Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Задание 1.

Опишите, какие отношения существуют между этими людьми, изображенными на рисунках. Обратите внимание на свой словарь описания возможных чувств; участников этих отношении.

»»..



4 ^^ ^в 1. ••

 

 

 

 


 



Задание 2

Проинтерпретируйте для возможного клиента следующие рисун­ки (они выполнены по следующей инструкции: «Нарисуйте, как умеете, содержание своего внутреннего мира»). При интерпретации следите за адекватностью словаря.




 


15 лет, ж.

16 лет, ж.

 




 


18 лет, ж.

15 лет, ж.

 




 


16 лет, м.

17 лет, ж.

 



Задание 3.

Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют в боль­шей степени Ребенка, Взрослого, Родителя. Дайте обоснование своему ответу.


1. Симпатичность 2. Пикантность 3. Крикливость 4. Важность 5. Несуразность 6. Угловатость 7. Практичность 8. Естественность 9. Лабильность 10. Изящество 11. Цельность 12. Яркость 13. Зрелость 14. Нетипичность 15. Адаптивность 16. Жизнеспособность 17. Поэтичность 18. Яркость 19. Кокетливость 20. Непринужденность 21. Жеманство 22. Жертвенность 23. Обособленность 24. Хитрость 25. Лукавство 26. Мягкость 27. Жестокость 28. Уступчивость 29. Открытость 30. Каверзность

31. Слащавость 32. Невинность 33. Делячество 34. Ответственность 35. Циничность 36. Коварство 37. Нерадивость 38. Умеренность 39. Халатность 40. Торопливость 41. Пунктуальность 42. Мелочность 43. Понятливость 44. Забывчивость 45. Крикливость 46. Эрудированность 47. Ограниченность 48. Послушание 49. Банальность 50. Робость 51. Удальство 52. Осторожность 53. Инертность 54. Стойкость 55. Бодрость 56. Спокойствие 57. Минорность 58. Примиренчество 59. Душевность 60. Отчаяние

 


Задание 4.

Сформулируйте, ориентируясь на возможности клиента, что такое:

жизнь

смерть

человек

счастье

семья

другие люди

я

смысл


Задание 5. Подберите метафоры к следующим понятиям:

сущность человека

свобода •

воля

развитие

личностный рост

произвольность

рефлексия

внутренний план действий

Задание 6.

Интерпретируйте следующие высказывания клиентов:

1. «Всегда стараешься делать, как надо.»

2. «Я еще молодая, я еще жить хочу.»

3. «Ничего я с собой не могу поделать.»

4. «Я очень жалею, что не сделала этого раньше.»

5. «У меня больше нет сил сопротивляться жизни.»

6. «Я бы последнее отдала, чтобы знать, что будет дальше.»

7. «Никому не верю.»

8. «Иногда подумаешь, за что мне это, Господи?!»

9. «Человек должен знать свою судьбу.»

10. «Хотела бы я себя увидеть в эту минуту.»

11. «У меня нет друзей, да я и не хочу их иметь.»

12. «Я никогда не думаю о том, что будет завтра.»

13. «В моей жизни нет ничего хорошего.»

14. «Замучила и себя, и других.»

15. «Мне это мое тело опротивело.»

16. «Я всегда хотел быть женщиной.»



Йвть?!

. - Ты же психолог, ты же все понима­ешь, почему ты ничего не можешь сде-'ь?!

(Нериторический вопрос в дружеской беседе)

! - - Психологи, они тоже разные быва-

jpr... Люди все-таки...

я: (Мнение подростка)


& уля»и 7. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ •ii. V ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ

'"' § 1. Учитель (педагог) и психолог

-0-

.. В номенклатурной практике обозначения профессии при­сутствуют три обозначения отношений обучаемый-обучаю-|ций: учитель, педагог, преподаватель. Бытовой язык широко.использует из этих понятий понятие учителя, обозначая им всех, кто дает самые разные знания, в том числе и саму жизнь называют лучшим учителем.

