Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология агрессивного поведения




По мнению А. Вазз (1976), агрессивные действия можно описать с помощью трех шкал: физическая — вербальная; активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинации дают восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий.

Категории агрессии по А. Вазе (1976)

Тип агрессии Примеры
Физическая — активная прямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия
Физическая — активная — непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая — пассивная — прямая Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация)
Физическая — пассивная — непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
Вербальная — активная — прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная — активная — непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
Вербальная — пассивная — прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы
Вербальная — пассивная — непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или обьяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)

С точки зрения деструктивной направленности можно рассмотреть три типа нарушений поведения.

Одиночный агрессивный тип нарушения поведения. Кроме указанных выше общих диагностических критериев поведенческих нарушений у подростков описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного поведения в физическом или вербальном плане. Преиму­щественно оно направлено против взрослых и родственников. Такие подро-стки склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непо­корности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.

Подростки с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисо-циальное поведение. Часто они рано вовлекаются в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганс­тва, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.

У многих из этих подростков нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверс­тниками. Такие подростки могут держаться изолированно от ровесников. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или, наоборот, более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми.

Для большинства подростков, отнесенных к одиночному агрессив­ному типу, свойст-венна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жесткости. Характерно, что

 

они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм прояв-ляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки до-биться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное пове-дение и стараются обвинить других. Эти подростки часто испытывают сильную фрустра-цию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиня-ются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточ­ности сексуального торможения. Таких подростков часто наказывают. К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящие дезадаптивный характер, вместо того чтобы способствовать решению проблемы.

Основной отличительной особенностью данного вида агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.

Групповой агрессивный тип нарушения поведения. Характерной доми­нирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обыч­но вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисо­циальные поступки являются скорее правилом, чем исключением.

Важной и постоянной динамической характеристикой такого пове­дения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому подростки с такими нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них.

Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существен­ной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослуша­нием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, не предпола­гают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозритель­ность, недоброжелательность и мстительность.

Подростки с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем про­воцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, а также со сверстниками, которых подросток хорошо знает.

Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятс­твуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких подростков часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормаль­ный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, по­скольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, они сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи.

С точки зрения социальной направленности различают социализи­рованное и несоциализированное агрессивное поведение.

.

К первой группе относятся подростки, не имеющие ярко выра­женных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.

Ко второй группе относятся подростки с негативным эмоциональ­ным состоянием, которое является реакцией подростка на напряжен­ную стрессовую ситуацию или психи-ческую травму либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то лич-ных проблем или трудностей.

Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В. Т. Кондрашенко (1988), определяя их как отклонение от нормы внешне на­блюдаемых действий (поступ-ков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, сужде-ниях (вербальное нарушение поведения). Рассматривая нарушения пове­дения как откло-нения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях.

Таким образом, агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрес­сивных реакциях на разного рода раздражители. Аг-рессивность условно можно разделить на категории. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляю-щихся в фантазиях.

По направленности на объект выделяют внешнюю (гетероагрессию, экстрапуни-тивную) и внутреннюю (аутоагрессию, интрапунитивную) аг­рессию (Бэрон, Ричардсон, 2000).

Гетероагрессия характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкрет-ных лиц (прямая агрессия) либо «смещением» ее на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (сме­щенная агрессия). Например, подросток набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над жи-вотными, портит вещи обидчика и пр.

Аутоагрессия характеризуется выражением обвинений или требо­ваний, адресован-ных самому себе. Подросток мучается «угрызениями совести», занимается самонаказани-ем, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.).

По способу выражения существуют произвольная и непроизвольная агрессия (Фур-манов, 2004).

Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспре­пятствовать, навре-дить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, под-росток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для нанесения «ответного удара».

Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекра-щающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративным в данном случае может быть психомоторное возбуж­дение, когда подросток бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет.

По конечной цели выделяют инструментальную (конструктивную) и враждебную (деструктивную) агрессию.

Об инструментальной агрессии говорят в тех случаях, когда действия имеют пози-тивную ориентацию и направлены на достижение цели ней­трального характера, а агрессия

 

используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную -своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную — асоциальную и просоциальную — агрессию).

В случаях враждебной (деструктивной) агрессии в действиях просле­живается стре-мление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.

По форме выражения различают:

• физическую агрессию — предпочтительное использование физичес­кой силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.);

• вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;

• косвенную агрессию— действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учитель­ского любимчика), или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топанье ногами);

• негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение мо­жет нарастать от пассивного сопротивления (часто упрямство, «бойкот») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги и другие проявления «гражданского неповиновения»).

8. РезЬЬасп (1970) ввел в свою классификацию агрессии важную переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделил три типа агрессивного поведения: 1) враждебная агрессия имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные или психологические ощущения;

2) инструментальная агрессия — целью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определенной проблемы;

3) экспрессивная агрессия является формой самовыражения и самоутверждения с помощью применения насилия.

Агрессивное поведение, направленное против окружающих, часто при­водит «агрессора» к столкновению с законом и характеризуется, с юриди­ческой точки зрения, как правонарушение (антисоциальное поведение).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...