Философия Сёрена Кьеркегора.
Основные труды: «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Стадии жизненного пути» (1845), «Введение в христианство» (1850). Философские взгляды Кьеркегора формируются во многом как реакция на философию Гегеля. Он выступает против того, что у Гегеля воля людей оказывается всего лишь проявлением воли абсолютного духа, а сами люди и конкретные объекты утрачивают свою значимость. Более того, теряя свою самостоятельность и свободу, личность оказывается лишённой и ответственности за свои действия. Критикуя такие взгляды, Кьеркегор пытается показать уникальность бытия каждой личности, уникальность её переживаний, неприменимость к ней абстрактных понятий. Полное принятие ответственности, по его мнению, возможно только тогда, когда личность в своём поиске себя находит свою подлинную индивидуальность и ощущает свою независимость от всего внешнего. С. Кьеркегор ставит задачу восстановления «подлинного христианства». Он выступает с критикой современной ему практики христианского учения. Для него быть добросовестным христианином – значит «пытаться спасти любовь, распятую безбожным веком», т.е. он считал, что утрата человечеством истинной веры привела к тому, что сила любви в обществе меркнет, и быть христианином означает восстановить любовь в её правах, наполнить ею отношения между людьми. Большую роль в этом играет раскаяние в своих грехах, смирение, преданность «делу бога» и страдание. Жизнь в бедности и унижении настраивает человека на подлинную веру, подлинные знания, а жизнь, наполненная достатком и радостями, затмевает их ясное видение. Неслучайно поэтому он осознанно отказался от жизни с любимой девушкой Региной Ользен, предпочтя «жизнь ради Бога».
Через всё творчество Кьеркегора проходит его идея о трёх стадиях человеческого существования, трёх типах экзистенции. На начальных этапах развития личность пытается для себя понять какие ценности и знания истинны, а значит, из каких норм, правил и идеалов следует выстраивать свою жизнь, к чему стремиться и на что можно надеяться. Но часто личность разочаровывается в поисках истины и потому выбирает путь поиска наслаждений. Кьеркегор называет такой путь эстетической стадией. В этот период жизнь наполнена мечтаниями о лучшем будущем, погоней за лучшей участью. Однако на каком-то этапе человек сталкивается с переживанием отчаяния от неудовлетворённости таким способом существования, поскольку он делает жизнь пустой и бессмысленной, расщепляет его «я» на отдельные переживания тех или иных мгновений, а свойственные ему мечтания отрывают сознание от действительности, заставляя гнаться за мнимым и неуловимым. На следующей, этической стадии личность созревает до осознания моральной ответственности за свои действия, что позволяет скрепить свою жизнь, собственное «я» воедино и найти свой смысл жизни в сознательном созидании себя по пути добра и справедливости. Но поскольку индивид здесь полагается лишь на свои силы и возможности, не обращаясь к богу, то в конце концов он приходит к отчаянию из-за сложности этого пути этического, ответственного выбора в условиях нашего «богооставленного» мира и несовершенства человеческой природы, испорченности многих людей. На последней, религиозной стадии индивид открывает для себя эту «покинутость мира богом», что приводит его к пониманию своей абсолютной свободы в «жизни без бога». Но такая абсолютная свобода оказывается таящей в себе угрозу реализации наихудших возможностей (ведь бога нет, а значит, нет ни справедливости, ни защиты), и потому вызывает у человека страх и трепет перед неизвестностью впереди (возможно что угодно из самых нежеланных бед). И только здесь открывается возможность для подлинной веры человека, «жизни по богу и с богом», исцеления от отчаяния, но при этом такая жизнь – это всегда нравственный подвиг, ибо она не имеет логических обоснований.
Главным достижением Кьеркегора можно считать то, что критикуя предшествующую философию за абстрактный подход к человеку, теряющем из виду живую, уникальную индивидуальность с её мыслями, чувствами, интимными переживаниями бытия, он ставит задачей исследование особенностей духовной жизни личности в её тесной связи с неповторимыми условиями её существования. Философия Кьеркегора послужила предпосылкой возникновения экзистенциализма, а также оказала влияние на становление протестантской диалектической теологии.
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|