Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.2. Речевая культура делового общения




Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра иностранных языков

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

«КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

Направление подготовки: 38.03.01 Экономика

Профили подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»,

«Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Набор

 

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра иностранных языков

 

УТВЕРЖДЕНО

учебно-методическим советом

экономического факультета

Академии

(протокол от 2015 г. №)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

 

Направление подготовки: 38.03.01 Экономика

Профили подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»,

«Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Набор

 

 

Автор

Е.А.Федорченко, профессор кафедры иностранных языков,

доктор филологических наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

И.В.Кондарина, и.о. зав. кафедрой иностранных языков,

кандидат филологических наук

 

 

Рецензенты:

Н.А.Герасименко, профессор кафедры современного русского языка

Московского государственного областного университета,

доктор филологических наук, профессор;

 

 

Программа переработана в соответствии с приказом Минобрнауки

России от 12.11.2015 №1327 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)

 

Программа одобрена на заседании кафедры иностранных языков

(протокол от 14.12.2015 №5)

Программа рекомендована выпускающей кафедрой

Кафедрой экономики таможенного дела

(протокол от 14.12.2015 №)

 

© Российская таможенная академия, 2015

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Владение государственным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог – необходимые составляющие профессиональных умений специалистов экономического профиля.

Цель преподавания дисциплины:

- обеспечить достижение уровня языковой компетентности, достаточного для осуществления межличностной и публичной коммуникации во всех социальных сферах применения современного русского литературного языка.

Задачи изучения дисциплины:

- развитие устной и письменной речи студентов в соответствии с основными критериями культуры речи;

- обучение сознательному отбору языковых средств для выражения своих мыслей в различных ситуациях делового общения;

- формирование речевых умений и навыков, необходимых для достижения целей научной и профессиональной коммуникации;

- воспитание отношения к русскому языку как к одной из основных национально-культурных ценностей.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование соответствующего уровня языковой компетентности, характеристики которого представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные

с общими результатами освоения образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения ОП (формулировка компетенций в соответствии с образовательным стандартом) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
ОК -4 ОК-5 ОК-7 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия; Способность к самоорганизации и самообразованию Обучающийся должен: знать базовые теоретические понятия культуры речи и стилистики русского языка; специфику субъектно-адресных отношений участников профессиональной коммуникации в условиях равенства / субординации; иметь представление о национально-культурной специфике речевого этикета; уметь создавать конструктивный коммуникативный дискурс; осуществлять выбор модальности и тактики речевого поведения; реферировать и аннотировать литературу по специальности; владеть навыками выбора языковых средств и способов выражения, соответствующих условиям и целям общения

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

 

Данная дисциплина является обязательной дисциплиной Блока 1.

Дисциплина изучается на 1курсе во 2 семестре по очной форме обучения (профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»).

Дисциплина изучается на 1курсе по заочной форме обучения – профиль подготовки: «Экономика предприятий и организаций (таможня).

Для освоения данной дисциплины необходимо как предшествующее полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы.

Изучение данной дисциплины позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для освоения ООПподготовки бакалавра в целом, а также для продолжения образования в магистратуре и успешной профессиональной деятельности, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным языком Российской Федерации признается современный русский литературный язык и в качестве основных сфер его использования утверждаются сферы государственного управления, науки, образования.

Успешное развитие в вузе умений студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью, обусловлено повышением их общей культуры и уровня гуманитарной образованности, необходимостью теоретического осмысления языковых явлений и процессов, понимания взаимодействия внешних и внутренних факторов развития языка в современном мире. Научно-исследовательская работа обучающегося связана с реализацией научного стиля русского литературного языка в его разнообразных жанровых разновидностях.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единицы (ЗЕ), 72 академических часов.

