единым»? А «и любым словом Божиим»? Не работает? Не насыщает «слово Господне»? И Библия! Вот я читаю ее, и пусто сердце мое и молчит душа. Да потому что не подлинная всё это пища духовная, а лишь эрзац ее, суррогат, этакая манна небесная. Сухой корм для аквариумных рыбок. Просто, чтобы не умереть. Как хлеб свой насущный, так же точно и хлеб свой духовный должен сам добывать человек – поисками, ошибками, разочарованиями и снова поисками! И только такой хлеб насытит душу его. И никакой другой. И у каждого он – свой, этот хлеб. Свой собственный. И никто за тебя его не добудет. Если ты сам не захочешь или не сможешь. И будешь ты тогда в унынии и скорби влачить дни свои, и дух твой будет вечно томиться, не зная, куда приткнуться, а жизнь воистину станет не более чем суетой сует.
«6:8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое – бедняка, умеющего ходить перед живущими?» Твоя мудрость мертва, царь Екклесиаст. Это мудрость фарисея. Я бы мог ответить тебе на твой вопрос, но ты все равно не услышишь ответа. Мертвый не слышит живого.
«6:10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это – человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его».
Слова раба. Не человека!
«6:11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?» Человек сам должен решить это.
«7:1-2 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу». Мысли о мертвых мешают жить живым.
«7:13-14 Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него». А изогнуть то, что Он сделал прямым, можно? Появились же в мире откуда-то и зло, и ложь, и все пороки? Или Бог их изначально создал? Сам!
«8:9 Всё это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему». Всегда! Всегда «один человек властвует над другим» во вред ему. А не – «бывает время».
«8:10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это – суета!» За дела помнят, а не за святость! За масштабность деяний. Они – поражают воображение и остаются в памяти. А святость – это, в конце концов, дело личное.
«9:4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». Слова «живого пса», а не человека!
«9:5-6 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем». Какое дело мертвым, помнят ли о них живые? Живой должен думать о живом, не о мертвом. Нельзя разговаривать с мертвецами, они зовут тебя к себе, и яд для души слова их.
«10:5-7 Есть зло, которое я видел под солнцем, это – как бы погрешность, происходящая от властелина; невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Видел я рабов на коленях, а князей, ходящих, подобно рабам пешком». Ну, этим-то всем нас не удивишь. Впрочем, раб и на коне всё равно останется рабом.
«10:8 Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей». Да ничего подобного! Надо просто повнимательнее быть.
«11:3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт». Да это так. Но никогда не знаешь заранее, когда это случиться, вот в чем проблема!
«11:4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать». Да, но и обратное верно. Кто НЕ наблюдает ветер, тому не сеять; и кто НЕ смотрит на облака, тому не жать. Мера! Всё хорошо в меру!
Вообще, впечатление от книги у меня двойственное. Есть отдельные интересные мысли, но в целом… Суета сует. Идея сама по себе неумная – «исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом». Нельзя «испытать сердцем веселье», «познать безумие и глупость». Всё это будут не подлинное веселье, не подлинные безумие и глупость. Нельзя проникнуть в помыслы, заглянуть в душу человека веселого и беззаботного, самому не будучи таковым, как нельзя старику превратиться в юношу; нельзя понять безумного, не став самому оным. Поэтому-то и кажется всё автору суетой и томлением духа, что не его всё это. Печального удивляет вид весёлого. И говорит он себе: испытаю-ка я сердцем веселость! Ну, и что он может «испытать»? Печальному и веселому, умному и глупому – никогда им не понять друг друга. И у каждого из них своя правда. Не «испытать сердцем» весёлому – печаль, а печальному – веселье. Мудрость – глупому, а здравому – безумие. Не мир плох, а ты сам! Не миру приговор: «всё суета сует», а самому себе. Мертва душа твоя, царь Екклесиаст! И речи твои – речи мёртвого. А мы – живые, мы любим и страдаем, ненавидим и ревнуем, смеёмся от радости и плачем от боли. И не понять нам тебя вовек. Да и не надо! Аминь.
…………………………………………………………………….
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|