Формирование прибыли. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
Источники образования прибыли в рыночной экономике многочисленны, они взаимосвязаны между собой и выделить чистое их содержание достаточно сложно.
В большинстве случаев получение прибыли – это результат реализации товара и услуги, основанной на привлечении труда и капитала. Кроме того, источниками образования прибыли являются:
- предпринимательская способность,
- внедрение различных инноваций,
- достижение оптимальных объемов деятельности,
- способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств.
Доказано, что прибыль организации возрастает при экономии постоянных расходов, а также прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже рентабельности вложенного капитала.
С бухгалтерской точки зрения прибыль состоит из двух составляющих: Первая – это прибыль от основной и других видов деятельности,
вторая – потенциальная прибыль (доход от владения ценными бумагами). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов и использования сумм, высвобожденных при использовании ускоренной амортизации.
В качестве источников образования прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности торговых организаций выделяют:
· Доход, полученный торговой организацией в результате реализации товаров и обеспечивающий возмещение затрат и получение прибыли;
§ Доход от инвестиционной деятельности;
§ Доход от финансовой деятельности.
На прибыль и рентабельность влияет множество факторов. Их можно разграничить на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
§ уровень развития экономики страны и специфика экономической ситуации страны в целом;
§ меры регулирования деятельности организаций со стороны государства;
§ обеспеченность продовольственными ресурсами:
§ уровень инфляции;
§ изменения цен, тарифов, размеров торговых скидок, надбавок, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы, налогов и других сборов, выплачиваемых организацией, не предусмотренные планом ее развития;
§ нарушения различными контрагентами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы организации.
§ природные (климатические), транспортные и др. условия, вызывающие дополнительные затраты у одних организаций и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
Внутренние факторы являются объектом управления самой организацией и непосредственно отражаются на результатах деятельности и коммерческой (деловой) активности субъекта.
Внутренние факторы:
§ объем и структура товарооборота – основной фактор, влияющий на прибыль и рентабельность;
§ уровень расходов на реализацию – обратная зависимость;
§ Нормы торговых надбавок;
§ Доходы и расходы от инвестиционной деятельности;
§ Доходы и расходы от финансовой операций;
§ Производительность труда;
§ Эффективность основных и оборотных средств;
§ Формы и системы оплаты труда и т.п.
В процессе анализа определяется прежде всего влияние факторов, формирующих прибыль. Это объем товарооборота, уровень доходов и расходов на реализацию товаров, прибыль от инвестиционной деятельности и внереализационных операций. При этом первые четыре фактора определяют величину прибыли от основной деятельности – прибыль от реализации, а остальные два – общую величину прибыли по организации. На рентабельность влияют структура товарооборота, уровень средней торговой надбавки и издержкоемкости реализации отдельных товаров.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: