Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Опишите, какие отношения существуют между этими людьми, изображенными на рисунках. Обратите внимание на свой словарь описания возможных чувств; участников этих отношении. »»..
Задание 2 Проинтерпретируйте для возможного клиента следующие рисунки (они выполнены по следующей инструкции: «Нарисуйте, как умеете, содержание своего внутреннего мира»). При интерпретации следите за адекватностью словаря.
Задание 3. Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют в большей степени Ребенка, Взрослого, Родителя. Дайте обоснование своему ответу.
Задание 4. Сформулируйте, ориентируясь на возможности клиента, что такое: жизнь смерть человек счастье семья другие люди я смысл Задание 5. Подберите метафоры к следующим понятиям: сущность человека свобода • воля развитие личностный рост произвольность рефлексия внутренний план действий Задание 6. Интерпретируйте следующие высказывания клиентов: 1. «Всегда стараешься делать, как надо.» 2. «Я еще молодая, я еще жить хочу.» 3. «Ничего я с собой не могу поделать.» 4. «Я очень жалею, что не сделала этого раньше.» 5. «У меня больше нет сил сопротивляться жизни.» 6. «Я бы последнее отдала, чтобы знать, что будет дальше.» 7. «Никому не верю.» 8. «Иногда подумаешь, за что мне это, Господи?!» 9. «Человек должен знать свою судьбу.» 10. «Хотела бы я себя увидеть в эту минуту.» 11. «У меня нет друзей, да я и не хочу их иметь.» 12. «Я никогда не думаю о том, что будет завтра.» 13. «В моей жизни нет ничего хорошего.» 14. «Замучила и себя, и других.» 15. «Мне это мое тело опротивело.» 16. «Я всегда хотел быть женщиной.»
. - Ты же психолог, ты же все понимаешь, почему ты ничего не можешь сде-'ь?! (Нериторический вопрос в дружеской беседе) ! - - Психологи, они тоже разные быва- jpr... Люди все-таки... я: (Мнение подростка) & уля»и 7. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ •ii. V ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ '"' § 1. Учитель (педагог) и психолог -0- .. В номенклатурной практике обозначения профессии присутствуют три обозначения отношений обучаемый-обучаю-|ций: учитель, педагог, преподаватель. Бытовой язык широко.использует из этих понятий понятие учителя, обозначая им всех, кто дает самые разные знания, в том числе и саму жизнь называют лучшим учителем. . Попробуем ввести различия в этих видах профессиональной деятельности, пользуясь психологическими критериями, содержательно, по нашему мнению, описывающие варианты отношений обучаемый-обучающийся. Какие же это будут критерии? Их несколько:
- степень ответственности обучаемого за результат обучения; - степень ответственности обучающего за результат обучения; - понятийное строение предмета обучения (уровень обобщения в понятие); - психологическая дистанция; - воздействие на перспективы личного развития. В этом смысле различие между профессиями учитель, педагог, преподаватель можно представить в следующей таблице, где для удобства ее прочтения введены градации разных критериев -максимально, средне, минимально:
Учитывая известную произвольность в выборе критериев и, естественно, не претендуя на их полноту, хотелось бы показать в этой таблице, что не случайно как бытовой, так и профессиональный язык фиксирует различия в этих видах деятельности, думается, что в общем виде они отличаются друг от друга допустимой глубиной воздействия профессионала на характеристики внутреннего мира обучающегося. Учитель в этом плане обладает максимальными возможностями, а преподаватель - минимальными. Субъективно это переживается в возможности установления тесных, доверительных, личностных отношений между обучаемым и обучающимся, которое связано с переживанием социальной и психологической дистанции по отношению к другому человеку. Для нашего анализа важно, что все три категории профессионалов - учитель, педагог, преподаватель - принимают решение о глубине воздействия на другого человека (или группу) и осуществляют непосредственно это воздействие. Естественно, что такое решение невозможно принять без ориентации на психологическую информацию о другом человеке. Какой информацией могут и должны пользоваться профессионалы для принятия адекватных их деятельности решений? Вот здесь, в ответе на этот вопрос, остро возникает проблема функционирования в этих профессиях средств и способов мышления о норме общего психического и личностного развития лиц разного возраста, с которыми имеют дело учителя, педагоги, преподаватели. В процессе принятия ими конкретных решений о конкретном воздействии понятие о норме общего психического и личностного развития является главным средством для осуществления конкретных способов профессионального действия.
Естественно, что психологическая информация, отражающаяся в понятии о норме общего психического и личностного развития является обобщенной и включает необходимость обращения ко всей системе понятий его порождающих, понятие о периодах, понятие о механизмах и движущих силах психического развития, само понятие психического развития и т. п. Но думается, что эти понятия осознаются профессионалами в меньшей степени, чем понятие о норме психического развития, хотя бы потому, что они более абстрактны и чаще всего в практике отношений с другим человеком используются как обобщенные переживания ценности другого человека, концепции жизни, собственной ценности, то есть в уже описываемой раньше парадигме жизни.;» Психолог и представители этих профессий могут и должны находить общий язык, связанный с пониманием возможного соответствия или несоответствия фактов конкретного проявле-ния психической жизни человека и нормы психического или личностного развития данного периода жизни. При этом естественным ограничением на использование информации о степени этого соответствия в работе учителя, педагога, преподавателя будут нормы профессионального воздействия на жизнь человека и нормы юридической ответственности, охраняющие человека от возможного морального ущерба. Думается, что возможный заказ на сотрудничество педагога, учителя, преподавателя и психолога может и должен афоиться как взаимодействие ^психологической информацией, структурируемой понятием норма психического и лично-еаяого развития. Изобразим это в виде следующей схемы, представив все три профессии в виде одной графической фигуры - учитель. "Таким образом, предметом взаимодействия обучающегося ^обучающего является учебный предмет, структурируемый в виде понятий разного уровня обобщения. Психолог может и должен своим присутствием в этой ситуации решить следующие проблемы:
- проблему адекватности отражения учеником (обучающимся) учебного предмета; - проблему адекватности отражения обучающим возможностей ученика (обучающегося); - проблему адекватности отражения учителем (педагогом, преподавателем) учебного предмета как предмета взаимодействия; - проблему адекватности отражения учеником (обучающимся) роли и места учителя в его жизни; - проблему адекватности отражения учителем (педагогом, преподавателем) роли и места ученика (обучающегося) в его жизни. Через решение этих проблем возможно оказание психологической помощи всем участникам профессионального взаимодействия - через трансляцию для их содержания психологической информации, связанного с понятием нормы общего психического и личностного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|