Основная часть (главы и параграфы)
В основной части ВКР (50–60 с.) приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы. Основная часть ВКР (бакалаврской работы) должна содержать: – обзор литературы по теме исследования с обязательными ссылками на использованный материал и его авторов, который должен полно излагать состояние проблемы (историю вопроса), которой посвящена работа. Сведения, содержащиеся в обзоре, должны позволить объективно оценивать результаты и современный уровень исследования в ВКР, его актуальность, целесообразность выбранного пути исследования и средств достижения цели. Необходимо отбирать тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме работы; – главы и параграфы освещают вопросы темы исследования, результаты работ по выполнению задания (желательно, чтобы главы и параграфы резко не отличались по объему). Требования к конкретному содержанию основной части работы устанавливаются научным руководителем. Основная часть должна содержать две - три главы. В ней, на основе изучения имеющейся отечественной и переведенной на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над ВКР, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых социокультурных явлений и процессов.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме ВКР и полностью ее раскрывать, они должны показать умение выпускника сжато, логично и аргументировано излагать материал, проводить сравнительный анализ и высказывать собственное мнение по рассматриваемым проблемам. При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказ содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник. Автор должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе. Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор, и из достоинства работы превращаются в ее недостаток. Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По-нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»), или безличный монолог от третьего лица. В основном для письменной речи научной работы характерен формально-логический способ изложения материала в безличной форме. Текст должен быть целостным, связным, законченным по смыслу. Для этого используются специальные синтаксические средства: – последовательность развития мысли выражается словами: вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых…, значит, итак и др.;
– противоречивое отношение: однако, между тем, в то время как, тем не менее; – причинно-следственные связи: следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же; – переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть; – итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение, следует сказать, позволяет сделать вывод, подведя итог. К грамматическим особенностям ВКР относится использование существительных с абстрактным значением и отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и др.), возвратных глаголов, пассивных конструкций (в данной работе рассматриваются…), указательных местоимений (тот, такой, этот). Не используются местоимения: кое-что, что-нибудь, как бы в силу их неопределенности, а также прилагательные с приставкой по- и суффиксами - айш, -ейш для обозначения превосходной степени (повыше, получше, прекраснейший). Синтаксической особенностью научного стиля является преобладание сложных союзных предложений, с подчиненными союзами (благодаря тому что; оттого что; после того как; в то время как и др.) и предложений с отыменными предлогами (в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с и т. п.). Степень достоверности фактов научной работы можно выразить следующим образом: –вполне достоверные: разумеется, действительно, конечно и т. д.; – предполагаемые: видимо, надо полагать, предположительно; – возможные: вероятно, возможно. При работе над вариантом рукописи самое серьезное внимание следует уделять предотвращению лексических ошибок, которые лишают научную речь точности, ясности и смысла. Заключение Заключение (3–5 с.) как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов. В заключении суммируют теоретические и практические выводы, а также те предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования.
Справочно: Заключение – это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотнесение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении в пределах объекта и предмета исследования.. Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов. Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования. В заключении должны быть представлены: – общие выводы по результатам работы; – оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ; – предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в практике. Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|