Каковы основные типы руководителей?
Классификация руководителей по типам может быть осуществлена исходя из: 1) мотивов и конечных целей деятельности; 2) способов, с помощью которых они добиваются желаемого. Как известно, общим мотивом деятельности любого человека является повышение благосостояния. Для руководителя он реализуется через сохранение существующей или достижение более высокой должности. Руководителей, стремящихся сохранить свои позиции, по-другому называют пассивными, олицетворяющими собой исполнительский тип личности. Они отличаются узостью кругозора, шаблонностью действий, нерешительностью, боязнью риска. Выделяют несколько разновидностей пассивных руководителей. Специалисты укрепляют свои позиции, доказывая высокий личный профессионализм в соответствующей области. Интеграторы добиваются своего, поддерживая благоприятный морально-психологический климат, хорошие отношения со всеми за счет приспособленчества. Мастера пытаются сохранить свое положение путем тотального контроля над исполнителями, требования от них безоговорочного подчинения, действий по схеме, отказа от нововведений и риска. Люди компании создают впечатление бурной деятельности и занятости проблемами организации, стараясь убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они поверхностны, дают советы общего плана, не влияют на реальные процессы. Как видно, все пассивные руководители, ставя на первое место свои интересы, являются ориентированными на себя. Активные руководители (инициативного типа) стремятся к обретению еще большей власти, как для удовлетворения своих амбиций, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага. При этом они применяют нетрадиционные методы, рискуют, быстро откликаются на изменения и сами их инициируют.
Два типа активных руководителей также ориентированы на себя. «Борцы с джунглями» стремятся к безраздельной власти ради нее самой. Они делят мир на сообщников и врагов, уничтожают конкурентов и воюют против всех, используя в этой войне своих подчиненных. В зависимости от применяемых при этом методов делятся на "львов", действующих открыто, и "лис" - пускающих в ход интриги. Игроки заинтересованы не столько в самой должности, сколько в процессе ее достижения. Они довольствуются сиюминутными победами любой ценой, мало задумываясь о будущем. Это в основном разрушители, не умеющие справиться и с реальными созидательными делами. Открытые руководители стремятся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это зрелые профессионалы, имеющие собственное видение будущего, использующие власть в интересах других.
48. Подходы к понятиям лидер и лидерство.
Руководить людьми можно двумя способами. Во-первых, командовать ими, подталкивать и т. п., чем занимается традиционный менеджер-администратор. Во-вторых, увлекать и вести за собой, что свойственно лидеру. Официальная должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть одновременно лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Лидер не назначается вышестоящей инстанцией и не утверждается приказом, а выдвигается и психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из сложных ситуаций. Слово лидер обозначает того, кто ведет за собой, возглавляет. Лидер осуществляет важную функцию управления — показывает путь движения вперед, ведет исполнителей за собой. Сегодня в мире сложилась такая ситуация, в которой без признанных лидеров невозможно выжить ни предпринимательской, ни любой другой организации. Лидерство является тем видом деятельности, который, рядом с руководством и принятием решений, присущ всей системе управления. Если эффективный руководитель однозначно положительно влияет на эффективность управления, то эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить из того, в какой мере он влияет на персонал организации. Иногда эффективное лидерство (неформальный лидер) может быть преградой для достижения цели организации. Деловым людям, независимо от места ведения бизнеса, необходим лидер мысли, лидер интуиции, лидер действия, лидер результата.
