Типология агрессивного поведения
По мнению А. Вазз (1976), агрессивные действия можно описать с помощью трех шкал: физическая — вербальная; активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинации дают восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Категории агрессии по А. Вазе (1976)
С точки зрения деструктивной направленности можно рассмотреть три типа нарушений поведения. Одиночный агрессивный тип нарушения поведения. Кроме указанных выше общих диагностических критериев поведенческих нарушений у подростков описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного поведения в физическом или вербальном плане. Преимущественно оно направлено против взрослых и родственников. Такие подро-стки склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.
Подростки с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисо-циальное поведение. Часто они рано вовлекаются в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие. У многих из этих подростков нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие подростки могут держаться изолированно от ровесников. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или, наоборот, более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми. Для большинства подростков, отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойст-венна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жесткости. Характерно, что
они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм прояв-ляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки до-биться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное пове-дение и стараются обвинить других. Эти подростки часто испытывают сильную фрустра-цию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиня-ются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточности сексуального торможения. Таких подростков часто наказывают. К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящие дезадаптивный характер, вместо того чтобы способствовать решению проблемы.
Основной отличительной особенностью данного вида агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности. Групповой агрессивный тип нарушения поведения. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением. Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому подростки с такими нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них. Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, не предполагают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность. Подростки с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, а также со сверстниками, которых подросток хорошо знает.
Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких подростков часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, они сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. С точки зрения социальной направленности различают социализированное и несоциализированное агрессивное поведение. . К первой группе относятся подростки, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. Ко второй группе относятся подростки с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией подростка на напряженную стрессовую ситуацию или психи-ческую травму либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то лич-ных проблем или трудностей. Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В. Т. Кондрашенко (1988), определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступ-ков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, сужде-ниях (вербальное нарушение поведения). Рассматривая нарушения поведения как откло-нения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Таким образом, агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на разного рода раздражители. Аг-рессивность условно можно разделить на категории. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляю-щихся в фантазиях.
По направленности на объект выделяют внешнюю (гетероагрессию, экстрапуни-тивную) и внутреннюю (аутоагрессию, интрапунитивную) агрессию (Бэрон, Ричардсон, 2000). Гетероагрессия характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкрет-ных лиц (прямая агрессия) либо «смещением» ее на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Например, подросток набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над жи-вотными, портит вещи обидчика и пр. Аутоагрессия характеризуется выражением обвинений или требований, адресован-ных самому себе. Подросток мучается «угрызениями совести», занимается самонаказани-ем, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.). По способу выражения существуют произвольная и непроизвольная агрессия (Фур-манов, 2004). Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, навре-дить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, под-росток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для нанесения «ответного удара». Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекра-щающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративным в данном случае может быть психомоторное возбуждение, когда подросток бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет. По конечной цели выделяют инструментальную (конструктивную) и враждебную (деструктивную) агрессию. Об инструментальной агрессии говорят в тех случаях, когда действия имеют пози-тивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия
используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную -своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную — асоциальную и просоциальную — агрессию). В случаях враждебной (деструктивной) агрессии в действиях прослеживается стре-мление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.
По форме выражения различают: • физическую агрессию — предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.); • вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов; • косвенную агрессию— действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика), или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топанье ногами); • негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто упрямство, «бойкот») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги и другие проявления «гражданского неповиновения»). 8. РезЬЬасп (1970) ввел в свою классификацию агрессии важную переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделил три типа агрессивного поведения: 1) враждебная агрессия имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные или психологические ощущения; 2) инструментальная агрессия — целью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определенной проблемы; 3) экспрессивная агрессия является формой самовыражения и самоутверждения с помощью применения насилия. Агрессивное поведение, направленное против окружающих, часто приводит «агрессора» к столкновению с законом и характеризуется, с юридической точки зрения, как правонарушение (антисоциальное поведение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|