Накажем непослушный язычок
(с произнесением «пя-пя-пя»)
См. упражнение 3 на с. 49. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. Бублик Фокус Лошадка Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. 54 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 55
Маляр Гармошка
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. 56 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 57
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х 1. Лягушка — хоботок
См. упражнение 4 на с. 45. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.
Чистим нижние зубки Посчитай нижние зубки См. упражнение 9 на с. 51. Катушка Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться. Качели См. упражнение 12 на с. 47.
См. упражнение 4 на с. 49 и упражнение 7 на с. 50.
58 Артикуляционная гимнастика
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ
1. Лягушка — хоботок См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45. Накажем непослушный язычок 4. Вкусное варенье
(с произнесением «пя-пя-пя») См. упражнение 3 на с. 49. См. упражнение 9 на с. 46. 5. Качели См. упражнение 12 на с. 47. Пароход Индюк 8. Маляр Приоткрыть рот и длительно на одном вьщохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел! Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты — индюк! Б. Заходер См. упражнение 8 на с. 54. Артикуляционная гимнастика 61 60 Артикуляционная гимнастика 9. Чистим верхние зубы Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. Посчитай зубки См. упражнение 9 на с. 51. В этом комплексе «считаем» верхние зубы. 11. Поймаем звук Л Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ
1. Качели См. упражнение 12 на с. 47. См. упражнение 8 на с. 54. См. упражнение 9 на с. 60. См. упражнение 9 на с. 51.
62 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 63
Гармошка Барабан См. упражнение 11 на с. 55. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д — д — д — д!» Моторчик Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук 3 (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан». Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. К. Чуковский Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Язычок у нас — мотор! Заводи его, шофер!
64 Артикуляционная гимнастика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|