Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материнская компетентность

Уровень материнской компетентности в воспитании ребенка после его рождения определяется не только умением матери осуществлять правильный уход за младенцем - соблюдать правила гигиены, следить за его здоровьем, удовлетворять потребности в пище, тепле, т.е. создавать физиологический комфорт, но также знанием психологических потребностей маленького ребенка и способностью удовлетворять их.

До появления системы общественного воспитания матери в основном опирались на материнской инстинкт и традиции воспитания, которые передавались из поколения в поколение. Обычно ухаживать за младенцем помогали бабушки, няни, старшие дети. Как правило, в семье росло несколько детей, и ко времени появления собственного ребенка женщина в большинстве случаев уже имела опыт ухаживания за младшими сестрами и братьями. В современном обществе многовековые традиции воспитания новорожденных и младенцев во многом утеряны. Молодые матери часто оказываются лишенными помощи бабушек, будучи единственным ребенком в семье, не имеют опыта контактов с маленькими детьми. Уже несколько поколений матерей выросло в системе общественного воспитания, которая многие традиции отвергла, признав их устаревшими или вредными.

В нашей стране в системе общественного воспитания подход к детям младенческого и раннего возраста долгое время ориентировался преимущественно на процессы созревания организма, обеспечение физического здоровья и развития ребенка, на формирование у него различных навыков и умений. При этом игнорировались психологические условия, необходимые для личностного развития малыша. Считалось, что развитие личности начинается лишь с трехлетнего возраста, до этого срока происходят лишь процессы созревания. Следовательно, собственная активность ребенка, его потребности и желания не принимались в расчет. Младенец расценивался как пассивный объект различных воздействий взрослого, который лучше знает, что нужно ребенку. Естественное стремление малыша к удовлетворению целого ряда психологических потребностей трактовалось как "капризы"; матери и близким предписывалось не баловать его.

Так, категорически запрещалось "без необходимости" брать ребенка на руки, баюкать, укачивать, кормить и давать соску, если он плачет. "Идти на поводу" у материнского инстинкта, диктующего стремление утешить малыша, приласкать считалось чрезвычайно вредной воспитательной тактикой. При этом не учитывалось, что находясь на руках у матери, ребенок чувствует себя защищенным, любимым, получает все необходимые воздействия для развития органов чувств, т.е. испытывает психологический комфорт. Ведь недаром у многих народов принято обеспечивать младенцу тесный контакт с матерью: носить в "кенгуру" на животе или спине.

Сегодня считается достоверно установленным, что сосание соски и укачивание некоторым младенцам просто необходимо для того, чтобы успокоиться и уснуть, так как это способствует возникновению в головном мозге соответствующих биоритмов. С этой точки зрения, используемые в старину люльки и ритуал укачивания ребенка под колыбельную песню выполняли полезные и важные функции.

Негативное отношение к "сюсюканью", так называемой "детской речи", призывы разговаривать с младенцем обычным "взрослым" голосом также оказались неоправданными. Выяснилось, что маленькие дети особенно чувствительны к высоко интонированным звукам, использование в общении с ними "детской речи" в первые месяцы жизни способствует созданию благоприятных предпосылок для овладения ребенком речью в будущем.

Долгое время рекомендовалось кормить ребенка строго по часам, а не по его потребности. В детских учреждениях всем детям предписывался единый режим сна и бодрствования. Но в последние годы даже врачи отказались от рекомендаций строго соблюдать режим. Во-первых, существуют большие индивидуальные различия в потребности в пище, сне и бодрствовании у разных детей. Во-вторых, у одного и того же ребенка в разные дни могут быть различные интервалы между кормлениями, а насильственное включение в режим часто оборачивается для малыша дополнительным стрессом.

В конечном итоге оказалось, что боязнь избаловать младенца может не только привести к его невротизации из-за невозможности адекватно удовлетворять физиологические и психологические потребности, но и затруднить установление прочных привязанностей между ребенком и матерью.

С психологических позиций, при таких воспитательных установках ("не брать на руки, не укачивать, не давать соску, не реагировать на плач лаской, кормить по часам, а не по потребности") ребенок первых месяцев жизни не только переживает физиологический и психологический дискомфорт, но и испытывает дефицит общения со взрослыми.

Дефицит общения создается по целому ряду причин. Во-первых, взрослые, не реагируя на плач ребенка, не беря на руки, не укачивая его перед сном, не разговаривая с ним, сокращают количество общения по времени. Во-вторых, не удовлетворяя насущные потребности младенца, о которых он сигнализирует плачем, не проявляя сочувствия, жалости, ласки в момент, когда малышу плохо, они лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей "нужности" окружающим. И в-третьих, взаимодействуя с младенцем лишь по своей инициативе, действуя исходя не из интересов и потребностей ребенка, а по абстрактным правилам, взрослые лишают малыша возможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствовать себя причиной происходящего.

