Глава 2. Что такое психологическое консультирование ?
Ответ на этот вопрос связан с принятием психологом ответственности за свое воздействие на другого человека, с осознанием средств и способов, меры этого воздействия. Естественно, что содержание этого ответа будет определяться заказом на работу психолога. В содержании заказа надо будет выделить, а часто и четко дифференцировать в соответствии со своими профессиональными возможностями задачи другого человека. Цели взаимодействия с другим человеком могут различаться по степени использования для их достижения психологической информации. Конкретные цели психолога и другого человека создаются ими на материале психологической информации, возникающей в ситуации их взаимодействия. Попытаемся описать, чем отличаются эти цели по степени использования в них психологической информации. Будем видеть существенную черту психологической информации, используемой в работе психолога, в том, что она получена на основе его обобщенной теории, но всегда в индивидуальных условиях жизни конкретного человека, в этом смысле она всегда уникальна. Среди целей взаимодействия психолога и другого человека можно, на наш взгляд, выделить следующие группы целей: социальные, этические, нравственные и собственно психологические. Социальные цели предполагают соответствие действий и переживаний человека известным ему обобщенным нормам, например, возрастным, половым, профессиональным, правовым и др. Эти цели предполагают наличие эталона действия или переживания, которому можно было бы соответствовать. Этические цели предполагают соответствие действий и переживаний клиента критерию «хорошо - плохо», который не имеет четких эталонных характеристик, и человек должен осуществлять выбор соответствующей оценки сам. Нравственные цели предполагают соответствие действий и переживаний критериям «добро - зло», которые также не имеют эталонных характеристик, и нужно осуществлять выбор оценки самому и самому же обосновывать его.
Психологические цели предполагают соответствие действий и переживаний человека его потребностям, т.е. это цели достижения идентификации аутентичности, которые связаны с переживаниями психологического комфорта с реализацией потребности в самоутверждении и самоуважении. Эти переживания не имеют объективных однозначных проявлений, всегда субъективны, предельно индивидуализированы, окрашены метафорическим личностным смыслом. Перечисленные цели показывают, что использование в них собственно психологической информации нарастает от социальных целей к психологическим. Задачи взаимодействия Приведем конкретные примеры целей из содержания заказов на психологическую работу: «Проверьте моего ребенка, я хочу доказать, что он не дебил» (психодиагностика, социальная цель клиента); «А вы можете определить, нормальный ли я?» (психодиагностика, социальная цель клиента); «Скажите моей жене, что она неправильно воспитывает мою дочь» (психодиагностика, этическая цель); «Что же будет с моим ребен- ком, неужели он никогда не исправится?» (психологическое консультирование, этическая цель); «Скажите ему, что я его люблю, он меня не понимает» (психотерапия, этическая цель); «Я же стараюсь, все доя него делаю, я же ему добра желаю» (нравственная цель психологического консультирования); «Он всегда все назло делает, он специально все подстраивает» (психодиагностика, нравственная цель); «Он, как отец, никогда ничего доброго не сделает, как волчонок» (нравственная цель психодиагностики); «Я хочу, чтобы мой ребенок был спокойным, уверенным в себе» (психологическая цель в психологическом консультировании); «Нам бы хотелось помочь ему, а как, не знаем» (психологическая цель в психотерапии);
«Я не знаю, что со мной, сама себя боюсь» (психологическая цель в психодиагностике). Естественно, что цели другого человека могут меняться, но динамика их определяется главной для него целью обращения к психологу. Общаясь с человеком, психолог, принимая заказ, попадает одновременно в ситуацию формирования цели взаимодействия. Возникает ситуация, требующая осмысления, рефлексии психологом своего профессионального взаимодействия. Это ситуации возможной подмены целей другого человека целями самого психолога. Например, клиент просит ответить на вопрос: «Оставить ли ребенка на второй год?» Психолог реагирует на этот заказ предложением о глубинном личностном обследовании ребенка, подменяя конкретную цель клиента собственной- демонстрацией своих профессиональных возможностей. Вместо соответствия социальной задаче заказчика он начинает строить свой текст, не совпадающий с текстом заказа; расширение таким образом контекста взаимодействия с другим человеком за счет своего контекста и подтекста приводит психолога к потере предмета профессионального взаимодействия. Психологу надо рефлексировать и фиксировать результаты своей рефлексии в соответствующей лексике, чтобы предмет его взаимодействия с другим человеком был доступен для осознания обоими. Таким образом, психолог и другой человек встают перед необходимостью выделения и фиксации предмета их взаимодействия, логично было бы думать, что им должна стать психическая реальность и ее свойства. Психологическое консультирование начинается там и тогда, где психолог и другой человек формулируют адекватные для поступившего заказа психологические задачи на профессиональную деятельность психолога. Пользуясь метафорой, появление ситуации психологического консультирования и всю последующую процедуру профессиональной работы психолога можно было бы изобразить следующим образом:
Что произошло? Другой человек (птица) заявляет психологу о своем существовании как о необходимости встречи с ним. Птица переживает невозможность использования свойств своей психической реальности, ей необходимо обновление своих возможностей (1). Они с психологом (2) формулируют пси- хологическую задачу. Другой человек (птица) вместе с психологом находят конкретное выражение новых возможностей и пути их реализации (3). Они намечают способы движения по этим путям и отношение друг к другу (ответственность для психолога и ответственность для другого человека) (4). Принимают ответственность и осуществляют ее, оставляя открытые ими возможности как основу индивидуального выбора другого человека (птицы) (5). Он, другой человек (птица), может воспользоваться ими, а может и нет, он, другой человек, говоря метафорически, может улететь из клетки своей задачи далеко и навсегда, а может вернуться, а может и вообще не улететь... Другими словами, суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными, подчеркиваю, специальными профессиональными, научными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживет свои новые возможности в решении его психологических задач. Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче другого человека. Точнее, чем он сам, это может сделать группа коллег - независимых экспертов, специалистов по психологическому консультированию, ориентируясь на выработанную ими шкалу, например, такую: 1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию. 2. Действия психолога неявно неконструктивны, он слишком старается воздействовать на другого человека. 3. Клиента не слышно или слышно очень мало, вреда ему нет, но психолог реагирует не на клиента, а сам на себя. 4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент. Точное отражение его чувств, пересказ их, резюме ухватывает суть задачи клиента. Самораскрытие психолога может облегчить задачу клиента. 5. Смысл задачи клиента понят неверно, но через воздействие, все возрастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние. 6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатийность и непосредственность. 7. Высочайший уровень- психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.
Психологическое воздействие в профессиях типа «человек-человек» часто напоминает процедуру психологического кон- сультирования, так как осуществляется в виде направленного интервью. К числу таких профессий относятся, кроме работы психолога, деятельность врача, юриста, журналиста, педагога, социолога, социального работника. Во всех этих профессиях интервью является одним из методов практической деятельности. Каждая из них накладывает свои ограничения на предмет взаимодействия с другим человеком. Спецификой этого предмета они и будут отличаться друг от друга. Специфика профессионального предмета взаимодействия в профессиях типа «человек-человек» проявляется прежде всего в мере воздействия на параметры индивидуальной жизни человека. В этом смысле теснее всего с этими параметрами связана деятельность психолога и врача. Они оба несут ответственность за свои воздействия и те изменения, которые могут существенно повлиять на логику индивидуальной жизни человека. Психолог берет на себя ответственность за проявление качеств психической жизни, а врач за проявление качеств жизни физической. Оба - врач и психолог - работают с симптомами, оба ориентируются на их изменение как результат своей профессиональной работы, своего профессионального воздействия. Оба оставляют заметный след своим присутствием в личной биографии человека, влияя на ее течение, делая ее предметом своих профессиональных усилий. Предлагая следующую схему различий психологического воздействия в разных профессиях, хотелось бы обратить внимание на то, что интервью в них является одним из методов профессиональной деятельности. Психолог, пожалуй, одна из немногих профессий, где мера воздействия определяется степенью открытости другого человека и возможностью психолога использовать эту открытость для создания новых динамических тенденций во внутреннем мире другого человека. Цели интервью психолога уточняются и совершенствуются в процессе его взаимодействия с другим человеком.
