Формирование психологической готовности к материнству
Большинство авторов, исследующих эту проблему, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни женщины. На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны, мощную инстинктивную основу, и с другой стороны, выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт ее взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми. Рассмотрим подробнее этот процесс. Как уже сказано выше, основы личности закладываются в самые первые месяцы жизни в процессе общения с близкими взрослыми, особенно с матерью. Если преобладающим является субъектное отношение, то и у ребенка отношение к себе наполняется особым переживанием себя как любимого и нужного существа. Тогда он растет активным, инициативным, жизнерадостным, любознательным и уверенным в себе. У такого ребенка формируется субъектное отношение к себе и к другим людям, складывается привязанность к близким взрослым. Если у матери и других окружающих взрослых преобладает объектное отношение к ребенку, то он ощущает себя как объект манипуляций, отношение к себе как к субъекту не развивается или развивается слабо, ребенок не чувствует себя любимым, значимым для окружающих, у него отсутствует инициатива в общении, не складываются привязанности, отмечается слабый интерес к окружающему миру. Чем старше становится ребенок, тем, сложнее компенсировать недостатки его отношения к себе, поэтому так важна роль взаимоотношений с матерью в раннем детстве. Ведь последующие личностные преобразования опираются на тот фундамент, который уже был заложен ранее.
Поскольку общение является ведущим фактором в психическом развитии ребенка, соответственно, и все сферы психического развития, включая развитие личности, испытывают на себе эффект "вклада" общения на ранних этапах. "Следы" этого "вклада" проявляются и в более старших возрастах: в особенностях общения ребенка со сверстниками, в игровой деятельности, в его мироощущении, соответственно, они проявляются и в отношении будущей матери к своему младенцу. По воспоминаниям переживаний, испытываемых женщиной в детстве, можно судить об особенностях ее раннего опыта взаимоотношений с близкими взрослыми. Если родители были ласковы, общение с ними оставило яркие положительные воспоминания, имелась глубокая привязанность к матери, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения. Это ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. Большое значение в становлении родительского поведения имеет общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. На этом этапе также важным является опыт, приобретаемый будущей матерью в играх с куклами, в "дочки-матери". О характере этого опыта можно судить по воспоминаниям будущей матери о любимых играх и игрушках, по наличию предпочтения того или иного возраста детей. Если в детстве женщина любила играть в куклы, в дочки-матери, если она любит детей и особенно ей нравятся младенцы, у нее гораздо больше шансов стать хорошей матерью, чем у той женщины, которая не имеет таких предпочтений. Безусловно важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребенка. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному, конкретному еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Многие авторы, например, В.И.Гарбузов, М.И.Буянов, А.И.Захаров, выделяют в качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующее материнское поведение, желанность - нежеланность ребенка, особенности протекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения является желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или словесной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Большое значение имеют также установки женщины на стратегию воспитания ребенка, которые складываются у нее к концу беременности под влиянием сведений, почерпнутых в женской консультации, из книг, от своих родителей и знакомых. То, как она намеревается осуществлять уход за младенцем (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться "приучать к самостоятельности", т.е. ориентироваться на потребности младенца или на собственные представления о необходимом ему), также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Мы перечислили основные, но далеко не все этапы формирования готовности к материнству и факторы, на нее влияющие. Не все из них еще окончательно изучены.. Важно, что уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия позитивных и негативных факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью. Чем больше положительных факторов, влияющих на развитие субъектного отношения к будущему ребенку, действовало на женщину на протяжении ее жизни, чем ярче выражено субъектное отношение к неродившемуся ребенку, тем выше будет уровень ее готовности к материнству. Конечно, материнский опыт приобретается и после рождения ребенка.. В процессе первых контактов с новорожденным "запускаются" инстинктивные механизмы, благодаря которым у кого-то усиливаются, а у кого-то впервые пробуждаются материнские чувства, побуждающие женщину к соответствующему поведению. С этой точки зрения важно, чтобы мать сразу после родов находилась в тесном контакте с ребенком. Последующий опыт общения с малышом на некоторых женщин оказывает положительное влияние в смысле возрастания их материнской компетентности. Однако, по данным нашего исследования, у 70% матерей уровень психологической готовности к материнству соответствовал уровню их материнской компетентности после рождения ребенка вплоть до трехлетнего возраста. Остановимся несколько подробнее на результатах этой работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|