Эти моменты как раз и составляют суть общения ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Эмоциональное общение выступает на этом этапе основным условием полноценного психического развития ребенка. Не всякое взаимодействие взрослого с ребенком является общением. Общение представляет собой такое взаимодействие, когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности, выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны оба партера.

Например, если в ответ на плач малыша взрослый меняет ему пеленки, не выражая при этом ни взглядом, ни словом, ни жестом своего отношения к нему, то взаимодействие разворачивается (ребенок подал сигнал, взрослый отреагировал адекватными действиями), но в таком взаимодействии общение отсутствует. Если же взрослый во время пеленания разговаривает с ребенком, смотрит ему в глаза, улыбается, кивает, малыш в ответ тоже начинает улыбаться или гулить, взрослый отвечает ему ласковыми словами, то между ними осуществляется эмоциональное общение.

Бывает и так, что ребенок проявляет инициативу - ищет взгляд взрослого, улыбается, гулит, сучит ножками - но взрослый никак не реагирует на нее, в этом случае общение отсутствует. Общение не разворачивается и тогда, когда взрослый зовет ребенка, улыбается ему, а тот отвернувшись, смотрит в сторону. В обеих ситуациях инициативен только один из партнеров, другой не отвечает ему и не подстраивает свое поведение к обращению партнера. Таким образом, для общения необходимы четыре момента: внимание к обращению партнера, ответ на его воздействие, инициативное обращение к нему и чувствительность к воздействию партнера.

Такое общение возможно лишь при наличии отношения взрослого к ребенку не как к объекту, а как к субъекту, то есть, существу, наделенному собственной активностью, переживаниями и желаниями, с которыми необходимо считаться. В том случае, когда взрослый лишь оказывает на ребенка воздействие, например, показывает игрушку, кормит или делает массаж, не разговаривая с ним, не глядя в глаза, не реагируя на его проявления - будь то улыбка, плач или гуление - он проявляет к нему отношение как к объекту, которым можно манипулировать по своему усмотрению. В первые месяцы жизни ребенок представляет собой существо не умеющее говорить, совершать самостоятельные действия, полностью зависящее от взрослых. Поэтому многие люди склонны трактовать младенца как организм, но не как субъект, а тем более не как личность.

Однако, хотя объективно младенец личностью еще не является, относиться к нему как к личности необходимо. Любящая мать именно так и поступает. Действуя по внутреннему побуждению, так, как ей подсказывает "инстинкт", она естественным образом создает благоприятные условия для развития ребенка: проявляет высокую чувствительность ко всем его проявлениям, быстро реагируя на плач и откликаясь на положительные эмоции. Ей хочется держать малыша на руках, ласкать его, разговаривать нежным голосом, "сюсюкать". Такая мать авансом наделяет ребенка личностными качествами; любые проявления малыша она интерпретирует как обращения к ней. Таким образом мать непроизвольно организует атмосферу эмоционального общения, выступая за обоих партнеров, и тем самым пробуждает в ребенке потребность в общении. Поэтому так важно не только любить ребенка, но уметь выразить свою любовь: быть чувствительной к проявлениям удовольствия и неудовольствия ребенка, быстро откликаться на них и сопереживать, устраняя причину дискомфорта, поддерживать радостное настроение, ласково разговаривать с малышом, проявлять нежность в обращении с ним.

Высокая чувствительность матери ко всем проявлениям ребенка, эмоциональная насыщенность ее обращений к нему, богатое экспрессивно-мимическими и словесными комментариями взаимодействие обеспечивает достаточное по количеству и качеству эмоциональное общение. В процессе эмоционального общения у ребенка зарождается положительное самоощущение, формируется привязанность к матери, потребность разделить с ней свои переживания. Поэтому от того, как складываются взаимоотношения между ребенком и матерью в первые месяцы жизни, во многом зависит его дальнейшее личностное развитие.

Таким образом, уровень материнской компетентности в первые месяцы жизни ребенка определяется тем, как она обеспечивает условия для развития эмоционального общения и формирования привязанности у младенца. Соответственно, и на дальнейших этапах развития ребенка материнская компетентность определяется тем, как она создает условия для его полноценного личностного развития. Во втором полугодии жизни таким важнейшим условием является "деловое" общение с ребенком - общение по поводу действий с предметами. В этом возрасте мать должна не только проявлять чуткость, ласку, доброжелательное внимание к малышу, но служить ему образцом и помощником в действиях с предметами, уметь действовать совместно с ребенком, заинтересовать его новыми действиями с различными предметами.

Чем более поведение матери ориентировано на личность ребенка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше она знает о его потребностях и возможностях, чем более открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные психологические условия она обеспечит ребенку в первые месяцы и годы его жизни. От чего же зависит отношение матери к ребенку, какие факторы влияют на развитие материнской компетентности?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...