Условия проведения логопедического массажа
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия. Продолжительность сеанса Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении. Частота Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день. Положение ребенка При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка. Правила проведения массажа ш Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (ги-перкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов артикуляции; ■ Схема логопедического массажа должна опираться ■ Массажные приемы должны быть просты и доступны ■ Приемы массажа не должны вызывать болезненных 16 Логопедический массаж
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА Оценка степени выраженности нижеперечисленных факторов позволяет определить особенности строения и анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Однако следует помнить, что окончательное суждение о степени и качестве нарушений двигательных функций артикуляционных органов и потенциальных возможностях излечения ребенка вы сможете вынести только в процессе работы с ним.
Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в состоянии покоя и осмотра кожных покровов. При этом отмечают: • наличие кожных высыпаний, герпеса и других па • выраженность носогубных складок и их симметрич • характер линии губ и плотность их смыкания, тол • наличие неконтролируемых (рефлекторных) подер • состояние лимфатических узлов (не увеличены ли Далее необходимо отметить особенности строения артикуляционного аппарата и дефекты анатомического характера: • наличие расщепления верхней губы, представляю • состояние прикуса: выступает ли нижняя челюсть
• наличие короткой подъязычной уздечки, оценка ее • состояние твердого нёба (узкое, куполообразное или, • состояние мягкого нёба (короткое, раздвоенный ма Обследование артикуляционной моторики Движения губ ш Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5. ■ Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения ■ Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперед
Движения нижней челюсти ■ Широко открыть рот и удерживать его в таком поло ■ Попеременно перемещать нижнюю челюсть вправо-влево. ш Рот широко открыть. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать такое положение под счет от 1 до5. ■ Рот широко открыть. Высунуть как можно дальше ■ Рот широко открыть. Высунуть язык как можно даль ■ Рот широко открыть. Высунуть язык. Поочередно ка ■ Рот широко открыть. Поочередно упираться кончи
18 Логопедический массаж Логопедический массаж 19
Состояние мышц щек ■Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10. ■Втянуть щеки. Удерживать положение под счет от 1 до 5. ■ Перегонять воздух из одной щеки в другую.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|