Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неполная семья социальный педагог




Курсовая работа

взаимодействие педагогов с неполными семьями в современных социально-экономических условиях

 

 

Смолина Наталья Владимировна

Руководитель

Гвоздева Е.А

 

Красноярск, 2006г.


Введение

 

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Ситуация сложившаяся в России на сегодняшний день оказывает отрицательное влияние на положение детей. Постоянный рост числа разводов говорит о кризисе семьи как социального института. Какие ожидания в отношении собственных семей складываются у детей, которые не видят перед собой достойного примера.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Работая с неполными семьями, педагог в первую очередь должен постараться наладить контакт с матерью ребенка. И если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей

Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Зачастую проблемы, возникающие в неполных семьях, остаются открытыми.

Детское учреждение, ориентированное а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.

Цель курсовой работы - раскрыть вопрос о взаимодействии педагогов с неполными семьями в современных социально-экономических условиях.

Объектом данного исследования - взаимодействие ДОУ с семьей.

Предметом исследования - формы взаимодействия педагога ДОУ с неполной семьей

В данной работе были поставлены следующие задачи:

раскрыть характеристику семьи, как социального института

в чём проблема неполных семей

раскрыть вид неполных семей

выявить причины появления неполных семей

показать в чём кризис института семьи и брака

-показать политику государства по отношению к неполным семьям

-взаимодействие ДОУ с неполной семьёй в современных социально экономических условиях

взаимодействие педагогов ДОУ с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях

определить формы взаимодействия педагогов ДОУ с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях

 


ГЛАВА 1. Характеристика семьи как социального института

 

Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья как самоорганизующаяся педагогическая система остается главенствующим эвеном при формировании личности ребенка, его социализации. Семья выступает носителем обычаев, традиций предков, родного языка и культуры. До прихода в ДОУ ребенок воспитывается исключительно семьей, ее жизненным укладом.

Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи социальных педагогов.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Характеризуя современную российскую семью, можно выделить основные ее особенности:

преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

свобода заключения и расторжения браков;

равноправие женщин и мужчин в браке;

увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Однодетные семьи состоят, как правило, из двух поколений - родители и дети, а другие родственники живут отдельно, то есть родители утрачивают возможность пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми.

Кризис современной российской семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня.

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей

Условно можно разделить родителей на две большие группы:

. Так называемые гармоничные семьи:

талантливые;

активные семьи;

семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении.

. Проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). К последним можно отнести следующие:

семьи с детьми-инвалидами;

многодетные семьи;

опекунские семьи;

неполные семьи;

малообеспеченные семьи;

неблагополучные семьи.

В нашей работе мы рассмотрим проблемы воспитания детей в неполных семьях.

 


ГЛАВА 2. Неполные семьи

 

Причины появления неполных семей

 

В последнее время демографы отмечают большой рост числа неполных семей.

Распространённость неполных семей зависит от нескольких условий. Поскольку по принятой Госкомстатом классификации к неполным относятся семьи, состоящие из матери (или отца) с детьми независимо от возраста детей, то группа неполных семей оказывается крайне неоднородной. К примеру, сюда относятся и молодая мать-одиночка с грудным ребёнком, и две старушки-мать с дочерью, обе пенсионерки. Следовательно, доля неполных семей среди общего числа семей зависит от:

) частоты разводов и овдовений;

) частоты повторных браков;

) распространённости внебрачныых рождений;

) уровня детности семей (в многодетных семьях большая вероятность того, что мать или отец будут жить не отдельно, а вместе с не состоящими в браке детьми);

) уровня средней продолжительности жизни населения;

) сложившейся тенденции раннего или, напротив, более позднего выделения взрослых детей из родительской семьи;

) уровня жилищной обеспеченности, стимулирующего или сдерживающего раздельное проживание детей и родителей.

Одни из этих факторов действуют в направлении роста и числа неполных семей, другие сдерживают этот рост.

Как свидетельствуют данные статистики, в городах неполные семьи встречаются гораздо чаще, чем на селе. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни.

Это - дети воспитывающиеся без отца (или матери), это - взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет многим материальную сторону жизни, оно лишает этих людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.

По-разному влияют эти причины на материальное и морально психологическое состояние семьи.

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребёнок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью,без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми, в то время как неполные семьи, образовавшиеся в последствии развода или овдовения, могут также состоять из отца с детьми.

