Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы




Темы первого раздела «Русский язык и современная речевая ситуация» и «Речевая культура делового общения» являются не только введением в учебную дисциплину, определяющим предмет и задачи курса. Их отличает синтезирующий характер теоретического материала, который служит базой для развертывания всех последующих тем. Именно поэтому следует уделить особое внимание лингвистической терминологии, причем необходимо не только глубоко усвоить важнейшие теоретические понятия, предусмотренные программой, но и уяснить их связи и иерархические отношения. Для того чтобы совершенствовать владение нормами современного русского литературного языка, необходимо осознанное восприятие социальной сущности языка, изучение социальной дифференциации языковой структуры, системы функциональных стилей, понимание проблем речевой культуры как проблем социального применения языка. Понятие «культуры речи» следует рассматривать в трех аспектах: нормативном, коммуникативном и этическом.

Культура деловой разговорной практики предполагает владение стратегиями и тактиками, входящими в прагматические компетенции общающихся. Чем более компетентен говорящий в языке и речи, в применении постулатов и правил общения, тем многообразнее и гибче его стратегии и тактики и тем успешнее он добивается своих целей. При этом необходимо подчеркнуть, что официальная обстановка общения требует строгого контроля применяемых речевых стратегий и тактик.

Стратегический план и тактические ходы тесно связаны. Стратегическая цель может быть направлена на завоевание авторитета, убеждение партнера сделать нечто, на передачу партнеру новых знаний, предостережение его от опрометчивого поступка, на лишение партнера способности сопротивляться и т.д. И каждый стратегический план может осуществляться с помощью целого ряда тактических ходов. Например, стратегический план предостеречь партнера от чего-то опасного для него, нежелательного может осуществляться с помощью ряда тактических ходов: указания на негативные последствия возможного поступка, ущерб, конфликты, понижение по службе, потерю работы и мн.др. Цепочка тактических ходов образует типизированные тексты общения.

Речевое общение представляет собой многофункциональное взаимодействие, включающее: информационный обмен, установление и поддержание контакта, регулирование межличностных отношений. При этом необходимо учитывать, что деловое общение является статусно ориентированным. (Индексами социального статуса являются служебное положение, материальное положение, личные заслуги, возраст.) Межличностные отношения в деловом общении представляют собой статусные и ролевые отношения: «начальник» - «подчиненный», «партнер» - «партнер», «производитель» - «получатель».

Особую значимость для будущей профессии имеет овладение нормами речевого этикета. К настоящему времени опубликовано большое количество научных работ, посвященных речевому этикету. Под речевым этикетом понимают социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта общающихся в соответствии с их статусно-ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения.

Для систематизации полученных знаний целесообразно обратить внимание на следующие вопросы и положения:

1) этикет как система моральных норм поведения и общения и как приемы демонстрации этих норм;

2) этикет как древнейший, исконный способ демонстрации иерархического устройства сообщества и как вторичная система, надстраивающаяся над языком;

3) этикет и речевой этикет как стандарт, стереотип, ритуал поведения;

4) стереотипное и творческое начало в употреблении речевого этикета;

5) речевой этикет и вежливость;

6) речевой этикет и культура, национально-культурная специфика речевого поведения;

7) специфика употребления речевого этикета в деловой сфере общения.

В различных сферах человеческой деятельности этикетные речевые средства и правила используются различно. При этом словесные формулы в этикете часто сопровождаются определенными жестами, мимикой и телодвижениями.

Обстановка официальности не просто предъявляет требования повышенной вежливости, уважительности к собеседнику, какое бы положение он не занимал. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Официальная обстановка требует двустороннего «Вы-общения» в любой социальной и возрастной группе.

Для глубокого усвоения теоретических вопросов данного раздела рекомендуется изучить, наряду с лекционными материалами, информацию, представленную в перечнях основной и дополнительной учебной литературы.

 

Раздел 2. Культура устной и письменной речи

Тема 2.1.Нормативное произношение и ударение

Содержание темы

Акцентологические варианты произношения слов и их стилистическая характеристика.

Орфоэпия и орфография. Особенности произношения гласных звуков в безударных слогах, безударные гласные после шипящих и ц. Трудности звукоупотребления в словах иноязычного происхождения. Произношение сочетаний согласных.

Практическое занятие по теме «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка» (форма обучения: очная)

1. Трудности звукоупотребления

1.1. Произношение гласных звуков (произношение безударных гласных после шипящих и ц; безударный гласный о в словах иноязычного происхождения; произношение ударных гласных е [е] и е//ё [о]; чтение буквы я в начале слова

1.2. Произношение согласных звуков (твердость и мягкость согласных; произношение заимствованных слов с твердыми и мягкими согласными перед е; звонкие согласные в конце слов; сочетания согласных чн, чт, жд, зж, жж и др.)

2. Трудности ударения

3. Орфоэпия и орфография

 

 

Тема 2.2.Нормы русской орфографии

Содержание темы

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Типы орфограмм. Слитные, раздельные и дефисные написания. Дифференцирующие написания. Прописные и строчные буквы. Графические сокращения.

 

Тема 2.3.Пунктуация как показатель речевой культуры

Содержание темы

Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания (отделительные, выделительные). Позиции пунктуационных знаков (знаки конца, середины и парные знаки). Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания. Факультативная и авторская постановка знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило.

 

Практическое занятие по темам 2.2. и 2.3. «Культура письменной речи» ( формы обучения: очная, заочная)

1. Контрольный диктант

2. Анализ текста диктанта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...