Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование самопомощи на различных стадиях психотерапевтического процесса




 

В настоящий момент в психотерапии и психологии нет единого определения феномена "самопомощь", поэтому мы попытались сформулировать его на основе изученных работ Н. Пезешкиана, Г.С. Абрамовой, Ф. Майленовой, Малкиной-Пых И. Г и др.

Под самопомощью мы понимаем такую составляющую психотерапевтического процесса, которая представляет потенциальную возможность человека помогать самому себе. Она позволяет клиенту научиться справляться со своими проблемами самостоятельно и использовать этот ресурс как во время психотерапевтического процесса, так и после его завершения.

Пезешкиан Н. в своей книге "Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни" описывает самопомощь как профилактический метод, метод профилактической медицины и психогигиены, но помимо этого, он называет ее существенным элементом в методике психотерапевтической практики. Он пишет о задачи самопомощи, которая состоит в том, чтобы быть путеводителем [16].

Возможности структурирования психотерапевтического процесса, заложенные в позитивной психотерапии, позволяют нам проследить и понять роль самопомощи на всех этапах этого процесса. Сердцевина позитивной психотерапии - пятиступенчатый процесс. Согласно сторонникам позитивной психотерапии, эти пять ступеней ориентируются на четыре формы переработки конфликтов. Поэтапно, по мнению Н. Пезешкиана, развивается способность человека помогать самому себе [18].

самопомощь клиент психотерапевт самонаблюдение

Терапевтический процесс протекает на двух уровнях. На первом уровне, согласно автору, любое вмешательство осуществляется профессиональным терапевтом, поскольку требует профессиональной компетентности. Способы воздействия, считает он, могут существенно различаться по содержанию в зависимости от индивидуальности и профессиональной подготовки терапевта. На втором уровне, согласно ряду авторов, действует непосредственно пациент и его семья.Н. Пезешкиан называет его уровнем помощи самим себе. Согласно ему, здесь пациент отказывается от своей роли пациента и начинает пересматривать свои взаимоотношения с группой, со своей семьей [17].

Согласно позитивной психотерапии, на первой стадии наблюдения/дистанцирования терапевт устанавливает связь с пациентом, уделяет ему время, вовлекает в обсуждение, наблюдает ситуацию, выслушивает и структурирует полученную информацию и изучает свои чувства, возникшие у него по отношению к тому, что предъявляет его пациент.

В свою очередь, согласно Пезешкиану, пациент учится по-новому обращаться с конфликтами и отказываться от своих патологических фиксаций. Это и есть первый шаг к помощи самим себе [18]. Также на этой стадии клиент учится справляться с дистрессом. Многие люди боятся столкновения со своими конфликтами и проблемами. Из-за них эти люди чувствуют себя неуверенными и беспокойными; они страдают, когда не могут избежать конфликтов. Но психотерапия и психологическое консультирование требуют именно столкновения с ними. Вмешательство терапевта не обещает немедленного избавления от неприятностей. Наступит даже временное ухудшение ситуации, усиление дистресса. Но это не результат ошибки в лечении. Это важный шаг в лечении и лучшее доказательство того, что оно коснулось центральной болевой точки [17].

Вторая ступень, согласно Н. Пезешкиану, стадия инвентаризации, в процессе которой основное ударение делается на процесс дифференциации. Дифференциация является основным принципом как физического, так и душевного развития. В процессе социализации эта стадия определяется приобретением социально желаемого поведения. Это выражается в дифференцировке способностей к познанию и в проявлении вторичных способностей. В то же время происходит дифференцировка способности к любви, т.е. мы учимся проявлению наших чувств и формам обращения с нашими инстинктивными потребностями [16].

На стадии дифференциации терапевт передает свои наблюдения семье в качестве информации, толкований и описаний. При помощи его "переводов" и контрконцепций разрабатываются общие точки соприкосновения и устанавливаются четкие границы между интересами членов семьи или семейными субсистемами. Члены семьи могут попробовать идентифицироваться с предложенными им концепциями и правилами, которые предоставляют им подходящие возможности решения и альтернативы. Терапевт использует методы позитивной психотерапии. Он, по утверждению автора, может предлагать пациентам модели, объяснять их и проводить систематические беседы на основе этих моделей. Пациенты приобретают навыки непосредственного использования инструментов позитивной психотерапии как средств самопомощи [19].

На этой стадии клиенту предлагается определить сферу переработки конфликтов. Это, возможно, осуществить с помощью специальных опросников или в ходе беседы. Терапевт предлагает клиенту ответить на следующие вопросы: "Напишите, в каких сферах у Вас возникают проблемы? Как Ваш партнер преодолевает свои проблемы?" [17].

Также на данной стадии консультант предлагает клиенту заполнить дифференциально-аналитический опросник в отношении себя и других участников конфликта. Описать как пояснение к ответам соответствующие ситуации. На основании этого перечня актуальных способностей позитивный психотерапевт устанавливает, в каких поведенческих сферах пациент и его партнер обладают позитивными, а в каких негативными качествами. В результате исследования можно выделить разногласия и проанализировать действия. "В каких областях Вы и Ваш партнер имеете различные взгляды, которые приводят к возникновению конфликта? На какой из стадий ощущаете Вы себя, на какой Ваш партнер?" [17].

