Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие терапевта и клиента: цели, задачи, роль




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

"Возможности самопомощи в преодолении психологических последствий критической ситуации.


Содержание

Введение

Глава 1. Роль и возможности клиента в психотерапевтическом процессе

§1.1 Взаимодействие терапевта и клиента: цели, задачи, роль

§1.2 Использование самопомощи на различных стадиях психотерапевтического процесса

§1.3 Использование возможностей самонаблюдения в процессе психотерапии

§1.4 Выводы по первой главе

Глава 2. Возможности самопомощи у клиента в психотерапевтическом процессе

§2.1 Этапы и методы исследования

§2.2 Описание опыта использования самопомощи в процессе избавления от психосоматического страдания

2.3 Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Существует много исследований, посвященных проблеме взаимодействия психотерапевта и клиента, выбора метода, приемов и средств психологической помощи (Пезешкиан Н., 2006, Абрамова Г.С., 1996, Майленова Ф. 2002, Роджерс К. 1996, Махнач А.В. 2005, Гончаров М.А., 2003). В исследованиях и практике психотерапии и психологического консультирования также указывается на то, что сам человек, нуждающийся в психологической помощи, имеет значительные ресурсы самопомощи (Пезешкиан Н., 1999, Малкиной-Пых И.Г., 2002, Ялом И., 2001, Рыбакова Н. А, 2003). Активность клиента, включенного в психотерапевтический процесс, является его обязательной составляющей.

В реальности феномен самопомощи описан еще недостаточно. Пока в психотерапии и психологии нет единого определения "самопомощь", поэтому мы попытались сформулировать его сами на основе изученных работ Пезешкиана Н., Абрамовой Г.С., Майленовой Ф., Малкиной-Пых И.Г. и др. Под самопомощью мы понимаем такую составляющую психотерапевтического процесса, которая представляет потенциальную возможность человека помогать самому себе. Она позволяет клиенту научиться справляться со своими проблемами самостоятельно и использовать этот ресурс, как во время психотерапевтического процесса, так и после его завершения.

Целью работы, изучающей возможности самопомощи у клиента в психотерапевтическом процессе, стало наблюдение за тем путем, который проделывает человек, включенный в психотерапевтический процесс, а также изучение ресурса самопомощи, имеющегося у него.

Объектом нашего исследования стала самопомощь как составляющая психотерапевтического процесса.

Предметом - ресурс возможности самопомощи, приводящий к психотерапевтическому эффекту в случае психосоматического страдания.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что использование имеющихся возможностей самопомощи (приемов, средств и способов) как составляющей психотерапевтического процесса, позволяет человеку эффективно справляться с имеющимися у него психосоматическими страданиями. Описание процесса самопомощи является еще одним ресурсом для такого человека.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить существующие подходы к пониманию самопомощи как составляющей психотерапевтического лечения

2. Выявить и описать возможности самопомощи как составляющей психотерапевтического лечения

.   Описать особенности опыта самопомощи в психотерапевтическом процессе

Основным методом нашего исследования явился метод самонаблюдения, т.е. психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за собственной психической деятельностью. Мы описали наш собственный опыт избавления от психосоматического заболевания, который мы приобрели, включившись в психотерапевтический процесс. Мы получили уникальный материал, который позволил нам на собственном примере убедиться в эффективности выдвинутой гипотезы. Этот эксперимент закончился тем, что в конце года был снят диагноз хронического соматического заболевания, с которым мы так безуспешно "боролись прежде".

Методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам психотерапевтических отношений, клинической психологии, психологии личности, практической психологии, психотерапии и семейной психологии (Пезешкиан Н., Абрамова Г.С., Майленова Ф., Малкина-Пых И.Г., Роджерс К., Эриксон М., Рыбакова Н.А. и др.).

Дополнительным фактом, указывающим на высокую практическую значимость проведенной нами работы, является также и то, что мы смогли по настоящему убедиться в эффективности использованного нами метода психотерапии, понять сущность психологической помощи, которой так долго обучались в стенах университета. Мы полагаем, что эта убежденность поможет нам в будущей профессиональной деятельности.


