Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы взаимодействия педагогов ДОУ с неполными семьями




 

Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие классифицируется со способам, при помощи которых партнёры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты.

· Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединённых усилий над индивидуальными.

· Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями(благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, власть. Конкуренция усиливается когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт- скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

В нашей ситуации, приемлема форма кооперации. Перед педагогом и родителем стоит общая задача - объединить усилия для помощи ребенку.

Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания, при котором ребенок как бы выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

Последние статистические данные показывают:

Во-первых, авторитет отца остается неизменным и стабильно низким.

Во-вторых, значительно изменилось отношение подростков к матери как образцу для идентификации. Падение авторитета матери (с 21 до 15%) связано, по-видимому, с изменением ее трудового статуса. Большая доля в прошлом работающих женщин сегодня занята либо непрестижной работой, либо домашним хозяйством в силу невостребованности сферой общественного труда.

В-третьих, достаточно стабильна установка старшеклассников на свою идентичность с обоими родителями.

И, наконец, весьма тревожный факт, выявленный исследованием, - нежелание значительной части детей соотносить себя как личность ни с отцом, ни с матерью. Причем прослеживается четкая тенденция к увеличению сторонников такой позиции, что свидетельствует о нарастании так называемого "социального одиночества" среди российских детей.

Дети как из полных семей, так и из неполных выбирают приоритетным советчиком мать. Более высокое предпочтение матери у "детей развода" связано, прежде всего, с отсутствием в семье отца. Традиционно низок рейтинг отца, как в полных, так и неполных семьях. Причем в неполных семьях обращаемость детей к отцу за советом в крайней степени незначительна, что объясняется как его территориальной, так и личностной отдаленностью.

В научном мире существует устойчивая точка зрения, неоднократно подтвержденная эмпирическими данными, о слабо развитом стремлении к достижению значимых жизненных целей у детей, испытавших развод родителей.

Особо следует отметить стремление детей развода к самостоятельной работе. Дополнительный тендерный анализ подтвердил наше предположение о преимущественно мужском тяготении к такому характеру труда: мальчики из неполных семей стремятся иметь самостоятельную работу, не связанную с регламентом и не подотчетную кому-либо. Привыкнув в материнской семье к более высокой личной ответственности и отсутствию жесткого контроля, они высоко ценят это качество в профессии. Стремление к самостоятельности свидетельствует о более высокой социальной зрелости этих детей, об их более ранней личностной идентификации.[17]

В педагогике педагогическая компетентность родителей определяется, как способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения: сделать ребёнка счастливым, видеть перспективы его развития в тех условиях, в которых семья живёт в данный момент.

Для решения данного направления могут использоваться разные формы:

. Наглядная информация:

Визитная карточка учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.д.;

Информацию о достижениях(дипломы, грамоты и другие награды, как сотрудников учреждения, и даже выпускников);

Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов;

Библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.д.;

Информационные листы, газеты;

Экскурсия по детскому саду, дни открытых дверей.

Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.

. Индивидуальное и групповое консультирование.

. Создание семейных клубов по интересам.

. Для организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами выбираются такие формы взаимодействия: игротека, выставка выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет и журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и др.

Таким образом, знание педагогом состояния современной семьи, специфики воспитания ребёнка в её условиях, позволяет ему компетентно организовывать взаимодействие с родителями. Общая деятельность порождает высшую форму взаимодействия- сотрудничество, которое характеризуется:

1. постоянством деловых контактов;

2. реальным позитивным влиянием друг на друга, взаимопониманием, взаимоуважением, доверием;

. готовностью оказывать помощь друг другу.

 

3.2 Взаимодействие ДОУ с неполными семьями в современных социально-экономических условиях

 

Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, возникла ситуация сокращения сети ДОУ, уменьшения бюджетного финансирования на их развитие. С другой стороны, известно, что в настоящее время дошкольные образовательные учреждения в России, посещают только 50% детей дошкольного возраста. Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. В современном российском обществе существует несколько слоёв, имеющих различный уровень доходов. И оплатить пребывание ребёнка в ДОУ могут не все родители.

Но переход к рыночным отношениям привёл и к качественным изменениям в дошкольном образовании:

изменились ценностные ориентации, определяющие цели образования, его содержание, педагогические технологии, модель взаимодействия педагога с детьми и их родителями;

дошкольное образование стало вариативным;

создаётся гибкая, многофункциональная сеть ДОУ, ориентированная на оказание образовательных услуг в соответствии с потребностями населения и общества;

развивается рынок платных дополнительных образовательных услуг;

появились новые формы дошкольного образования по работе с неорганизованными детьми.

В этой ситуации у родителей появилась реальная возможность выбирать в какой детский сад отдавать им ребёнка.

Актуальной является проблема взаимодействия ДОУ с семьёй по вопросам развития и образования детей дошкольного возраста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...