Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия жизни Ф. Ницше (1844 – 1900).




Ницше – основоположник «философии жизни», представитель волюнтаризма и иррационализма. Главные его произведения – «Так говорил Заратустра» (1883-84), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти» (1889).

Сам Ницше не относил себя к профессиональным философам, противопоставляя своё учение «философии специалистов». Более того, он скептически относился к возможностям интеллекта, научным понятиям и к самим учёным. Он считал, что интеллект не способен познать мир и жизнь во всей их полноте, а он лишь схематизирует информацию о них таким образом, чтобы она служила практическим потребностям организма. Жизнь, с его точки зрения, не может быть понята через научные понятия, её постижение возможно только индивидуальным способом, каждым человеком по-разному, с разных углов зрения. Поэтому он не принимал существование единственно верной точки зрения, общепринятых истин, смыслов и ценностей.

На его стиль философствования наложила свой отпечаток его постоянная болезнь, борьба с ней. Характеризуя себя, он говорил: «больше поле битвы, чем человек» и отмечал, что наиболее зрелые его работы «написаны кровью». Образ Ницше, который предстаёт в его произведениях – это скорей образ не мудреца, а эстета, склонного к ярким, афористичным, порой шокирующим, но обрывочным, противоречивым и не глубоко обоснованным суждениям. Его ход мысли скорей заставляет задуматься, посмотреть на вещи с других сторон, расшатать сформировавшиеся стереотипы, а не имеет прямого руководства к действию. Это философия скорей эмоционального мироощущения, чем рациональности и разума.

Ницше выделяет в культуре два начала – дионисийское и аполлоновское. Их названия связаны с именами древнегреческих богов. Он усматривал суть аполлоновского начала в упорядоченности, гармоничности, рациональности, но оценивал его негативно, как искажение, «противность» реальной, естественной жизни, в которой много тёмных, иррациональных проявлений. Более свойственным и естественным для жизни он считал проявление в ней дионисийского начала, как некого пьянящего буйства страстей, эмоций, порыва жизненных сил и желаний, окутывающего сознание туманом радостей и страданий, ужаса и восторга. По его мнению, если в античности эти два начала существовали в равновесии, то в современной ему культуре возник их дисбаланс в сторону аполлонического начала, в результате чего европейская цивилизация стала чересчур «прилизанной», логичной, правильной в том смысле, что имела правила и нормы на все случаи жизни. В этом он видел болезнь европейской культуры, которая формируя культ разума, подавляла чувства и иррациональные влечения. Лечение этой болезни, он полагал, лежит в «переоценке всех ценностей» и даже, по сути, в перевёртывании их «с ног на голову». В том, что раньше считалось низменным, он увидел «высшие ценности духовного». Он полагал, что они выйдут на первый план в результате «восстания рабов в морали», т.е. восстания тех, чей образ жизни, чьи ценности ранее рассматривались как низменные.

Взяв за основу учение Шопенгауэра о «воли к жизни», Ницше его развивает и дополняет учением о «воли к власти», якобы присущей любому индивиду. Воля к власти – это стремление к расширению своей власти над остальным бытием. Поэтому жизнь оказывается вечной борьбой конкурирующих друг с другом воль, а награда победителю в этой борьбе – власть.

Таким образом, наш мир оказывается не лучшим местом для слабых, добрых и милосердных. Ницше провозглашает, что в наше время «Бог умер! И мы сами убили его». Это значит, что наступила новая эпоха, с новой системой ценностей, где право на существование имеет только сильный и амбициозный. Падающего же нужно ещё и «подтолкнуть». Однако у слабых ещё остаётся шанс превратиться во львов духа, ибо: «то, что не убивает, то делает меня сильнее». Страдание он рассматривает как важный этап на пути становления сильной личности.

Ницше выдвигает учение, воспевающее людей, которые ставят себя выше всяких ценностей, «по ту сторону добра и зла». Он считал, что нужно воспитать такой вид «сверхлюдей», который будет готов встать на место бога. «Сверхчеловек», «белокурая бестия», как называл его Ницше, олицетворяет неконтролируемую силу и власть, он вправе сам создавать собственные ценности, создавать собственный, удобный для его «воли к власти» мир. Сверхчеловек Ницше – это личность, восставшая против человеческих законов и морали, ставящая себя выше всех остальных и считающая своим правом ходить по головам других, это «хищный зверь», ищущий добычи и победы. Он уважает только силу и себе подобных и презирает всякое проявление слабости. Кто сильный – тот и прав.