Главные черты, которые должны быть присущи лидеру в современной деловой организации, такие: — искусство быть равным, то есть способность налаживать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми: — искусство быть руководителем, то есть способность руководить подчиненными, преодолевать трудности и решать все проблемы, которые приобретает руководитель вместе с властью и ответственностью; — искусство решать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами вконфликте, отслеживать последствия психологических стрессов; — искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию, верно ее оценивать и эффективно использовать; — искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты, действия, информация и цели неоднозначны или вызывают сомнение; — искусство распределять ресурсы, а организации — способность выбрать необходимую альтернативу, найти оптимальный вариант при условиях ограниченности времени и недоступности других видов ресурсов; — дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение инноваций в организации; — искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, как он влияет на организацию. Руководителей фирм и компаний, ориентированных на инновации, называют "преобразующими лидерами". Перечень личных черт преобразующего лидера такой:
— видение ситуации, проблемы, то есть создание для себя самого образа организации и "перенесения" своего видения в сознание персонала, разработка конкретных путей и средств достижения цели; — целостность характера – верность слову, соблюдение общечеловеческих норм морали, единство ценностей, цели и средств ее достижения; — вера в людей, заинтересованность в людях, доверие клюдям, доверие людей к лидеру; — бескорыстие — служение людям, отсутствие слепого карьеризма, взвешенное использование личных благ; — благосклонность (преданность) к организации: организация — второй дом, подчиненные — это дети, все блага — для организации; — творческие способности — поиск нового, преобразование существующего с целью достичь лучшего; — твердость духа, высокая требовательность, право награждать и наказывать, положительное отношение к единоначалию; — умение общаться — деловое общение, информирование подчиненных, умение вести душевный разговор, быть среди подчиненных, иметь авторитетное окружение; — умение рисковать — побуждение персонала к инновациям, оценка инноваторов, поведение с учетом ситуации; — способность находить элегантные и простые решения сложных проблем; — уравновешенность, умение сохранять спокойствие в кризисных ситуациях, которые побуждают окружающих также сохранять спокойствие и действовать продуманно. Администраторы и лидеры различаются: 1. Подходом к решению проблем. Лидеры обладают четким собственным видением будущего и путей движения к нему. Администраторы большей частью ждут указаний «сверху» и беспрекословно их выполняют. Таким образом, главная задача лидера определить, что делать; администратора - какими способами достигать поставленные другими цели, организовать и направлять работу подчиненных согласно планам. 2. Характером действий. Администраторы строят их на основе четкой регламентации, предписаний, правил, процедур, жестко контролируя подчиненных. Лидеры самостоятельно определяют свои поступки, исходя из складывающейся ситуации, проявляют инициативу, предоставляют последователям свободу действий.
3. Основой власти. Администраторам люди подчиняются по обязанности, боясь наказания или рассчитывая на дополнительное вознаграждение. За лидерами следуют добровольно, разделяя их взгляды, понимая важность того, что они делают, к чему призывают, не рассчитывая на какие-то особые награды. Лидер, увлекающий людей на решение тех или иных важных для организации проблем, называется инструментальным. Но в любом коллективе существует и так называемый эмоциональный лидер (обычно наиболее уважаемый человек), которому принадлежит решающее слово в межличностных отношениях. В коллективах с невысоким уровнем развития лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра (может подбодрить, посочувствовать, помочь). В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки. Лидер неформального коллектива следит, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может отстаивать эти интересы перед администрацией, вступить в конфликт с ней, санкционируя только не противоречащее им трудовое поведение. Бороться с этим невозможно, ибо давление на лидера вызывает еще большее сплочение коллектива в его противостоянии администрации. Поэтому с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Это облегчает и процесс управления, ибо, пользуясь одновременно доверием коллектива и администрации, легче согласовывать их интересы.
49. Стили управления.
Определение лидерства с позиции поведения руководителя основывается на том, что его эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения с подчиненными. Этот подход развит в теории стилей руководства. Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода "почерк" в действиях менеджера.
Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства. Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.
Итак - стиль управления — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и проблем. Именно в индивидуальном стиле проявляется своеобразный управленческий почерк отдельного менеджера, определяющий и стиль работы группы. Можно говорить о стиле работы менеджера или о стиле работы всей группы (что предпочтительно). Это происходит вследствие того, что стиль управления становится определяющей характеристикой самой группы и по этому признаку можно классифицировать группы исполнителей. Различают автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили управления. Стиль конкретного руководителя не всегда можно точно отнести к одному из указанных видов. Скорее совокупность привычных для менеджера методов взаимодействия с подчиненными расположена в определенной позиции континуума стилей. Типичным для автократического стиля управления является использование голого администрирования постоянно, даже тогда, когда это вредит делу. Руководитель непосредственно вмешивается в большинство вопросов, самостоятельно их решает, дает распоряжения и запрашивает необходимую информацию. От подчиненных работников требуется исполнение заданий в соответствии с указаниями руководителей. Их личность и взгляды в значительной степени остаются без внимания, а иногда и подавляются. Типичной для либерального менеджера является низкая степень проявления власти и личного влияния на подчиненных. Он считает подчиненных равными партнерами в процессе подготовки решений. Здесь наблюдаются высокий уровень доверия менеджера к своим починенным, но и отсутствие у них должного уважения к менеджеру. Последний не демонстрирует своей власти при подготовке решений. Более того, он принимает решение, предложенное группой, даже если оно не совпадает с его собственным. В ряде случаев это является результатом профессиональной слабости менеджера. Этот стиль имеет тенденцию к более широкому распространению и в настоящее время представляет собою наиболее совершенный тип управления. Он занимает промежуточное положение между автократическим и либеральным типами, из которых первый отличается недостаточной, а второй — чрезмерной самостоятельностью работников.