. Попробуем ввести различия в этих видах профессиональ­ной деятельности, пользуясь психологическими критериями, содержательно, по нашему мнению, описывающие варианты отношений обучаемый-обучающийся. Какие же это будут критерии? Их несколько:

- степень ответственности обучаемого за результат обучения;

- степень ответственности обучающего за результат обу­чения;

- понятийное строение предмета обучения (уровень обоб­щения в понятие);

- психологическая дистанция;

- воздействие на перспективы личного развития. В этом смысле различие между профессиями учитель, педагог, пре­подаватель можно представить в следующей таблице, где для


удобства ее прочтения введены градации разных критериев -максимально, средне, минимально:

профессия учитель педагог преподаватель
критерии 1 мин —> макс средне макс
критерий 2 макс средне мин
критерии 3 мин —> макс средне макс
критерий 4 мин средне макс
критерий 5 макс средне мин

 

Учитывая известную произвольность в выборе критериев и, естественно, не претендуя на их полноту, хотелось бы пока­зать в этой таблице, что не случайно как бытовой, так и про­фессиональный язык фиксирует различия в этих видах дея­тельности, думается, что в общем виде они отличаются друг от друга допустимой глубиной воздействия профессионала на характеристики внутреннего мира обучающегося. Учитель в этом плане обладает максимальными возможностями, а пре­подаватель - минимальными. Субъективно это переживается в возможности установления тесных, доверительных, лично­стных отношений между обучаемым и обучающимся, которое связано с переживанием социальной и психологической дис­танции по отношению к другому человеку.

Для нашего анализа важно, что все три категории профес­сионалов - учитель, педагог, преподаватель - принимают ре­шение о глубине воздействия на другого человека (или груп­пу) и осуществляют непосредственно это воздействие. Естест­венно, что такое решение невозможно принять без ориента­ции на психологическую информацию о другом человеке.

Какой информацией могут и должны пользоваться профес­сионалы для принятия адекватных их деятельности решений?

Вот здесь, в ответе на этот вопрос, остро возникает про­блема функционирования в этих профессиях средств и спосо­бов мышления о норме общего психического и личностного развития лиц разного возраста, с которыми имеют дело учи­теля, педагоги, преподаватели. В процессе принятия ими кон­кретных решений о конкретном воздействии понятие о норме общего психического и личностного развития является глав­ным средством для осуществления конкретных способов про­фессионального действия.

Естественно, что психологическая информация, отражаю­щаяся в понятии о норме общего психического и личностного развития является обобщенной и включает необходимость


обращения ко всей системе понятий его порождающих, поня­тие о периодах, понятие о механизмах и движущих силах пси­хического развития, само понятие психического развития и т. п.

Но думается, что эти понятия осознаются профессионала­ми в меньшей степени, чем понятие о норме психического развития, хотя бы потому, что они более абстрактны и чаще всего в практике отношений с другим человеком используют­ся как обобщенные переживания ценности другого человека, концепции жизни, собственной ценности, то есть в уже опи­сываемой раньше парадигме жизни.;» Психолог и представители этих профессий могут и должны находить общий язык, связанный с пониманием возможного соответствия или несоответствия фактов конкретного проявле-ния психической жизни человека и нормы психического или личностного развития данного периода жизни. При этом есте­ственным ограничением на использование информации о сте­пени этого соответствия в работе учителя, педагога, препода­вателя будут нормы профессионального воздействия на жизнь человека и нормы юридической ответственности, охраняющие человека от возможного морального ущерба.

Думается, что возможный заказ на сотрудничество педа­гога, учителя, преподавателя и психолога может и должен афоиться как взаимодействие ^психологической информаци­ей, структурируемой понятием норма психического и лично-еаяого развития.

Изобразим это в виде следующей схемы, представив все три профессии в виде одной графической фигуры - учитель. "Таким образом, предметом взаимодействия обучающегося ^обучающего является учебный предмет, структурируемый в виде понятий разного уровня обобщения. Психолог может и должен своим присутствием в этой ситуации решить следую­щие проблемы:


- проблему адекватности отражения учеником (обучаю­щимся) учебного предмета;

- проблему адекватности отражения обучающим возмож­ностей ученика (обучающегося);

- проблему адекватности отражения учителем (педаго­гом, преподавателем) учебного предмета как предмета взаи­модействия;

- проблему адекватности отражения учеником (обучаю­щимся) роли и места учителя в его жизни;

- проблему адекватности отражения учителем (педаго­гом, преподавателем) роли и места ученика (обучающегося) в его жизни.

Через решение этих проблем возможно оказание психоло­гической помощи всем участникам профессионального взаи­модействия - через трансляцию для их содержания психоло­гической информации, связанного с понятием нормы общего психического и личностного развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...