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том,что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Главное же - овдовевшие детные мужчины чаще вступают в новый брак, чем овдовевшие детные женщины. При наличии не одного, а нескольких несовершеннолетних детей у женщин перспективы создания новой семьи всегда ограниченны. Мужчины же в подобной ситуации, испытывая затруднения с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, не откладывают надолго вступление в новый брак, а найти подходящего брачного партнёра мужчине гораздо легче, чем женщине. Это подтверждается статистическими данными. Аналогичное положение и в более старших возрастах.

Развод - частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо воссоединяется с родительской семьей. В последнем случае также может образоваться неполная семья, если в родительской семье нет брачной пары.

Существование семьи в форме неполной может быть очень кратковременным, а может длиться и несколько десятилетий. Семьи перестают быть неполными по ряду причин: вступление в брак, отделение взрослых детей, смерть. Неполные семьи, в которых все взрослые, чаще всего состоят из одних женщин: женщины в среднем дольше живут, среди них больше не состоящих в браке, чем среди мужчин. [ Таблица 1].

Н. Амосов, академик говорил. Когда муж и жена заводятся, начинают оскорблять друг друга, то это разрушает доверие между ними. Когда просто промолчат, это лучше. Осадка на душе после молчаливой размолвки бывает меньше, чем после крикливой ссоры.”

 

Проблемы неполных семей

 

В последние годы специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов.

Статистика свидетельствует, что только за 1997 -1999 гг. более одного миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. Еще один источник пополнения неполных семей - внебрачная рождаемость, показатели которой в последние годы неуклонно возрастают: в 2000г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 2001 г. - 26,95%, в 2002 г. - 27,93% (10). Формированию неполных семей, в значительной мере, способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственные травмы, военные действия и т.п.). Сегодня уровень смертности среди экономически активного населения мужского пола примерно такой, как в 1897 г.: лишь около 56% мужчин трудоспособного возраста доживают до 60 лет[4]. И не удивительно, что переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в 1989 г. их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных.

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог И.Е. Калабихина, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики "бедных" и "зависимых от пособий". Поясним эти сугубо экономические термины. "Бедными" считаются семьи, в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины. "Зависимыми от пособий" являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семье в России составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи.

В среднем по регионам России среди неполных семей доля "бедных составляет 60,9%, а доля "зависимых от пособий" - 18,9% от их числа.

И.Е. Калабихина характеризует неполные семьи как имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом "лидируют" по зависимости от социальной поддержки государства. Дети из неполных семей, в сравнении с ровесниками из полных, отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%. Кроме того, в этих семьях высок риск попадания в низкодоходные группы населения в связи с единственным кормильцем. Учитывая, что неполные семьи - преимущественно материнские (мать + ребенок), дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране. Сегодня идет активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.[2]

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей, значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме [6]. При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не столько с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. После разводная адаптация матери объективно требует выполнения ею, прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют основные факторы риска здоровья: статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [13].

Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора отсутствия отца поддерживает отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развивать в России службу медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации. В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение.

По собственным оценкам таких женщин, эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: "отец + мать + дети"; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. Наконец, четвертая и главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.

Именно на помощь в решении этих проблем и должен быть настроен педагог ДОУ, и необходимо решить эти проблемы на раннем этапе социальной адаптации ребенка.

Через семью обеспечивается сбережение, обогащение, передача всё новым и новым поколениям многих духовных ценностей, традиций, норм морали, житейского опыта. В ней угасает старшее поколение и зарождается, крепнет, мужает новое. Совместная жизнь двух-трёх поколений в семье - это важное условие для поддержки старших её членов и воспитания младших. В своём бесконечном развитии каждая индивидуальная семья проходит ряд последовательных стадий.

Число неполных семей в этом циклическом процессе развития может быть, различным в зависимости от возраста её членов. Общее же состоит в том, что неполная семья, как явствует из самого этого термина, всегда лишена одной из существенных черт семьи. В семье, где представлены дети и родители, при естественном ходе развития родительское поколение должно быть представлено супружеской парой. В неполной же семье родительское поколение представлено только одним человеком. Такое отклонение от нормального типа семьи означает не просто формальное отличие, а нарушение целостной гармоничной системы отношений между людьми. Это означает несбалансированность между двумя группами членов семей - тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке, защите, и тех, кто обеспечивает удовлетворение этой потребности. Такая несбалансированность чревата перегрузками, возникающими у второй, активной части членов семьи. Не менее важно то, что отец и мать, мужчина и женщина, не взаимозаменяемы в деле воспитания детей, особенно воспитания духовного, эмоционального. Хорошо известно, какие перекосы в воспитании возникают из-за того, что вся школьная педагогика оказалась в руках женщин. То же и в неполных семьях.