Третья ступень, согласно Н. Пезешкиану, стадия ситуативного поощрения. Имея дело с тем, что мы считаем хорошим и приятным, нам легче совладать и с тем, что мы считаем неприятным и плохим. Так, вкратце, автор представляет принцип ситуативного поощрения в позитивной терапии. На этой стадии пациент учится видеть относительность своих собственных ценностей и обучается технике поощрения [17]. Пезешкиан считает, что каждый человек обладает положительными и отрицательными качествами. "Что является позитивным или негативным, не установлено абсолютно, а зависит от концепций, которые для Вас определяют масштаб. То, что Вы считаете негативным, Ваш партнер может не воспринимать как негативное. Спросите себя, какие Ваши ожидания и установки соответствуют собственному критическому поведению и таковому Вашего партнера". Можно предложить клиенту, по мнению автора, ответить на следующие вопросы: "Какие позитивные аспекты имели эти события для Вас и Вашего окружения? Как Вы преодолевали предшествовавшие события и проблемы?" [19].

Кроме того, автор рекомендует начать поощрять своего партнера и при его критическом поведении. "Необходимо искать позитивные аспекты, которые имеют свои "ошибки" для Вас и для него. Этим Вы измените точку зрения. Если Вы до сих пор, прежде всего, замечали неаккуратность Вашего ребенка, то теперь Вам откроются и позитивные стороны его неаккуратности: его собственный вид порядка и креативный подход к нему" [18].

Четвертая ступень, согласно приверженцам позитивного направления, стадия вербализации.Н. Пезешкиан описывает эту стадию следующим образом: "Если на предыдущих этапах мы создали необходимую атмосферу, немного расшатали прочный фасад и повысили способность пациента к пониманию, то теперь начинается прямая дискуссия. С помощью инструментов позитивной психотерапии конкретизируются конфликты, ранее переносившиеся без их обсуждения и осознания. В терапевтической ситуации мы прибегаем к тому же языку, на котором формулируются повседневные конфликты, но на сей раз этот язык используется как средство самопомощи и психотерапии" [16]. Так терапевт может рассмотреть ключевой конфликт в семье пациента как отношения сдержанность-открытость и совместно с членами семьи выработать стратегию поведения. Можно спросить конкретно: по отношению к кому и как часто возникают конфликты в области сдержанность-открытость? Какое отношение это имеет к справедливости? [12].

Пятая и последняя ступень в пятиступенчатом процессе позитивной психотерапии - расширение целей. В ней происходит освобождение от психотерапевтических взаимоотношений. На предыдущих стадиях, которые также заключали в себе элементы расширения целей, пациент обрел способность к самопомощи [12]. Он теперь лучше снаряжен для того, чтобы завершить терапию и перейти от нее к самопомощи, которая будет сопровождать его на протяжении всей жизни [9].

Таким образом, в ходе психотерапевтического взаимодействия в методе позитивной психотерапии происходит обучение клиента определенным навыкам и приемам самопомощи, чтобы он в итоге научился справляться с проблемными ситуациями самостоятельно, а в идеале научился так организовывать свою жизнь, чтобы вообще в них больше не попадать.

По мнению Абрамовой Г.С., структурно процесс психологического консультирования также состоит из пятишаговой модели интервью, целью которой является достижение своеобразного "инсайта" у клиента, то есть переживание изменений, происходящих с ним в результате его собственных усилий.

Первая стадия интервью, по мнению автора, структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют - "Привет!". Согласно автору, клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими в следующей формулировке: "Я его чувствую, понимаю" (психолог), "Меня слушают, я доверяю этому человеку" (клиент) [1].

Вторая стадия интервью, по утверждению Абрамовой, обычно начинается со сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии: "В чем проблема?" По мнению автора, на данной стадии психолог стремится узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом ряд авторов рекомендуют, задавать конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации [2].

Третья стадия интервью Г.С. Абрамова обозначает так - желаемый результат. Маркировка этой стадии - "Чего вы хотите добиться?" По мнению автора, эта фаза предполагает воздействие психолога - это основное содержание консультирования. Ряд авторов указывают на то, что в интервью с психологом происходит как бы "инсайт" - клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий ("Я сам все понял"). Опора на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения. Автор также обращает внимание на то, что тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал [1].

Четвертая стадия - выработка альтернативных решений, ее Г.С. Абрамова обозначает так: "Что мы можем сделать по этому поводу?" Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Они вместе исследуют личностную динамику клиента. Автор считает, что психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позицией и помнить о том, что "правильное" для него решение не обязательно является таковым для клиента.

Пятая стадия интервью, согласно Г.С. Абрамовой, стадия обобщения предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - "Вы будете делать это?" На этой стадии задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Изменение состояния клиента в ходе интервью - главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать доступными для клиента является основным профессиональным правилом работы [2].

Таким образом, понимание самопомощи у Абрамовой Г.С. сводится к пониманию и принятию клиентом различных целей на каждой из стадий психологической консультации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...