50. Теория лидерства.
Ученых издавна интересовала проблема лидерства. Ее систематическое изучение было предпринято с начала 1930-х гт. В результате сформировалась теория великих людей, которая исходила из того, что лидерами их сделал определенный набор личностных качеств (выдающиеся знания, интеллект, впечатляющая внешность, уверенность в себе, честность и пр.). Однако эта теория не могла объяснить, например, почему стали лидерами Сталин, Гитлер и т. п., явно не отвечавшие многим перечисленным требованиям. Затем сформировалась поведенческая теория лидерства, согласно которой главную роль в деле его становления играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал ее вывод о существовании некоего оптимального стиля руководства, с помощью которого можно решить все управленческие проблемы, и необходимости его поиска. Конечно, личные качества и стиль руководства являются важными условиями успеха, но более поздние исследования убедительно доказали, что решающую роль в нем могут сыграть ситуационные факторы, включающие в себя и личные качества исполнителей, и характер работы, особенности внешней среды и т. п.
51. Управленческая решетка Блейка и Моутон.
Способы, при помощи которых руководители добиваются своего, обусловливают направленность их деятельности: 1)на налаживание отношений с подчиненными, создание коллектива (личная); 2)на решение задачи любой ценой (инструментальная). и Дж. Моутон. Различные варианты сочетаний направленности они отразили на графике, называемом «управленческой решеткой», где выделили пять базовых типов руководителей:
1) руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям. Это профессионал, прекрасно знающий, что нужно делать, и любой ценой добивающийся своего, не обращая внимания на своих подчиненных и их интересы. Подобные руководители эффективны s критических ситуациях, когда нет времени на обдумывание решений. Но в перспективе их действия приводят к кризису, ибо вызывают недовольства работников и ухудшают морально-психологический климат; 2) руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально о производстве. Он создает все условия для удовлетворения потребностей работников, помогает им, формирует благо 3) руководитель ни на что не ориентированный, стремящийся выжить и сохранить свое место в организации, а поэтому 4) промежуточный руководитель, частично ориентированный на интересы людей и частично на интересы дела. Стремится 5) менеджер, осуществляющий синтез приоритетов, привлекает стратегически мыслящих работников, подключает их к решению проблем с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, осуществляет широкий обмен информацией и мнениями.
52. Теории Фидлера, Герси, Бланчарда.
Ситуационные подходы к стилям лидерства представлены такими моделями: ситуационной моделью руководства Фидлера, подходом Митчелла и Хауса «путь-цель», теорией жизненного цикла Герси и Бланчарда и др. Стиль руководства по Фидлеру базируется на оценке ситуации с точки зрения возможности использования власти и влияния. Фидлер считает, что, несмотря на то, что каждой ситуации должен соответствовать свой стиль руководства, на практике стиль, присущий тому или иному руководителю остается, в целом, постоянным. Поведение руководителя в определенных ситуациях будет зависеть от таких трех факторов: - отношений между руководителем и членами группы. Руководители, имеющие хорошие отношения с членами группы м пользующиеся их симпатией и уважением, будут иметь большее влияние, чем руководители, поддерживающие с подчиненными плохие отношения; - структуры задачи. Руководитель будет иметь большее влияние, если задачи, которые он ставит перед подчиненными, будут четко структурированы и сформулированы. Если задачи сформулированы неточно, расплывчато, неопределенно, то руководитель будет иметь мало шансов на оказание влияния на подчиненных; - должностных полномочий. Руководители, наделенные законной властью, связанной с занимаемой должностью, которая позволяет им поощрять и наказывать подчиненных, имеют большее влияние, чем те руководители, которые такой власти не имеют.
