Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полевой тренинг. Там и тогда. Четыре вида тренинга




Полевой тренинг.

Полевой — это как? А это как в геологии, только у нас «поле» — это поле деятельности в живой жизни.

Выйдя в город вдвоем-втроем, сесть в такси и попросить таксиста повезти вас на короткое расстояние. Ваше право, но попробуйте им воспользоваться. Или попробуйте поговорить с человеком, который хочет что-то взять без очереди.

«Полевой» — еще и потому, что рифмуется с «ролевой». Получается ролевой и полевой тренинг. И запоминать легче, и по сути они близки. Дополняют друг друга. Ведь в полевом тренинге есть группа (группа поддержки), та или часть той, в которой проходил ролевой тренинг. Есть и элемент розыгрыша — это тоже похоже. В полевом тренинге сразу коррекция, как и в ролевом, в виде товарищеской помощи, ведь если ты не нашелся, то, как и в ролевом тренинге, друг сменит тебя; а пока ты перегруппировываешь мысли, работает коллективный разум, происходит мозговой штурм ситуации.

По поводу наших полевых тренингов мы с Козловым даже в фельетон попали; был он напечатан в «Московском комсомольце». Это было где-то году в девяностом.

Там и тогда

Помните, когда шла речь о базарчике, на который клали штрафы за провинность в образе какого-то конфликтогенчика и с которого награждали за синтоны, ситуация была жизнью. Там шла реальная совместная деятельность (дискуссия, чаепитие и что-то там еще, головоломки решали вместе). И коррекция происходила «здесь и теперь», вслед за первично поданным ко нфли кто геном или фальшивым синтоном. К слову, в полевом тренинге и отчасти в ролевом тоже действует принцип «здесь и теперь». Но его, этот принцип, не надо возводить в абсолют, как это иногда происходит в среде психологов. Ведь нельзя здесь и теперь пропустить через себя все жизненные ситуации, а научиться их проживать надо все. Ну, подсобит ролевой тренинг, но жизнь есть жизнь, она нет-нет да и подбросит что-то такое, что и не придумаешь нарочно, вот и произойдет проба пера.

А как произойдет это там, в миру, мы здесь, в скиту, расскажем, послушаем, обдумаем, обсудим, а потом там, в миру, еще раз попробуем себя повести правильно уже после обсуждения. Это мы из Достоевского взяли: «в скиту», «в миру». В «Братьях Карамазовых» старец Зосима в скиту обсуждал, что и как происходило в миру. Образ у нас прижился и стал работать. Так что и в книге мы его будем в меру эксплуатировать.

Так вот, диалектика «в скиту — в миру» важна для тренинга. И не стоит ее отбрасывать. А это, получается, «там и тогда», а не «здесь и теперь». Все должно сочетаться и взаимодействовать. Только все

Четыре вида тренинга

в сочетании дадут полновесный единый тренинг. Каждый дополнит другой и дополнится другими. Поэтому лучше комплексность, системность. Повторим сейчас кратко плюсы и минусы каждого способа.

«Базарчик». Плюсы. Реальная жизнь. Коррекция — сразу. Минусы. Нельзя проиграть все ситуации.

«Там и тогда». Плюсы. Реальная жизнь. Проигрываются в конце концов все ситуации. Минусы. Жизненные ситуации проигрываются не концентрированно, а как бы в розницу. Коррекция — «отставленная» во времени, только по памяти, по рассказу.

Ролевой тренинг. Плюсы. Концентрированно проигрываются нужные сюжеты. Коррекция сразу, а не по рассказу. Минусы. Все-таки это не живая реальность.

Полевой тренинг. Плюсы. Живая реальность. Коррекция сразу. Минусы. Не все ситуации. Коррекция в условиях, диктуемых ситуацией.

Каждый из способов тяготеет к чему-то своему. Штрафами, которые применяются при организации реальной деятельности типа дискуссии на политическую тему и кладутся на базарчик, можно ведь тренировать и реагирование на конфликтогены, а не только изъятие первичных конфликтогенов. То есть к ролевому тренингу можно добавить и штрафы. У нас это не привилось, так как ролевой тренинг сам по себе достаточно насыщен действием, и то, что группа отвергает вариант, предложенный тренируемым, а потом предлагает другой, уже само по себе серьезный штраф. Так что штрафы остаются только в одном виде тренинга («базарчик»).

«Там и тогда» используется и для первичного коммуникативного поведения, и для реагирования на конфликтогены. Ролевой и полевой тренинг, конечно, можно было бы и туда, и туда. Но как-то мы его больше используем для обучения реагированию.

Для «проращивания» первичных конфликтогенов лучше организовать реальную деятельность, а не разыгрывать сцены. Тем более выходить куда-то в город в поисках ситуаций для проращивания конфликтогенов — избыточно, можно их «прорастить» и в дискуссии на острую политическую тему. И не будем же мы сразу при непосвященных людях штрафовать себя за наши конфликтогены.

Стратегия коммуникативного поведения

Высший пилотаж — это не выиграть конфликт. Вспомним, мы уже в середине говорили, что, выиграв конфликт, не стоит разыгрывать роль победителя. Высший пилотаж — это привести «нечестивца» к старцу Зосиме в скит, чтобы он оттуда вышел в мир с миром, с обновленной душой и чтобы он сам приводил потом в скит других «нечестивцев». Для меня Зосима собирательный образ практического психолога. Аи да идеалист же я опять. Психологией переделывать мир. Нет, не идеалист, а идеалист-прагматик. Разберемся. В моем психотерапевтическом кабинете висит лозунг:

ЗДОРОВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ДОБРЫЙ.

Хотите быть здоровыми — будьте ими. Будете злыми, вас будут ненавидеть, вы будете ожидать ударов со всех сторон, страшиться их, а это психоневроз и соматоневроз с дальнейшим переходом в соматические заболевания. Одним из злодеяний является корыстный обман. Но ведь если обманете, вам не поверят больше, а значит, утеряете нормальные возможности экономического процветания, надо будет судорожно искать, кого бы еще обмануть, но крут обманутых быстро расширяется, и они, обманутые, окружат вас недоверием, вот роскошь-то. А недоверие породит в вас комплекс неполноценности, а комплекс — невроз, а дальше — психосоматику. А здоровыми и богатыми лучше быть, чем больными и бедными. Кто же этого не знает. Так что давайте лучше объясним это им, они и поймут, и это прагматизм высшего идеалистического толка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...