Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие - согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи.




Дополнительный эффект взаимодействия - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

Современная личностно-ориентированная педагогика строится на принципе СОВМЕСТНОЙ ценностной деятельности. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнёра.

Взаимодействие ДОУ с неполной семьёй может быть организованно по двум направлениям:

· первое направление - изучение особенностей семьи, воспитания ребёнка в её условиях и установления контактов с семьёй;

· второе направление - повышение педагогической компетентности родителей.

Неформальный подход к организации взаимодействия воспитателей и родителей требует учёта особенностей каждой семьи. Проводя самоанализ и оценку качества работы ДОУ, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семье.

Для анализа можно предложить ряд критериев:

1) учёт социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

2) социологический анализ контингента семей воспитанников (данные о составе семьи, образование родителей и т.д.);

3) изучение уровня педагогической компетентности родителей и стилей семейного воспитания;

4) использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй (индивидуальных, коллективных, наглядно - информационных);

5) систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьёй;

6) изучение удовлетворённости родителей образовательной услугой ДОУ.

Самооценка и оценка уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников даст возможность руководителю и педагогическому коллективу определить приоритетные направления взаимодействия, с учётом потребностей семей - потребителей образовательных услуг[15]

Работа педагога ДОУ с неполными семьями строится в двух направлениях:

. Работа с матерью ребенка (так неполные семьи в основной своей массе состоят из матери и ребенка);

. Работа с ребенком.

Работа с неполными семьями может вестись по следующему плану:

блок: Информативный.

. Социологический анализ семей

создание банка данных по семьям;

. Социальный запрос

блок: Планирование работы с неполными семьями.

. Исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи

анкеты для воспитателей и родителей

беседы с детьми

изучение рисунков по теме «Наша семья»

. Изучение уровня педагогической компетентности родителей

выявление неблагополучия домашнего воспитания

выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей

нахождение приемлемых форм взаимодействия

организация методической работы

выявление потребностей родителей в образовательных услугах

выявления степени возможного вовлечения матери в образовательный процесс

исследование адекватности оценки матери детских способностей

блок: «НАШ РЕБЕНОК»

. Формирование у ребенка взгляда на отношение с собственной семьей

развитие образа отца у ребенка;

отношение с дедушкой и бабушкой со стороны отца

поддержка семейных традиций, изготовление семейных альбомов

. Повышение самооценки ребенка

не допускать педагогу жалобы на ребенка

развивать положительные черты

прививать профессиональную ориентацию

блок: Работа с матерью ребенка

. Общение в семье

научить мать вести с ребенком честные беседы настроенные на понимание ситуации

матери в беседах не подчеркивать, что можно обойтись без мужа

убедить мать, что отец должен принимать участие в воспитании детей

нельзя разрушать образ отца в понимании ребенка

разработка индивидуальных проектов для совместного выполнения родителей и детей

конкурс семей «Ключ семейного счастья»

. Педагог и мать

переключить мать с собственных обид на интересы ребенка

привить понимание важности духовных ценностей над материальными благами

блок: Организация методической работы

оценка работы программы

корректировка программы по работе с неполными семьями исходя из полученных результатов

обмен индивидуальной информации с родителями

консультативная помощь дому

 

3.3 Взаимодействие педагогов ДОУ с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях

 

Очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.

Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребёнку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребёнка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребёнком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребёнок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.

Такие дети требуют особого сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребёнка, его развитии в целом - это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до её сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребёнок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая, матери понять собственного ребёнка, переживающего послеразводный кризис. И если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребёнка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:

*демонстрировать свою поддержку одинокой матери в её стремлении быть хорошим воспитателем своего ребёнка;

*обращать внимание на её педагогические достижения;

*замечать и подчёркивать позитивные изменения в развитии ребёнка, радоваться им;

*быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребёнка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребёнка.

Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, её одиночество - незначительные факты её биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ребёнка? И надо ли всё время подчёркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе не обязателен? Не лучше ли вести с ребёнком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ребёнка, мать подрывает и свой авторитет.

Серьёзная проблема, в решении которой бывают, втянуты педагоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведённых матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребёнка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, поэтому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребёнка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребёнка негативного влияния, то у заведующей нет основания лишать их возможности встречаться с ребёнком. Но какова будет реакция матери, как она скажется на ребёнке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую проводят педагоги, психолог с разведёнными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребёнка. Изменить позицию - это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребёнка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагматически: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям бывшего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не томился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разрешить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребёнок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы.

Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребёнка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками.

В.К. Котырло, С.А. Ладывир считают,что чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребёнка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребёнок», «ваш Саша», подчёркивающие отчуждённость, отстранённость педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызывать у партнёра ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребёнка, призывов «принять меры», «разобраться».

На чём основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких либо текущих событий. Например, не кормить ребёнка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребёнка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия.

Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия семьями.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для работы с неполными семьями, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, а если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего.

По моему мнению, необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные в колледже знания на практике в работе с педагогами дошкольных учреждений, а главное - с родителями детей.

Не выполнить свой долг перед детьми: не дать им истинное воспитание и образование, не поставить их прочно и достойно на ноги - тягчайший грех. Совершившим этот грех не будет покоя на склоне лет, не будет отдохновения и за пределами земной жизни.

Есть на свете самое прекрасное, солнечное чувство - любовь. В семье оно рождается, в семье оно замыкается в великий, святой круг: любовь к родителям- с рождения, любовь к избраннику души- женщине, мужчине, любовь к детям, а у них вновь любовь к родителям. Этот круг не должен быть разорван! Без любви к детям даже при наличии педагогических знаний истинное воспитание невозможно! Истинные воспитатели только те, кого дети любят.

Русская пословица «Дети хороши - отцу, матери венец, худы - отцу, матери конец».

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)

. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.

. Белая К.Ю. методическая работа в ДОУ. - М., 1991;

. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

. Боулби И. Материнская забота и материнский уход. - СПб: Изд-во ИРАВ, 2003;

. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития./ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001;

. Дуброва В.П. Теоретико-методологические основы взаимодействия детского сада и семьи. - Минск, 1997 г.

.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.

. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59

. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.

. Медков В.М. Основы демографии: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия».-Ростов-на-Дону:«Феникс», 2003 г.

. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М., 1999;

. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.

. Семейное воспитание: Словарь /Под ред. М.И. Кондакова. М.: Педагогика, 1972.

. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.

. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.

19. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Т.К. Воробьева Интеграция работы ДОУ с семьей. -М. 2000 г

20. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.:1987.

. Гопник Элисон, Мелтцофф Эндрю Н., Куль Патрисия К. Ученый в колыбели. Сознание, мозг и способы обучения детей. - СПб: Изд-во ИРАВ, 2003;

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977;

. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей //Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978;

. Развитие общения у дошкольников/ Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1974;

25. Демографический ежегодник РФ 2002г. М., 2002. С.119. За 2002 г.- оперативные данные Госкомстата РФ за январь 2003 г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1

Исследование «Россия-2000», % к давшим определённый ответ

Возраст(лет)

Как вы относитесь к совместной жизни вне зарегистрированного брака?

всего
  Считаю допустимым в любом случае 2 3 4 Считаю совершенно не допустимым  
До 24 41,1 26,0 28,8 1,4 2,7 100,0
25-29 44,6 25,6 17,4 6,6 5,8 100,о
30-34 47,7 24,2 17,2 6,3 4,7 100,0
35-39 32,5 33,0 24,4 3,6 6,6 100,0
40-44 36,2 25,7 24,8 6,4 6,9 100,0
45-49 37,3 21,2 25,4 11,0 5,1 100,0
50 и старше 38,3 21,3 27,7 4,3 8,5 100,0
всего 38,8 26,3 23,2 5,9 5,9 100,0

 

Таблица 2 Динамика абсолютных чисел разводов и общих коэффициентов разводимости в России, 1970-2002гг.

Годы

Разводов

годы

Разводов

  Всего (тысяч) На 1000 населения   Всего (тысяч) На 1000 населения
1970 396,6 3,0 1987 580,1 4,0
1971 399,3 3,1 1988 573,9 3,9
1972 405,0 3,1 1989 582,5 3,9
1973 418,5 3,2 1990 559,9 3,8
1974 461,1 3,5 1991 597,9 4,0
1975 483,8 3,6 1992 639,2 4,3
1976 533,2 3,9 1993 663,3 4,5
1977 558,4 4,1 1994 680,5 4,.6
1978 568,5 4,1 1995 665,9 4,5
1979 593,9 4,3 1996 562,4 3,8
1980 580,7 4,2 1997 555,2 3,8
1981 577,5 4,1 1998 501,7 3,8
1982 557,6 4,0 1999 532,5 3,5
1983 583,0 4,1 2000 527,5 4,3
1984 573,7 4,0 2001 763,5 5,3
1985 574,0 4,0 2002 853,5 6,0
1986 579,4 4,0      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...