Национальная система аккредитации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ АККРЕДИТАЦИЯ Цели и принципы аккредитации
Согласно Закону о техническом регулировании необходимым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является их аккредитация. Закон (ст. 31) регулирует вопросы аккредитации только в части, касающейся работ, проводимых по подтверждению соответствия. Аккредитация на проведение других работ, например, на проведение испытательными лабораториями испытаний и измерений в других целях, осуществляется в соответствии с иными документами. Таким образом, в соответствии с понятием подтверждения соответствия аккредитация осуществляется в отношении работ, связанных с установленными формами подтверждения соответствия добровольной сертификацией, декларированием и обязательной сертификацией всех объектов технического регулирования. Аккредитация (Руководство ИСО/МЭК 2) - это официальное признание полномочным органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной (заявленной) области, например, в области оценки соответствия. Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) в соответствии со ст. 31 Закона осуществляется в целях: • подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; • обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); • создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: • добровольности; • открытости и доступности правил аккредитации; • компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; • недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); • обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия; • недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитационным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Закона о техническом регулировании, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу настоящего Закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них (п. 10 ст. 46 Закона). Основной задачей аккредитации является подтверждение компетентности физических и юридических лиц при проведении работ в определенной области оценки соответствия. Аккредитация является признанием того, что физическое лицо или организация обладает достаточной компетенцией для выполнения конкретных работ в области оценки соответствия. Через процедуру аккредитации проходят органы по сертификации, испытательные и аналитические лаборатории, метрологические службы и другие участники систем технического регулирования и метрологии.
Аккредитация в области технического регулирования осуществляется в целях повышения доверия изготовителей, продавцов и потребителей к деятельности органов по оценке соответствия и создания условий для признания их деятельности. Система аккредитации является основой для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубежом и служит для устранения барьеров в международной торговле. Основные проблемы аккредитации заключаются в том, что в настоящее время действует 18 систем обязательного подтверждения соответствия, в том числе и 18 систем по аккредитации, работающих по своим правилам, в каждой из которых установлены процедуры аккредитации. Отсутствие единой системы аккредитации в стране сдерживает процедуры гармонизации и служит для устранения барьеров системы аккредитации с международными требованиями. Проект положения об аккредитации в Российской Федерации обсуждался в 2006 г. Основной задачей является утверждение данного положения, создание в стране системы аккредитации на основе единых правил. Важный элемент правильного построения аккредитации — создание института независимой экспертизы. Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испытательной лаборатории, которые дают заключение по его продукции, испытательная лаборатория — органу по сертификации и наоборот. Таким образом, для определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации необходим соответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения доверия является аккредитация, что предполагает решение следующих задач в области аккредитации: • установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации; • установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации; • создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;
• сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны. Развитие процесса аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в России началось с введения Системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система охватывала вопросы не только сертификации, но и аккредитации. Это противоречило международной практике, где, как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. По этой причине возникают проблемы в признании за рубежом результатов испытаний, проведенных в России. Экспортерам приходится тратить дополнительные средства на проведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство из которых находится за пределами России.
Национальная система аккредитации
В 1995 г. началась работа по созданию национальной Российской системы аккредитации (РОСА). Для этой цели был сформирован межведомственный совет, в состав которого вошли специалисты министерств и ведомств, заинтересованных в решении проблем аккредитации. Подготовлена методическая основа Российской системы аккредитации — серия стандартов ГОСТ Р 51000. Они максимально гармонизированы с Руководствами ИСО/МЭК в области аккредитации и европейскими нормами серии EN 45000. Согласно этим документам система аккредитации представляет собой структуру, приведенную на рис. 13.1. Национальная система аккредитации в области подтверждения соответствия представляет собой совокупность правил выполнения работ по аккредитации, ее участников и проведение аккредитации в целом. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие деятельность по подтверждению соответствия, подлежат аккредитации в национальной системе аккредитации. В национальной системе аккредитации в добровольном порядке могут быть аккредитованы испытательные лаборатории (центры), осуществляющие деятельность в области добровольного подтверждения; юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие испытания для собственных нужд.
Участниками национальной системы аккредитации являются: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции технического регулирования; органы по аккредитации; эксперты по аккредитации; заявители аккредитации; органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Рис. 13.1. Структура Российской системы аккредитации (РОСА)
Росстандарт в пределах своей компетенции выполняет функции органа по аккредитации, а также разрабатывает общие процедуры по аккредитации, общие требования к объектам аккредитации, экспертам и необходимым документам; взаимодействует с международными организациями по аккредитации. Совет по аккредитации рассматривает и решает вопросы по следующим основным направлениям: • установление принципов единой технической политики в области аккредитации; • исследование новых технологий в этой области; • координация деятельности органов по аккредитации; • экономические проблемы; • международное сотрудничество; • периодическое подведение итогов работ по аккредитации; • ведение реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации. Аккредитация, как и сертификация, проводится в законодательно регулируемой и нерегулируемой областях. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих в системах обязательной сертификации, относится к регулируемой законом области. Это связано с обеспечением требований законодательства по безопасности товаров и услуг и их влиянию на окружающую среду. Аккредитация в нерегулируемой области координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий в системах добровольной сертификации. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством работы по аккредитации проводят различные федеральные органы исполнительной власти. При этом имеют место ведомственная разобщенность, пересечение областей деятельности и применение различных процедур и критериев при проведении работ по аккредитации, совмещение работ по аккредитации и сертификации различными федеральными органами исполнительной власти. Учитывая стремление России вступить во Всемирную торговую организацию и положения Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, актуальна задача взаимного международного признания результатов испытаний и свидетельств соответствия. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) подтверждения соответствия, а также их полномочий устанавливаются органами по аккредитации подтверждения соответствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|