 

 

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Профили подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»,

«Мировая экономика»

Виды работ Всего часов Семестр
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,    
в том числе:    
Лекции (Л)    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Практические занятия (ПЗ),    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Самостоятельная работа обучающихся,в том числе внеаудиторная контактная работа    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации       зачет

 

Таблица 2.2

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Профиль подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»

 

Виды работ Всего часов Семестр
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ),    
из них в интерактивной форме (ИФ)    
Самостоятельная работа обучающихся,в том числе внеаудиторная контактная работа    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации       зачет

5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ

ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

5.1 Распределение учебного времени по темам

и видам учебных занятий

Таблица 3.1

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

очная форма обучения

Профили подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»,

«Мировая экономика»

№ п/п Наименование раздела / темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.)   Практические занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ  
  Раздел 1. Современная коммуникация и культура делового общения            
  Тема 1.1 Русский язык и современная речевая ситуация            
  Тема 1.2 Речевая культура делового общения            
  Раздел 2. Культура устной и письменной речи            
  Тема 2.1 Нормативное произношениеи ударение            
  Тема 2.2 Нормы русской орфографии            
  Тема 2.3 Пунктуация как показатель речевой культуры            
  Раздел 3. Русская лексика и культура речи            
  Тема 3.1 Правильность и точность словоупотребления            
  Тема 3.2 Русская фразеология и выразительность речи              
  Раздел 4. Грамматические нормы современной русской речи            
  Тема 4.1 Правильное использование грамматических форм слов            
  Тема 4.2 Синтаксические нормы            
  Раздел 5. Стилистические нормы современного русского литературного языка                  
  Тема 5.1 Научный стиль              
  Тема 5.2 Официально-деловой стиль              
  Тема 5.3 Публицистический стиль              
  Тема 5.4 Разговорный стиль            
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет
  Всего по дисциплине            

 

Таблица 3.2

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

заочная форма обучения

Профиль подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»

№ п/п Наименование раздела / темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.)   Практические занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ  
  Раздел 1. Современная коммуникация и культура делового общения            
  Тема 1.1 Русский язык и современная речевая ситуация            
  Тема 1.2 Речевая культура делового общения            
  Раздел 2. Культура устной и письменной речи            
  Тема 2.1 Нормативное произношениеи ударение            
  Тема 2.2 Нормы русской орфографии            
  Тема 2.3 Пунктуация как показатель речевой культуры            
  Раздел 3. Русская лексика и культура речи              
  Тема 3.1 Правильность и точность словоупотребления              
  Тема 3.2 Русская фразеология и выразительность речи              
  Раздел 4. Грамматические нормы современной русской речи              
  Тема 4.1 Правильное использование грамматических форм слов                
  Тема 4.2 Синтаксические нормы            
  Раздел 5. Стилистические нормы современного русского литературного языка                
  Тема 5.1 Научный стиль                
  Тема 5.2 Официально-деловой стиль                
  Тема 5.3 Публицистический стиль                
  Тема 5.4 Разговорный стиль            
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет
  Всего по дисциплине            

 

5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем *[1].

Раздел 1. Современная коммуникация и культура делового общения

Тема 1.1. Русский язык и современная речевая ситуация

Содержание темы

Язык и общество: территориальная, социальная и функциональная неоднородность русского языка. Русский литературный язык. Общее понятие о литературной норме. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Норма и кодификация. Основные типы норм. Вариативность нормы. Отклонение от нормы и ошибка.

Общее понятие о стилевой дифференциации русского литературного языка. Функциональные стили современного русского языка. Дифференциальные признаки функциональных стилей: коммуникативная ситуация, назначение, степень стандартизации, экспрессивность. Стилистические значения языковых единиц.

Понятие речевой культуры. Культура речи как учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи. Основные культурно-речевые критерии: правильность речи; точность изложения; логичность речи; ясность и доступность изложения; чистота речи; выразительность речи; разнообразие средств выражения; эстетичность; уместность.

 

Тема 1.2. Речевая культура делового общения

Содержание темы

Виды общения: общение контактное и дистантное, непосредственное - опосредованное, устное - письменное, диалогическое - монологическое, межличностное - публичное - массовое, частное - официальное, кооперативное - конфликтное. Понятие речевого и текстового общения. Свободное (творческое) и стереотипное общение. Информативное и фатическое общение.

Деловое общение и его особенности. Типы речевых культур в деловом общении.

Характеристика коммуникативной ситуации. Адресант и адресат; тема; мотив и цель; замысел (интенция); статусы и роли коммуникантов; место и время общения. Невербальные средства общения. Зависимость формы речи от объективных и субъективных факторов. Проблема выбора языковых средств и способов выражения, соответствующих условиям и целям общения. Коммуникативная неудача и ее возможные причины

Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Речевой этикет и национально-культурная специфика речевого поведения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...