Глава 1. Роль и возможности клиента в психотерапевтическом процессе

 

Взаимодействие терапевта и клиента: цели, задачи, роль

 

Большинство авторов, исследующих суть взаимодействия клиента и консультанта в психотерапевтическом процессе, сходятся на том, что, в первую очередь, характер этого взаимодействия зависит от определения его целей.

Цель, которую ставит перед собой клиент под руководством психолога, по мнению Ф. Майленовой, - это то, к чему он хочет прийти в результате психотерапии [9]. В зависимости от уровня осознанности проблем эта цель может быть определена сразу, еще до беседы с психологом, в других же случаях, когда клиент приходит, еще не вполне понимая, что с ним происходит и чего он хочет, цель вырабатывается в процессе работы совместно с консультантом [13]. Как считает автор, конечной целью психотерапии практически каждого направления является расширение у клиента возможностей выбора и развитие у него способности совершать самостоятельный выбор и брать за него ответственность [14].

Абрамова Г.С. представляет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность, которая обладает чувством перспективы, действует осознанно, способна разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. При этом психолог, независимо от его теоретической ориентации, по мнению автора, должен использовать в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность [2].

Главная задача психолога-консультанта, как считает ряд авторов, состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры [1].

Согласно Л. Люборски (2003), главное в психотерапии - это, прежде всего идея помощи пациенту в достижении его целей, на которую должны опираться психотерапевт и пациент [21].

Представители гуманистического направления в психологии считают, что задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия решения. В данном направлении, по мнению А.В. Махнача, клиент во многом самостоятельно определяет круг проблем, которые он хотел бы обсудить, а терапевт занимает позицию равноправного собеседника [11].

В работах многих авторов уделяется большое внимание тому, что успешность психотерапевтического процесса зависит от активной позиции клиента [26]. Авторы предупреждают, что ни в коем случае нельзя придавать исключительное значение только роли консультанта. По этому поводу часто любят цитировать М. Эриксона, сказавшего: "Каждый клиент знает решение своей проблемы, единственное, что ему неизвестно, это то, что он это знает" [28].

Согласно Ф. Майленовой, любое взаимодействие между людьми - это система, в которой все элементы системы зависят друг от друга. Поэтому, даже изменив лишь один элемент системы, можно воздействовать как на всю систему в целом, так и на ее отдельные элементы - это воздействие неизбежно [9]. Формулируемая цель должна не просто относиться к клиенту (а не к терапевту), но еще и ее достижение должно зависеть от самого клиента [5]. Ф. Майленова считает, что работа психолога ведется одновременно в нескольких плоскостях: первая - это собственно работа с той или иной проблемой, с которой приходит клиент, и тут задействованы, прежде всего, психологические знания, приемы, техники. Однако не менее важна вторая плоскость, которая не сразу замечается клиентами, но имеет самое непосредственное отношение к их жизни в целом - создание такой обстановки, которая бы способствовала максимальному напряжению всех душевных и нравственных сил, и человек постепенно, шаг за шагом становился более зрелым, самостоятельным и ответственным [9].

По мнению Гончарова М.А., межличностное взаимодействие между пациентом и психотерапевтом по праву стало занимать центральное место в понимании психотерапии [7]. На смену идее воздействия психотерапевта на пациента пришла идея их взаимодействия. Именно взаимодействие и те отношения, которые устанавливаются между психотерапевтом и его пациентом, стали рассматриваться как основное содержание психотерапевтического процесса [27].

Взаимоотношения между пациентом и терапевтом являются, как утверждал Бек и его сотрудники, главными условиями успешного лечения. И терапевт, и пациент должны выработать объединяющий смысл целей и задач терапии, и сотрудничать в осуществлении предложенных терапевтом планов [26].

А.В. Афанасьева в своей статье также высказывает мнение о том, что в ходе психотерапевтической сессии терапевт не только должен структурировать переживания клиента, но и готов обсуждать его чувства, а самое главное делить с ним ответственность и контроль за происходящее во время консультации [4].