Ницше дискредитирует ценности сострадания, сочувствия, помощи и любви к ближнему, которые, по его мнению, «противоположны аффектам тонуса, повышающего энергию жизненного чувства». Он пишет: «Что хорошо? Всё, что повышает чувство власти, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? – Всё, что происходит из слабости. Что счастье? Чувство нарастающей силы, власти; чувство, что преодолено новое препятствие… Пусть гибнут слабые и уродливые – такова первая заповедь нашего человеколюбия. Надо ещё и помогать им гибнуть».

Ответственность за свои поступки Ницше считает обидным и незаслуживающим доверия допущением, ибо она разрушает право «сильного» на исключительность, на неписанность для него норм и правил. «Сильный» якобы выше всяких законов и моральных суждений, ему, словами Ф.М. Достоевского, «всё дозволено», он сам вправе создавать собственные ценности, ставя свои интересы во главу угла. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского было ответом как раз на эти идеи Ницше.

Ницше выступал с резкой критикой демократических, христианских и социалистических идеалов, видя в них проявление «стадного инстинкта», инстинкта толпы. Он критикует демократию за то, что большинство зачастую принимает решения неразумно, исходит в своём выборе из своих животных стадных побуждений. Демократизм он определяет как «способ выживания слабых». Ницше считал, что разделение людей на господ и рабов более естественно человеческой природе. «Сильные духом» должны господствовать над более «слабыми», навязывать свою волю большинству. По его мнению, ценности сострадания, сочувствия, взаимной поддержки ослабляют волю. Поэтому социализм и христианство он также считает путём слабых и ничтожных, подавляющим в людях жизненную силу, стремление к власти над всеми остальными, и потому якобы не позволяющим быть истинно свободными.

Таким образом, Ницше переносит на общество открытые Дарвиным биологические законы эволюции, превращая человеческое общество в царство господствующей животности, лишая его человеческого лица, уподобляя людей животным. Неслучайно поэтому философия Ницше была использована в идеологии фашизма, известной своими печальными последствиями.

Интересно учение Ницше о «вечном возвращении». Он рассуждает, что поскольку время бесконечно, а количество возможных комбинаций столкновения сил и структурирования элементов мира конечно, то на каких-то этапах становления мира всё повторяется. Для этой мысли он применяет образ «вечного кольца колец».

Интересны также его видения будущего цивилизации, которые во многом оказались пророческими. Время мелкой политики, предсказывал Ницше, прошло: «следующее, двадцатое столетие будет временем великой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн», в которых должны сойтись, прежде всего, Германия и Россия. Германия, по его мнению, в итоге объединит Европу, а Россия – Евразию, в конечном же счёте произойдёт сращение германской и российской рас. Также он дальновидно предсказывал грядущий распад европейской духовности, «восстание масс», которое должно было привести к правлению «грядущего хама», подавление индивидуальности под лозунгом всеобщего равенства людей. В этом легко усмотреть историю октябрьской революции с последующими за ней сталинскими временами. Однако в будущем тоталитаризме он видел прямое следствие демократизации Европы, называя её «тиранией морали рабов».

Ницше считал, что сама жизнь является лучшим судьёй в суждениях о ней, в тоже время можно усмотреть некую иронию судьбы в том, что последние годы жизни он провёл под опекой своей сестры, относившейся к нему как к своей собственности (вспоминаем идею о том, что нет места милосердию, что сильные должны господствовать над слабыми), а затем и в доме для душевнобольных, причём по одной из версий его приступ безумия прогрессировал из-за последней стадии сифилиса.

Философия Ницше заставила взглянуть на мир другими глазами, расшатала все устойчивые пласты культуры и подвергла пересмотру моральные нормы и систему ценностей общества.

 

Краткие итоги: Иррационалистическая философия 19 века во многом была реакцией на философию Гегеля и подобных ей философских систем. Это была реакция на большую абстрактность, сложность для понимания и оторванность многих философских систем того времени от реальных потребностей личности. Так, акцент философской мысли смещается от рационалистического подхода к иррациональному. Шопенгауэр зародил сомнения в рациональности мотивов человеческого поведения и совершенстве устройства мироздания, он показал жизнь «без прикрас», как она есть, но при этом сделал акцент на пессимистичные и трагичные тона. Кьеркегор исследует особенности духовной жизни человека, рассматривая его как живую, уникальную индивидуальность с её мыслями, чувствами, интимными переживаниями бытия. Ницше пошатнул нравственные устои общества, зародил «беса сомнения» относительно вечных ценностей, к чему это привело, мы видим по трагичной истории 20 века.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...