Отец и мать взаимодополняют друг друга, мужское и женское начало лишь в своём единстве способно обеспечить всю полноту и богатство человеческих отношений. И ребенок - подросток - юноша - девушка могут полностью познать себя в полной семье. Не будем здесь касаться аномальных явлений, когда отец (или мать) несколько антисоциальная личность, что его отсутствие способствует лучшему воспитанию детей.

Могут возникнуть возражения ссылки на случай вполне успешного, даже блестящего воспитания ребёнка в неполной семье. Но и в этих случаях была перегрузка родителя, ребёнок чего-то всё же недополучил. В сравнении с тем, что мог бы получить в полной семье.

До сих пор речь шла о неполных семьях, находящихся на ранних стадиях своего развития, выполняющих функцию воспитания, социализации молодого поколения. Лишь по чисто формальному признаку эти семьи можно объединить в один тип с семьями, где и родители, и дети - взрослые люди. Это вторая группа представлена семьями, где- либо все члены находятся в активном трудоспособном возрасте, либо представители родительского поколения нуждаются в помощи близких, либо представители обоих поколений нетрудоспособны и нуждаются в уходе и заботе. Такие неполные семьи старшего возраста являются или результатом постарения молодых поколений, или результатом развода, или естественной стадией угасания полной семьи, когда умирает один из супругов. Нравственно-психологические и эмоциональные связи в неполных семьях. Они свободны от отношений опеки взрослого над несовершеннолетним, от воспитательных функций и связанных с ними элементов и поощрения, и принуждения, от авторитарной позиции старших по отношению к младшим. В неполных семьях, состоящих из взрослых людей, не возникают, следовательно, многие проблемы и трудности, которых не удаётся избежать в молодых неполных семьях. Но сохраняется и остро ощущается в неполных семьях дефицит тех форм общения, которое способно дать только супружество.[20]

М. Буянов, психиатр рассуждает «Раньше мужчины и женщины расходились из-за измены, из-за пьянства одного из супругов, иногда из-за материальных трудностей. А сейчас? Сейчас чаще всего и причин-то объяснить не могут. И не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастают дети и, помня, как вели себя родители, продолжают их путь. Или станут циниками. Или ещё кем-нибудь, но в любом случае - несчастливыми.»

Чем завершается жизненный цикл неполных семей? Жизнь семьи и жизнь человека- понятия далеко не однозначные. В каком-то смысле человек бессмертен, если живы дела его рук, если продолжается его род, его семья. Неполная семья- это лишь одна стадия в неразрывном процессе смены родственных друг другу поколений людей. Притом стадия вовсе не обязательная. Это замена вынужденная, обусловленная теми или иными обстоятельствами, как правило, неблагоприятными. Подобная замена оказывается более или менее полноценной. Она может быть временной, даже совсем кратковременной, может быть для части населения естественным способом создания своей собственной семьи.

Итак, чем же завершается жизненный цикл неполной семьи? Ответ один: переходом семьи в другой тип, в другую стадию развития. Для молодых неполных семей достаточно реальной является перспектива превращения в полную семью, также заключение брака. Но всё же у большей части молодых неполных семей никаких изменений не происходит, одинокие матери (или отцы) продолжают воспитывать своих детей, дети взрослеют и, наконец, бывшая молодая неполная семья превращается в неполную семью состоящую только из взрослых людей. Бывает и такой вариант перехода семьи в другую стадию развития, как смерть матери (отца) реже детей. Судьбы неполных семей, состоящих из взрослых, достаточно типичны.

Наиболее распространёнными являются следующие два типа перехода семьи в новую стадию своего развития:1)взрослые дети отделяются, а мать (или отец) становится одиночкой, также живёт отдельно от детей; 2) взрослые дети вступают в брак, образовавшаяся молодая семья живёт вместе с матерью (отцом).

Более редкими являются два других варианта смены стадии развития семьи: 1)неполная семья становится полной благодаря вступлению матери (или отца) в брак; 2)у дочери появляется ребёнок, также возникает новая неполная семья, а мать (отец) продолжает жить вместе с ними, образуется трёх поколенная семья. У дочери повторяется судьба матери.