Позитивные психотерапевты высказывают мнение о разделении ответственности с пациентом, вместо принятия на себя всей ответственности за эффективность психотерапии классическим психотерапевтом [16].

Фарида Майленова считает, что независимо от того, каким именно образом формулируется клиентом заявленная проблема, в основе лежит неспособность взять на себя ответственность за те события, которые происходят в его жизни, а также за те отношения, которые у него складываются с другими [9].

Согласно автору, терапия вообще невозможна до тех пор, пока человек не начнет осознавать свою ответственность. То есть, как считает Ирвин Ялом, пока не начнется "творение самим собой своего "Я", своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и своих страданий, если они имеют место" [32].

Ф. Перлз, основоположник гештальт-подхода, также неоднократно касается этой темы: "По мере того, как терапия продвигается, она все больше приближается к идеалу повседневной жизни. По мере того как пациент все в большей степени обнаруживает себя, он все больше может опираться на себя и становиться все более способным к контакту с другими" [20].

Так же необычайно важна роль личности консультанта, который играет роль того самого философа-практика, о котором еще С. Кьеркегор сказал: "Лишь бы удалось довести человека до перекрестка и поставить его так, что он принужден избрать какую-нибудь из лежащих перед ним дорог, а там уж он, наверно, выберет надлежащую" [10]. Однако постановкой человека "на перекрестке", по мнению Майленовой, работа психолога не заканчивается - можно сказать, что настоящая работа как раз начинается [9]. Роль психолога, согласно некоторым авторам, заключается не только в том, чтобы просто отогреть его и утешить, но и в том, чтобы помочь ему научиться справляться с жизнью самому [15].

Абрамова так же склонна считать, что психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни [1].

Как говорил З. Фрейд: "Подвергать анализу собственную душу, не самое легкое занятие, но наличие объективного информированного гида значительно облегчит процесс" [30].

Ряд авторов утверждают, что существует этический аспект работы психолога, который заключается в формировании у клиента чувства ответственности как за все свои поступки, даже мелкие и незначительные, так и за свою судьбу в целом. По их мнению, необходимо показать клиенту, какова доля его личной ответственности за то, что он сейчас в таком плачевном положении, и что он сам может сделать сейчас и продолжать делать в будущем, уже понимая, как он сам умеет продуцировать свои проблемы. А если человек ясно понимает, как он создает себе проблемы, остается лишь сделать еще шаг и понять, как можно самому же с ними справляться - ведь и то, и другое зависит от него самого [3].

Карл Роджерс считает осознание и принятие себя целиком тем важнейшим лучиком, способным осветить не только существование отдельного индивида, но и общества в целом [23].

Задача психолога, согласно Фариды Майленовой, создание для клиента таких условий, в которых тот сможет проявить себя максимально творчески, опираясь на лучшее в своей личности, сделать свой выбор [9].

Рыбакова Н. А высказывает мнение о том, что психологическое консультирование предполагает содействие "человеку нуждающемуся" в разрешении его глубинных конфликтов, лежащих в основе большинства его жизненных трудностей [26]. Причем таким образом, чтобы клиент избавился от необходимости обращаться за помощью к консультантам, научившись решать свои проблемы самостоятельно и, возможно, начал бы помогать тем, кто к этому еще не способен [33].

Результат психотерапии, Абрамова Г.С. описывает следующим образом: до взаимодействия с психологом клиент выделял одно содержание своего внутреннего мира, после взаимодействия с психологом это содержание переструктурировалось [2].

По мнению ряда авторов, успешной терапией можно считать ту, которая помогает клиенту расширять возможности выбора в тех ситуациях, которые ему до момента обращения к психологу казались абсолютно неразрешимыми, тупиковыми и лишенными какого бы то ни было выбора [31].

Таким образом, в работах многих авторов уделяется большое внимание тому, что психотерапевтический процесс носит характер взаимодействия, а не воздействия, характер же этого взаимодействия зависит от определения его целей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...