Оценка степени близости ассоциативных связей (егоров, николаенко)
Испытуемым предлагается набор из 24 карточек, на которых написаны пары слов. Слова принадлежат к трем группам (по 8 пар в каждой): с близкими ассоциативными связями (фрукт— яблоко), с дальними связями (осень — старость) и с отсутствием связей (комета — обувь) (Табл. 1). Вначале испытуемые должны были разложить карточки так, чтобы в одну группу вошли пары слов, имеющие между собой какую-либо связь, а в другую — не имеющие никакой связи. Затем разложить карточки со словами, имеющими связь, на две группы: с близкими ассоциативными связями и с дальними. Таблица 1 Пары слов, предъявлявшиеся испытуемым в эксперименте
При более активном правом полушарии пары слов с дальне социативной связью оцениваются как с ближней, иногда связь на:-. в парах, где она отсутствует. При более активном левом пс.г. игарив правильно оцениваются только пары с ближней ассоциатор Пары с дальней ассоциативной связью часто оцениваются как не имеющие никакой связи (Егоров, Николаенко, 1996). АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (МОДИФИКАЦИЯ НИКОААЕВОЙ, САФОНОВОЙ. КУПЧИК Другим методическим приемом было проведение ассош перимента в модификации Николаевой и соавторов (1990).Испытуемым предъявлялось по одному списку, состоя-щему из 14 слов-стимулов, представлявших собой двусложные существительные (6 эмо-циональных — положительных или отрицательных - - и 8 нейтральных). Степень эмоцио-нальности до эксперимента была оценена независимыми экспертами. На каждое слово-стимул испытуемый должен был ответить первым пришедшим в голову словом. При этом регистрировалось время реакции. Затем испытуемый должен был вспомнить предъявлен-ные ему слова-стимулы. Наконец, испытуемому предлагалось выбрать слова-стимулы из списка в 28 слов, где, наряду со словами-стимулами, было Ндистракторов, семантически близких к словам-стимулам. Всего испытуемым предъявлялись 4 различных списка слов, выровненных по степени эмоциональности (Табл. 2).
Таблица 2 Списки слов-стимулов, предлагавшиеся в исследовании
Анализ полученных ассоциатов включает оценку особенностей ответов на конкретные и абстрактные, а также на эмоциональные и нейтральные стимулы. Методика позволяет выделить парадигматические (формируются словами, принадлежащими к одной части речи на основе отождествления или оппозиции) и синтагматические (формируются на основе конкретизации или оценки какого-либо слова-стимула, вместе с которым образуют устойчивые словосочетания) ассоциации. Парадигматические ассоциации характерны для правого полушария, а синтагматические — для левого (Николаенко и др., 1998).
ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ЦЕПНОГО РЯДА (МОДИФИКАЦИЯ АГИБААОВА, ЕГОРОВА, НИКОААЕНКО) Метод исследования ассоциативного цепного ряда (АЦР) состоит з наговаривании (написании) испытуемым 50-100 любых слов, причем лредлагается «долго не думать, а говорить все, что приходит в голову». Применяется либо устная форма порождения АЦР с фиксацией рядов на магнитную ленту, либо письменная, когда испытуемый их записы-вает. Объединение полученных в результате тестирования вербальных реакций однород-ной группы испытуемых позволяет сформировать частотные модели лексиконов. Анализ полученных лексиконов осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, анализируется удельный вес отдельных частей речи и служебных слов в лексико-не групп испытуемых. Специально оценивается соотношение отдельных слов и словосоче-таний, предложений. Среди существительных анализируется доля конкретных, веществен-ных, абстрактных, собирательных. Отдельно считается доля существительных, обозначаю-щих предметы обстановки. Обращается внимание на появление языковых трансформаций, неологизмов и речевых штампов. Во-вторых, все слова из лексикона группируются по тематическим группам, таким как работа, дом, семья, болезнь, человек, чувства, медицина, животный и растительный мир и т. д. В-третьих, составляются частотные словники для каждого из состояний. Лексикон правого полушария в значительной степени отражает чувственную образ-ную картину мира. Чаще используются слова, обозначающие конкретную обстановку, реальное физическое пространство, в котором в данный момент находится испытуемый
(«Я здесь и теперь»). Из частей речи преобладают существительные, причем конкретные су-шественно преобладают над абстрактными. Обращает на себя внимание незначитель-ное число глаголов, прилагательных, практичеси полное отсутствие служебных частей речи, речевых штампов и неологизмов. Тематический выбор также замкнут на окружаю-щей обстановке: дом, одежда, письменные принадлежности, инструменты и т. д. Напро-тив, лексикон левого полушария дает представление о концептуальной модели мира. В лексиконах испытуемых достоверно больше глаголов, служебных частей речи, речевых штампов, имен собственных. Среди существительных абстрактные преобладают над конкретными. В лексиконе находит отражение дальнее пространство, пространство потен-циальной вероятностной деятельности («Я в сфере идей и представлений»). Тематический выбор также оказывается с этим связан: наука, медицина, движение, имена собственные, обозначающие литературных и исторических пер-. знажей (Егоров и др., 1999).
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФР (ТЕСТ ДЕГАИНА—НИКОЛАЕНКО) Испытуемому предлагается разложить на две группы четыре карточки с арабскими и римскими цифрами 1 и 2 (Табл. 3). При левополушарном способе решения задачи в одну группу попадают равные цифры (1 и I; 2 и II), при правополушарном способе классификация проводится с опорой на внешнее сходство: в одну группу попадают римские цифры, а в другую — арабские. Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|