Теория жизненного цикла Герси – Бланчарда утверждает, что самые эффективные стили руководства зависят от «зрелости» исполнителя. Зрелость, по мнению авторов, не категория возраста, а способность отдельных лиц или групп нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении определенной задачи, которую надо выполнить. Эти параметры позволяют руководителю определить сравнительную зрелость конкретного лица или группы и выбрать соответствующий стиль руководства. Предлагается четыре стиля руководства: - Давать указания. Этот стиль предполагает, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую – на человеческие отношения. Он применяется в случае, когда подчиненные имеют низкий уровень зрелости. - Предлагать – подразумевает, что стиль руководителя в равной и высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения; подчиненные имеют желание принять на себя ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости; - Участвовать – стиль, который характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. Стиль руководства, в большей степени ориентированный на человеческие отношения, и в малой на задачу. Подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания, поэтому необходимо давать инструкции подчиненным, которые разъясняют, что им делать; - Делегировать – предусматривает стиль руководства, при котором руководитель позволяет подчиненным действовать самим. Этот стиль характеризуется высокой степенью зрелости.
53. Теория «путь-цель». Подход «путь-цель» Митчелла и Хауса делает акцент на характеристиках подчиненных (ожидание, вознаграждение, самоуважение и принадлежность), а также на том воздействии, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными, зависит от двух ситуационных факторов: личных качеств подчиненных, а также требований и воздействий со стороны внешней среды. Стиль руководства, ориентированный на достижение, считается более соответствующим таким ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому уровню выработки и уверены в том, что способны достичь такого уровня. Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, более соответствует ситуациям, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе управления. В ситуациях, где характер задачи не вполне однозначен, предпочтительным является инструментальный стиль, который обеспечивает руководству выполнение заданий, и который увеличивает и удовлетворенность, и производительность.
54. Содержание понятия «конфликт». Конфликт, или конфликтная ситуация у большинства людей ассоциируется с отнюдь не позитивными действиями. Как правило, каждому в этой связи память преподносит одно или несколько неприятных воспоминаний о событиях дома п. на работе. В то же время, если быть объективным, нельзя не сказать о том, что внедрение всякого новшества сопровождается большими и малыми конфликтами. Возможно, отчасти благодаря конфликтам осуществляется движение вперед к новому, преодолевается старое. Так что же такое конфликт — благо или зло, с которым необходимо бороться? Сторонники «школы человеческих отношений» полагают, что чем меньше конфликтов в организации, чем более эффективно она работает. По их мнению, противоречия возможны между целями личности и организации, полномочиями и вознаграждением, различными звеньями управленческой структуры организации. Конфликтных ситуаций между работниками следует всячески избегать, налаживая хорошие взаимоотношения в коллективе. Однако практика очень часто опрокидывает наши благостные построения. Согласно современной точке зрения не только не отрицается возможность возникновения конфликтной ситуации в коллективе, но при определенных условиях даже приветствуется. Конфликт позволяет выявить различия в позициях сторон. Часто в споре рождается истина. Очевидно, речь идет о двух сторонах одного явления. Конфликт может привести к повышению 'эффективности работы организации, т. с. быть функциональным, либо к снижению эффективности вследствие неудовлетворенности. Последний принято называть дисфункциональным. Таким образом, конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается достичь своих целей, мешая другой стороне сделать то же самое. Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus -столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами» компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п. Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог). Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (когда структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом. Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая "загнивает". Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций;. Важно» чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация не здорова. Поэтому задача менеджера - спроектировать конструктивный, решаемый конфликт, отсюда конфликты - это нормальное явление. Для организации считается здоровым наличие конфликта. И чтобы извлечь выгоду, из конфликта, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такие ингредиенты существуют, то организация от конфликтов становится лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем. Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темпераменту и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порождают порой противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят столь далеко, что интересы дела отходят на задний план, все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что в конечном счете отрицательно сказывается на развитии организации.
