Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фразеологизмы в современном русском языке и их стилистическое использование.




31. Вариантные морфологические формы рода имен существительных и их функционально-стилистическая характеристика.

32. Вариантные морфологические формы в системе склонения имен существительных и их характеристика.

33. Род имен существительных, обозначающих лиц по профессии, должности, званию.

34. Род несклоняемых существительных. Трудности в употреблении аббревиатур.

35. Склонение фамилий и географических наименований в текстах документов.

36. Правильное использование грамматических форм прилагательных.

37. Вариантные формы имен числительных. Склонение имен числительных.

38. Особенности сочетаемости имен числительных

39. Правильное использование грамматических форм местоимений. Употребление местоимений в разных стилях речи.

40. Грамматические категорий глагола и их стилистическое использование.

41. Трудные случаи именного и глагольного управления.

42. Типичные ошибки в построении подчинительных словосочетаний

43. Типичные ошибки в предложениях с однородными членами.

44. Порядок слов в предложении и его стилистическая оценка.

45. Согласование сказуемого с подлежащим.

46. Употребление составных именных сказуемых.

47. Согласование определений. Приложения в служебных документах.

48. Стилистическое использование конструкций с отглагольными именами существительными.

49. Конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм имен существительных.

50. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций.

51. Лингвистическая теория общения. Виды общения.

52. Коммуникативная ситуация и ее основные характеристики.

53. Коммуникативная неудача и ее возможные причины.

54. Речевой этикет. Речевой этикет и национально-культурная специфика речевого поведения.

 

 

7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания

знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Для оценки сформированности ОК-4, ОК-5 и ОК-7 у студентов в процессе изучения дисциплины и по ее завершению проводится входной, текущий и промежуточный (итоговый по дисциплине) контроль.

Входной контроль проводится на втором практическом занятии в форме контрольного диктанта.

Для диктанта используется профессионально ориентированный текст, насыщенный активно функционирующей отраслевой терминологической лексикой, написание которой студентами должно быть освоено.

При написании диктанта проверяется владение учебным материалом программы общеобразовательной школы по русскому языку. Студент высшего учебного заведения обязан владеть орфографическими и пунктуационными нормами современного русского языка. Если студент получил за диктант оценку «не зачтено», общей итоговой оценкой по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является оценка «неудовлетворительно».

Работа по формированию орфографических и пунктуационных навыков в рамках школьной программы проводится студентами самостоятельно.

В ходе текущего контроля знаний студентов применяются следующие способы:

- блиц-опрос по теоретическим вопросам программы;

- проверка письменных домашних заданий по темам 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5,1, 5,2.

- творческое задание.

Промежуточный контроль сформированности ОК-4, ОК-5 и ОК-7 проводится на практическом занятии в форме итоговой аудиторной контрольной работы и при проведении коллоквиума и зачета. Устный ответ на теоретический вопрос предполагает демонстрацию уровня культуры речи обучающегося. При выставлении оценки за устный ответ на теоретический вопрос учитываются прежде всего коммуникативные навыки говорящего. Итоговая оценка по дисциплине «Культура речи» выставляется с учетом результатов диктанта, итоговой аудиторной контрольной работы и устного ответа студента при проведении коллоквиума и /или зачета.

Контроль уровня формирования компетенции у обучающихся осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.

Таблица 6.1

Применение балльно-рейтинговой системы

для проверки результатов обучения

очная форма обучения

Профили подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»,

«Мировая экономика»

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки Баллы в первой контрольной точке   Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками Баллы во второй контрольной точке (не более 30 баллов)
2.2, 2.3 Д - диктант 20      
3.1, 3.2 ДЗ-письменное домашнее задание по теме   10    
1, 3, 4 К- коллоквиум   20    
4.1, 4.2, 5. ДЗ-письменное домашнее задание по теме     20  
2,3,4,5 Контрольная работа       30

 

Таблица 6.2

Применение балльно-рейтинговой системы

для проверки результатов обучения

заочная форма обучения

Профиль подготовки:

«Экономика предприятий и организаций (таможня)»

Номер раздела/темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым студентами
2.2, 2.3 Контрольный диктант  
2,3,4,5 Лексико-грамматическая контрольная работа  
1, 3, 4 Коллоквиум  

8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые документы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета от 21 января 2009, №7 (4831).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №23, ст. 2199.

3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РСФСР от 12 декабря 1991, №50, ст.1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3804; 2002, №50, ст. 4926.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года №714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №48, ст.5042.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2009 г. №195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»

8.2. Основная учебная литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под. ред. В.Д.Черняк. - М.: Высшая школа, 2012.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 18-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2012.

8.3. Дополнительная учебная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2005.

3. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2005.

4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005.

Словари

1. Иванова Новый орфоэпический словарь русского языка. М., 2006 (и последующие издания).

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 2003 (и последующие издания).

3. Орфографический словарь русского языка / РАН. Ин-т рус. яз. – М: Рус. яз., 2000 (и последующие издания).

4. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1985 – 1988 (и последующие издания).

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Для освоения учебного материала по дисциплине возможно использование материалов, представленных на следующих сайтах:

1. www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образование»;

2. www.igro.ru – сайт Центра современных речевых технологий.

 

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Культура речи и деловое общение» для студентов - нефилологов ориентирована на полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы и не предусматривает проведения занятий, направленных на повторение элементарных теоретических сведений и правил, изучаемых в школе. При необходимости повторения указанного учебного материала студенты обязаны выполнить данную работу самостоятельно.

Выполнение заданий для самостоятельной работы не допускается без словарей. Должна быть подготовлена необходимая справка из словаря, содержащая также ссылку на источник информации. Студент обязан не только представить полное библиографическое описание использованной справочной литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания), но и знать эту информацию.

Используя любой толковый словарь, следует внимательно изучить систему стилистических помет, употребляемых в данном издании. Стилистическими пометами снабжены в словарях слова и устойчивые сочетания, имеющие различные ограничения в своем применении. Стилистические пометы указывают на сферу применения слова (воен., зоол., лингв., мат., мед., спорт., физ., хим. и др.), отношение к стилям литературного языка (разг., книжн. и др.), выражают оценку (ирон., презр., одобр., неодобр., уменьш., уменьш.-ласк., ласк., уничиж. и др.). Перечень стилистических помет и описание структуры словарной статьи обычно даются в Предисловии словаря.

В учебном процессе рекомендуется использовать словари, выпущенные издательством «Русский язык» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Москва) в последнее десятилетие (желательно обращаться за справкой к словарю последнего издания).

Данное требование обусловлено тем, что языковая норма – явление историческое. Постоянное развитие языка приводит к изменениям литературных норм. То, что считалось нормой даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Более того, многие ученые отмечают, что процесс изменения языковых норм в последние десятилетия особенно активизировался. В связи с этим в различных словарях нередко даются различные рекомендации относительно того или иного слова или той или иной формы. Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о степенях нормативности:

норма 1 степени - строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

норма 2 степени - нейтральная, допускает равнозначные варианты;

норма 3 степени – подвижная, динамичная, допускает использование разговорных, профессиональных, а также устаревающих форм.

Для эффективной работы с разнообразными текстами, в том числе и текстами документов, необходимо предварительно изучить основы теории текста: определить, что такое текст, всесторонне рассмотреть текст как лингвистическое явление, выявить общие закономерности оформления текстов. Особого внимания требует изучение материалов, связанных с вопросами жанрово-стилистических характеристик текстов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...