Существенная особенность интервьюирования больного в профессиональной деятельности врача состоит в том, что врач четко ориентирован на три главные цели: 1) установление контакта с больным, 2) диагностика болезни, 3) оценка эффективности лечения. Решение врача о состоянии больного, в конечном итоге постановка диагноза и лечение определяются степенью уверенности его в болезненном состоянии человека, обратившегося за профессиональной помощью к нему.
Степень уверенности врача условно может быть проран-жирована от полной его уверенности в том, что интервьюируемый здоров, до установления известной нозологической формы заболевания с определением варианта ее течения (степень тяжести, осложнения и т. п.). На характер принятия врачом решения о тяжести заболевания оказывают влияние множество объективных и субъективных обстоятельств, которые сказываются на его диагностическом поиске - главном векторе, определяющем принятие решения о состоянии больного. Ориентация врача в параметрах внутренней картины здоровья обратившегося за помощью пациента зависит и от такой личностной характеристики самого врача, как внушаемость, «сенсибилизированность» его к самому процессу диагностического поиска, от степени воздействия другого человека, а также от степени выраженности неспецифических признаков болезни и наличия ее специфических симптомов. Известно, что во внутренней картине болезни неприятные переживания могут носить как соматический, так и психосоматический характер, поэтому для врача возникает особая задача дифференциации специфических и неспецифических признаков болезни, что делает содержание интервью специфическим, хотя оно сохраняет свою структуру. Мы не ставим своей задачей подробно описывать этап диагностического поиска в структуре интервью, характерной для деятельности врача, это детально представлено в специальной литературе (5). Хотелось бы обратить внимание на то, что врач в своем диагностическом интервью, задавая вопросы, оказывает влияние на внутреннюю картину болезни, способствуя ее структурированию. Это делает диагностическую работу врача крайне важной в плане построения у больного внутренней картины болезни. Ибо именно она будет тем основанием, на котором будет строиться переживание лечебного воздействия. Врачу приходится учитывать степень активности больного в создании и воспроизведении внутренней картины болезни, так как степень активности - это позиция больного в интервью, которая определяет построение диагноза - т.е. существенно влияет на эффективность интервью. Для работы с позицией больного врачу приходится учитывать не только основные типы симптомов, но и штампы бытовых ситуаций, в которых они проявляются, т.е. ориентироваться на топологию внутренней картины болезни. Если врач этого не делает, то в его работе наблюдаются ошибки, типичные для метода интервью: внушение больному симптомов предполагаемой нозологической формы, неверное восприятие жалоб (симптомов) больного - желаемое принимается за действительное, происходит нераспознавание агра-вации и, более того, симуляция симптомов. Врач, задавая вопросы о состоянии больного, одновременно оказывает воздействие на выявление особого образования в психологической реальности - внутренней картины болезни. Именно оно будет определять как содержание Я-концепции, отношение больного к врачу, к себе, к социальной ситуации в целом. Своим воздействием врач актуализирует разные параметры внутренней картины болезни, создавая таким образом условия для динамизации Я-концепции человека, т.е. врач осуществляет в своем диагностическом поиске процедуру, близкую по целям к психологическому консультированию, и в известном смысле выполняет на бытовом уровне роль психолога, структурируя своими вопросами внутреннюю картину болезни пациента. Переструктурирование психической реальности человека осуществляет и учитель, когда своими вопросами и замеча- ниями расширяет (часто, к сожалению, до запретных этических пределов) предмет своего профессионального взаимодействия. Не хотелось бы приводить длинную череду таких фактов, они говорят сами за себя со страниц школьных тетрадей и дневников. Основная суть нарушений состоит в том, что учителем не осознается в полной мере предмет профессионального взаимодействия со школьником и свое профессиональное место в его жизни. Соответственно интервью -вопросы и замечания учителя по поводу действий школьника носят характер, превышающий меру его профессионального присутствия в жизни школьника, таким образом нарушается и распределение ответственности за учебную деятельность и ее результаты. Мы не останавливаемся подробно на специфике интервью в каждой из указанных профессий «человек-человек», поставив перед собой задачу на примере освоения средств и способов воздействия психолога в ситуации интервью наиболее полно представить его как метод профессиональной деятельности, меняющийся в зависимости от предмета профессионального воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|