55. Формы производственных конфликтов. Под производственным можно понимать конфликт, возникающий в рамках организации в связи с ее деятельностью. Производственные конфликты могут существовать в следующих основных формах: образование клик, забастовка, саботаж, интриги. Как и обычный конфликт, производственный вначале внешне бывает скрытым и развивается на психологическом уровне. Признаками неблагополучия ситуации являются: увеличение числа опозданий и неявок на работу, отсутствие на рабочем месте; безразличие людей к своим обязанностям; использование любого официального повода уклонения от них; рост пьянства и пр. Руководители далеко не всегда адекватно реагируют на признаки нарастания конфликта (заигрывают с коллективом, применяют полумеры, бездействуют, стараются всеми силами избежать или загнать его вовнутрь). В результате социальная напряженность только усиливается, что толкает администрацию на активные действия (локаут, обращение к властям, в судебные инстанции) вместо поиска путей решения проблемы и обеспечения безопасности организации. Производственный конфликт втягивает в свою орбиту следующих субъектов: 1) организаторов (профсоюзы, стачкомы, отдельных лиц), 2) основных участников (оппонентов), представляющих его 3) сторонних лиц, добровольно или случайно втянутых в события и поддерживающих одну из сторон (семьи, партнеров, конкурентов, профессиональные и общественные объединения); 4) заинтересованных в скорейшем разрешении конфликта 5) нейтралов (любопытствующих, наблюдателей, симпатизирующих той или другой стороне, случайных жертв); 6) подстрекателей, подталкивающих оппонентов к противоборству, и пособников, делающих все, чтобы конфликт продолжался (например, оказывающих техническую и материальную поддержку). Рассмотрим подробнее основные формы производственных конфликтов. Кликой называется группа сотрудников, противопоставляющих себя официальной (или поддерживаемой большинством) линии с целью захвата власти в организации либо упрочения своих позиций. Интрига - это нечестное запутывание окружающих для понуждения их к действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через третьи руки, очерняющая или обеляющая людей и их поступки. Забастовка - это временное организованное прекращение работы рядовыми сотрудниками, открытый коллективный отказ от нее и выдвижение совместных требований. Как правило, это заранее спланированное действие, но при обострении отношений может быть и стихийным. Забастовки бывают законными и незаконными (к последним относят сидячие; с применением насилия; с нарушением требований законодательства или контракта). Выделяют следующие формы забастовок 1) прекращение работы и уход с рабочего места; 2) работа по правилам (итальянская забастовка), когда их неукоснительное соблюдение нарушает нормальный ход трудового процесса из-за нестыковок; 3) замедленная работа, например в темпе, составляющем половину от нормального; 4) пульсирующая забастовка (люди работают неполное время, 5) оккупационная забастовка (работа прекращается, но все находятся на своих местах); 6) активная забастовка (работа по-своему). Существует несколько путей выхода из забастовки: преодоление ее законными средствами с помощью силы или маневра (самостоятельно или при поддержке властей); организация штрейкбрехерства (привлечение временных работников) или локаута (увольнение всех); полное или частичное удовлетворение требований бастующих. Последствия этих действий и забастовки могут быть как позитивными, так и негативными. Первые связаны с достижением взаимопонимания и созданием основы будущих отношений; укреплением у персонала уверенности в своих силах; развитием производственной демократии и т. п. Вторые проявляются в росте неудовлетворенности, текучести кадров, снижении производительности, формировании образа врага, свертывании взаимодействия. Саботаж всегда происходит в рамках буквы закона и характерен для бюрократических организаций. Правила, регламентирующие их деятельность, бывают порой настолько жесткими или запутанными, что продуктивная работа оказывается возможной только при их нарушении; неукоснительное же их исполнение (в чем саботаж часто и проявляется) ее парализует. Объектом саботажа может быть организация работы, рациональные, но не вполне легитимные образцы которой заменяются неэффективными официальными; техника и материальные ресурсы, выводящиеся из строя с целью предотвратить внедрение достижений НТР, избежать увольнений, снизить требования к исполнителям. По форме саботаж бывает пассивным (игнорирование правил и нарушений или, наоборот, излишнее к ним внимание, в результате чего происходит дезорганизация либо задержка работы) и активным (сознательное инспирирование неполадок, приводящее в конечном итоге к тем же последствиям). Взаимосвязанность производства придает саботажу особую опасность. Во время его актов возникают простои, приносящие огромный материальный ущерб, но для работников являющиеся дополнительным оплачиваемым отдыхом. 56. Причины возникновения конфликта. Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать. 1. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых с очевидностью вытекают из характера самих недостатков. 2. Усталость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить все указания руководителей не хватает ни сил ни времени. Тогда подчиненный вынужден: а) сам ранжировать поступившие приказы по степени их б) требовать этого от своего непосредственного руководителя; в) хвататься за все подряд. В любом случае конфликтная ситуация налицо. Зреющий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий. 3. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как, правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы и т.п. между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта. Необходимость делить ограниченные ресурсы между пользователями является питательной средой для конфликта. Люди всегда стремятся получить больше, чем это возможно в данное время. Как бы справедливо ни пытались руководители выполнить распределение ресурсов, всегда найдутся работники, считающие себя ущемленными. Иногда интересы производства требуют вложения средств в приоритетные направления, что естественно, может быть осуществлено лишь за счет других. Аналогично можно продолжить на уровне производственного участка, цеха или отдела. 4. Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность конфликта существует из-за неподготовленности подчиненного. В результате ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею. 5. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (ав
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|