Материалы ряда исследований показали, что у людей, воспитанных в неполных семьях, чаще складываются свои неполные семьи, чем у тех, которые выросли в полной семье. Причина этого вполне понятна - неполная семья не может способствовать успешной подготовке молодых людей к браку, не воспитывает у них целого ряда таких качеств, которые помогают в создании и сохранении семьи.[16] Можно выделить несколько типов неполных семей В последние десятилетия растёт число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских и «пустых гнёзд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребёнок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребёнка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.

 

2.2 Кризис института семьи и брака

 

Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Законодательство также устанавливает порядок расторжения брака и правила, регулирующие взаимоотношения после развода. Развод как социальный феномен изучается в праве, социологии и социальной психологии.

Разводимость - процесс распадения супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака (развода). Брачность, овдовение и разводимость в совокупности составляют процесс воспроизводства брачной структуры населения.

Резкое снижение числа браков привело к тому, что число разводов в расчёте на 100 браков, заключённых в том же году, стало давать неверное представление о характере динамики разводимости и преувеличивать пропорцию между числом браков и разводов. Поэтому в современных условиях даже самый простой показатель - лучше характеризует динамику этого процесса, чем число разводов на 100 браков, заключённых в том же году.

Наконец, свою роль может сыграть и субъективное восприятие неизбежного в случае сожительства нарушения общепринятых социальных норм, которые пока ещё требуют наличия «штампа в паспорте». Сожители - это люди, которые, начав жить вместе, добровольно нарушают социальные нормы. Вступив в брак, они могут чувствовать себя менее обязанными сохранять брак в случае его неудачи, чем те, кто не имеют за плечами никакой истории нетрадиционного поведения.

Постоянный рост числа разводов на протяжении нескольких десятилетий породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик этого явления приходится на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметился ренесанс семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию, и перешли к серьёзному анализу ситуации.

В России обсуждение проблемы кризиса института семьи пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи, подразумевая под ним неспособность выполнять те функции и ту роль, какую он призван и какую он выполнял всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты:

). Постоянное увеличение удельного веса матерей (на Западе и отцов) воспитывающих ребёнка без мужа (жены). По данным выборочной переписи 1994 г. в РФ, 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими.

). Рост числа родителей (отчимов, мачех, приёмных), не связанных с воспитываемым ребёнком биологическими узами. Вследствие, увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причём некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребёнком, так и остаются только биологическими родителями.

). Снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребёнка, а в 1994 г.-1,4).

). Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей.

). Кризис отцовской воспитательной роли.

). Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.

 

2.3 Политика государства по отношению к неполным семьям

неполная семья социальный педагог

Советское государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Формы и масштабы такой помощи, естественно, не оставались неизменными. Не обращаясь к истории вопроса, остановимся лишь на ныне действующих основных положениях.

В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путём предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы. Это пособие выплачивается до достижения детьми возраста16 лет, а учащимся, не получающим стипендии, до 18 лет.

При вступлении одинокой матери в брак право на пособие за ней сохраняется. Если женщина, не состоящая в браке, записана в книге записей рождения в качестве матери усыновлённого ею ребёнка, то государственное пособие ей как одинокой матери назначается на общих основаниях. Женщинам, ранее состоявшим в браке, государственное пособие, установленное для одиноких матерей, назначается на детей, родившихся от другого лица до или после расторжения брака, смерти мужа или пропажи его без вести. Если в свидетельстве о рождении ребёнка отсутствует запись об отце ребёнка либо запись об отце ребёнка произведена в установленном порядке по указанию матери. Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и выплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца. В случае, когда ребёнок одинокой матери передан на воспитание в установленном законом порядке опекуну (вследствие смерти матери, её болезни и других причин), полагающееся ей государственное пособие на воспитание ребёнка назначается и выплачивается этому опекуну.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, не назначаются и не выплачиваются на детей, на которых мать получает пенсию или алименты, а также, если лицо, от которого мать родила ребёнка, признано в установленном порядке отцом ребёнка или если усыновлён. Женщина, имеющая детей от лица, с которым она не состояла и не состоит в зарегистрированном браке, но с которым совместно проживает, ведёт общее хозяйство и совместно воспитывает детей, права на государственное пособие, установленное для одиноких матерей, не имеет

Предусмотрена ещё одна важная форма помощи одиноким матерям: если одинокая мать пожелает поместить в детское учреждение обязано принять на содержание и воспитание полностью за государственный счёт (пособие на ребёнка в этот период матери не выплачивается). Мать ребёнка имеет право взять его обратно из детского учреждения на воспитание.[1].


ГЛАВА 3. Взаимодействие ДОУ и неполных семей

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...