Повторный контакт уже не стоит прерывать для демонстрации ненавязчивости (чувство меры), но надо постараться придать ему характер непринужденной, спокойной беседы на
Повторный контакт уже не стоит прерывать для демонстрации ненавязчивости (чувство меры), но надо постараться придать ему характер непринужденной, спокойной беседы на Нейтральные темы Тем, естественно-интересных для обоих, очень много, но как их ввести в разговор? Как переходить на новые темы? Опыт наших психологических тренингов в «Маленьком принце» показывает, что это наиболее трудная задача. И совет здесь такой. Надо скакать по ассоциациям. Психология выделяет ассоциации между словами, понятиями, фразами, положениями, ситуациями, — по сходству и по смежности. Говорим о Никите Михалкове, он режиссер. Переходим к Тарковскому — тоже режиссер. Это по сходству. А если от Михалкова к Богатыреву, на том основании, что второй у первого снимался в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», то вот вам ассоциация по смежности. Главное, что мы получаем возможность свободного течения от темы к теме. С Михалкова — на Богатырева, с Богатырева — на Миронова (оба «сгорели на сцене»), с них — на трудную жизнь актеров в искусстве, с искусства на науку; а искусство и наука сейчас испытывают финансовые трудности, так что с финансовых трудностей — на удачливых бизнесменов. ■ Ну а если не знаешь, с чего начать? Можно оглядеться... Тряхнуло в автобусе. — Мэр обещал починить дороги. С мэра на президента, с президента на Думу, с Думы на царя, с царя на князей, с князей на... И дальше мы должны нащупать Темы, представляющие взаимный интерес, то есть такие темы, которые затрагивают личность более существенно. Например, девушка занимается в музыкальном училище, а вы дома слушаете записи классической музыки и ходите на концерты в филармонию. Чаще всего это профессия или хобби. Переход на эти темы можно произвести с использованием все тех же ассоциаций.
Но и эти темы, которые потом могут составлять предмет бесконечных разговоров по душам, здесь нам нужны не сами по себе, а для того, чтобы благодаря им искусно и безыскусственно (ассоциации, ассоциации! ) перейти на Темы общего дела Общее дело в дальнейшем требует контактов. А дальнейшие контакты требуют знания имен, телефонов, адресов, договоров о встречах... При этом прелесть в том, что приличия соблюдены. Благодаря тому что подменены мотивы. Что такое, — запротестуют некоторые психологи-гуманисты, — вы призываете к манипуляции! Да, действительно, прикрытие, но чтобы ни тому, ни другому не потерять свое лицо на первых порах, пока они не признались друг другу в любви. Это гуманно — соблюсти приличия, хотя, конечно, не аутентично, нет пока полной искренности, но она проявится потом, не страшно. И это не манипуляция, потому что никому не нанесен ущерб, все в выигрыше. Итак, около киноафиши... ОН: Извините, ради бога, вам не встретились фильмы Тарковского в афише, а то мне нужно в школе организовать их обсуждение? ОНА: Да, что-то попадалось, а, вот как раз «Зеркало», а тут еще и «Солярис». А вам самому Тарковский интересен? ОН: Ну, как более понятный, мне больше нравится «Андрей Рублев», но это уже классика, «Зеркало» — тоже, просто надо знать символику, например, вот птица вылетает — так это душа умирающего, мне и самому это однажды объяснил один киновед. ОНА: Где же возьмешь киноведа на каждый фильм... ОН: А у нас как раз киноклуб по пятницам, вот и детям он будет читать. Может быть, придете? ОНА: Так запросто? Стоп. Вот то, что нам сейчас и надо. Это и есть общее дело. Она хочет пойти в киноклуб, он хочет ее туда привести. Теперь дело даже не психотехники — все потечет своим чередом. Они обменяются телефонами, договорятся о встрече, она придет в киноклуб, и happy end — свадьба.
Ну, давайте проиграем еще пару сюжетов. Он у той же киноафиши говорит об интересе к фильмам Тарковского, она живет около кинотеатра, где идет ретроспективный показ его фильмов. Он просит ее узнать время сеансов, он ей позвонит. Они перезваниваются, он говорит: а не пойти ли нам вместе. Отчего же не пойти? Happy end. Продолжим разговор в электричке. Порешали вместе кроссворд. Если сразу вы сели напротив, то для динамики можно повернуть кроссворд к ней и показать строчку, в которую должно вписаться слово, но неудобно так смотреть, далеко, вы можете на пять секунд пересесть на ее сторону, показать строчку, вставить слово и... коснуться невзначай своим рукавом (не руками! ) ее рукава, такое касание рук через одежду, как дуновение, как единое дыхание, сближает и в то же время не выходит за рамки приличий. Если она приняла это касание, не отодвинулась, это — знак приятия. Но нельзя этим злоупотреблять. Только 5—10 секунд, и вы возвращаетесь на прежнее место. А кроссворд сделает свое дело. Слова в кроссворде связаны с массой разнообразных тем, и вот беседа потекла сама собой. А тут и она, возможно, что-нибудь читает, и уместен после кроссвордной беседы очередной приличный вопрос: — А что вы читаете? — Фейхтвангер, «Иудейская война»... — А-а-а... А «Лже-Нерон» читали? — Слышала только название... — Ну так я могу вам дать, у меня есть. А я не дочитал в свое время «Иудейскую войну». Обменяемся на время? — О yes! AND HAPPY END. Более молодежный вариант. Они вышли на тему записей рок-музыки. Надо обменяться кассетами. До этого обмен телефонами. Имена, встреча. Свадьба. Подытожим сказанное в собирательной схеме (рис. 13). Она поможет зрительно сконцентрировать основные блоки для собственного пользования, а если нужно, преподнести материал вашей пастве. Вы скажете, что мы обрисовали радужную картину. Нет: реальную, а не радужную. Но чтобы все это состоялось, к тем алгоритмам, которые мы набросали, нужно еще кое-что. И поэтому
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|