Тема 1.2. Речевая культура делового общения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Государственное казенное образовательное учреждение Высшего образования «Российская таможенная академия» Кафедра иностранных языков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ» Направление подготовки: 38.03.01 Экономика Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Набор
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» Кафедра иностранных языков
УТВЕРЖДЕНО учебно-методическим советом экономического факультета Академии (протокол от 2015 г. №)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
Направление подготовки: 38.03.01 Экономика Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Набор
Автор Е.А.Федорченко, профессор кафедры иностранных языков, доктор филологических наук, доцент
Ответственный за выпуск И.В.Кондарина, и.о. зав. кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук
Рецензенты: Н.А.Герасименко, профессор кафедры современного русского языка Московского государственного областного университета, доктор филологических наук, профессор;
Программа переработана в соответствии с приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 №1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)
Программа одобрена на заседании кафедры иностранных языков (протокол от 14.12.2015 №5) Программа рекомендована выпускающей кафедрой Кафедрой экономики таможенного дела (протокол от 14.12.2015 №)
© Российская таможенная академия, 2015 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Владение государственным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог – необходимые составляющие профессиональных умений специалистов экономического профиля. Цель преподавания дисциплины: - обеспечить достижение уровня языковой компетентности, достаточного для осуществления межличностной и публичной коммуникации во всех социальных сферах применения современного русского литературного языка. Задачи изучения дисциплины: - развитие устной и письменной речи студентов в соответствии с основными критериями культуры речи; - обучение сознательному отбору языковых средств для выражения своих мыслей в различных ситуациях делового общения; - формирование речевых умений и навыков, необходимых для достижения целей научной и профессиональной коммуникации; - воспитание отношения к русскому языку как к одной из основных национально-культурных ценностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование соответствующего уровня языковой компетентности, характеристики которого представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с общими результатами освоения образовательной программы
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Данная дисциплина является обязательной дисциплиной Блока 1. Дисциплина изучается на 1курсе во 2 семестре по очной форме обучения (профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»). Дисциплина изучается на 1курсе по заочной форме обучения – профиль подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня). Для освоения данной дисциплины необходимо как предшествующее полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы. Изучение данной дисциплины позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для освоения ООПподготовки бакалавра в целом, а также для продолжения образования в магистратуре и успешной профессиональной деятельности, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным языком Российской Федерации признается современный русский литературный язык и в качестве основных сфер его использования утверждаются сферы государственного управления, науки, образования. Успешное развитие в вузе умений студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью, обусловлено повышением их общей культуры и уровня гуманитарной образованности, необходимостью теоретического осмысления языковых явлений и процессов, понимания взаимодействия внешних и внутренних факторов развития языка в современном мире. Научно-исследовательская работа обучающегося связана с реализацией научного стиля русского литературного языка в его разнообразных жанровых разновидностях.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единицы (ЗЕ), 72 академических часов.
Таблица 2.1 Распределение объема дисциплины по видам работ по очной форме обучения Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»
Таблица 2.2 Распределение объема дисциплины по видам работ по заочной форме обучения Профиль подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»
5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) 5.1 Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий Таблица 3.1 Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий очная форма обучения Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»,
«Мировая экономика»
Таблица 3.2 Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий заочная форма обучения Профиль подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)»
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем *[1]. Раздел 1. Современная коммуникация и культура делового общения Тема 1.1. Русский язык и современная речевая ситуация Содержание темы Язык и общество: территориальная, социальная и функциональная неоднородность русского языка. Русский литературный язык. Общее понятие о литературной норме. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Норма и кодификация. Основные типы норм. Вариативность нормы. Отклонение от нормы и ошибка. Общее понятие о стилевой дифференциации русского литературного языка. Функциональные стили современного русского языка. Дифференциальные признаки функциональных стилей: коммуникативная ситуация, назначение, степень стандартизации, экспрессивность. Стилистические значения языковых единиц. Понятие речевой культуры. Культура речи как учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи. Основные культурно-речевые критерии: правильность речи; точность изложения; логичность речи; ясность и доступность изложения; чистота речи; выразительность речи; разнообразие средств выражения; эстетичность; уместность.
Тема 1.2. Речевая культура делового общения Содержание темы Виды общения: общение контактное и дистантное, непосредственное - опосредованное, устное - письменное, диалогическое - монологическое, межличностное - публичное - массовое, частное - официальное, кооперативное - конфликтное. Понятие речевого и текстового общения. Свободное (творческое) и стереотипное общение. Информативное и фатическое общение. Деловое общение и его особенности. Типы речевых культур в деловом общении. Характеристика коммуникативной ситуации. Адресант и адресат; тема; мотив и цель; замысел (интенция); статусы и роли коммуникантов; место и время общения. Невербальные средства общения. Зависимость формы речи от объективных и субъективных факторов. Проблема выбора языковых средств и способов выражения, соответствующих условиям и целям общения. Коммуникативная неудача и ее возможные причины Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Речевой этикет и национально-культурная специфика речевого поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|