Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовое прогнозирование




Финансовое прогнозированиепредвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых пла­нов.

Прогнозы могут быть среднесрочными (5—10 лет) и долгосроч­ными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реаль­но возможного объема финансовых ресурсов, источников формиро­вания и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные вариан­ты развития и совершенствования системы финансов, формы и ме­тоды реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различ­ных методов:

• построение эконометрических моделей, описывающих ди­намику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

- корреляционно-регрессионный анализ;

- метод непосредственной экспертной оценки.

 

ФИНАНСОВОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Финансовое программированиеметод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого зало­жены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

• установление приоритетов государственных расходов по на­правлениям;

• повышение эффективности расходования государственных средств;

• прекращение финансирования в соответствии с выбором аль­тернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономи­ческих факторов (ресурсных). При этом учитываются не только мас­штабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры име­ющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

Программирование, как важный ме­тод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области фи­нансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

В настоящее время в Российской Федерации используются целе­вые комплексные программы, представляющие систему научно-ис­следовательских, организационно-хозяйственных и других мероп­риятий, направленных на достижение производственных целей, сба­лансированности по ресурсам и исполнителям финансовое регулирование социально-экономических процессов

Финансовый контроль

Финансовый контрольконтроль законодательных и исполни­тельных органов власти всех уровней, а также специально создан­ных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Он включает контроль:

-за соблюдением финансово-экономического законода­тельства в процессе формирования и использования денежных фондов,

-оценку эффективности финансово-хозяйственных опера­ций и целесообразность произведенных расходов.

Финансовый контрольстоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и со­провождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, т.е. объект финан­сового контроляденежные отношения.

Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обес­печить интересы и права как государства, так и всех других эко­номических субъектов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реа­лизации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Это в первую очередь разработка, рас­смотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и вне­бюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельнос­тью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпора­ций.

 

Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообраз­ности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий, кредитов, а также соблюдение установленных Правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерской учета и отчетности.

Финансовый контрольважный элемент системы управления финансами.

 

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использова­нии финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Непосредственно предме­том проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Сфе­рой финансового контроля являются практически все операции, со­вершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

 

Финансовый контроль включает проверку:

• соблюдения требований экономических законов (оптимально­сти пропорций распределения и перераспределения националь­ного дохода);

• составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

• эффективности использования трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

• налоговых взаимоотношений.

 

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

• содействие сбалансированности между потребностью в финан­совых ресурсах и размерами денежных фондов;

• обеспечение своевременности и полноты выполнения финан­совых обязательств перед государственным бюджетом;

• выявление внутрипроизводственных резервов увеличения фи­нансовых ресурсов.

 

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджет­ного, налогового.

Отчетная документацияглавный объект финан­сового контроля. Успешное и эффективное проведение финансово­го контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

 

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

 

- общегосударственный контроль проводится органами государствен­ной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ, и др.). Главная цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

 

- ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными Управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

 

- внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект конт­роля — хозяйственная и финансовая деятельность;

 

- общественный контроль осуществляют неправительственные орга­низации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

 

- независимый контроль проводится специальными органами: ауди­торскими фирмами и другими службами.

По времени проведения финансовый контроль подразделяет­ся на предварительный, текущий и последующий.

 

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совер­шения финансовых операций и имеет большое значение для пре­дупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованно­сти финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рас­смотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов — на основе оценки обоснованности распре­деления ВВП и других макроэкономических показателей развития экономики страны,

на микроуровне — в процессе разработки фи­нансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнесс-планов, составления прогнозов балансов хозяйству­ющих структур.

Текущий финансовый контроль осуществляется во время совер­шения финансовых операций Он предусматривает оценку текущего состояния исполнения финансовых программ.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании от­четного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйствен­ной деятельности и оценки эффективности осуществления финан­совой стратегии, связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.

 

По методам проведения финансовый контроль подразделяет­ся на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ре­визии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хо­зяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и рас­ходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устра­нению.

 

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятии, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топ­лива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

 

Надзор проводится контролирующими органами за экономичес­кими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

 

Экономический анализ, как разновидность финансового контро­ля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки ре­зультатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Ревизия — наиболее распространенная форма финансового конт­роля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фак­тического и документального контроля. Ревизия проводится для ус­тановления целесообразности, обоснованности, экономической эф­фективности совершенных хозяйственных операций, проверки со­блюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгал­терского учета и отчетности — для выявления нарушений и недо­статков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансо­во-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или Участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, орга­низации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использова­ния материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и со­стояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких тех­нических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов.

Тематическая ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что выявить типичные недостатки или нарушения и принять к их устранению.

 

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяй­ственных операций различают сплошные, выборочные и комп­лексные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на опре­деленном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная ревизия — это проверка определенной части первич­ных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений пе­реходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участ­ков сплошным методом, а других— выборочным, что позволяет ре­визовать большие объекты с высоким документооборотом, осуще­ствляющие крупные хозяйственные операции.

 

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по кото­рому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответствен­ности.

 

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Рос­сийской Федерации. На федеральном уровне органом, осуществля­ющим финансовый контроль по линии законодательной власти, яв­ляется Парламент Российской Федерации — при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его испол­нении.

Органом финансового контроля Совета Федерации и Государ­ственной Думы РФ (представительная власть) является Счетная палата Российской Федерации. Согласно закону она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на: все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами феде­рального бюджета, используют или управляют федеральной собствен­ностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществ­лять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе ис­полнения бюджета и расходования государственных средств.

Финан­совые органы субъектов Федерации также наделены правами осу­ществления государственного финансового контроля за использо­ванием бюджетных средств соответствующего уровня.

Из всех подразделений Министерства финансов РФ особая роль при осуществлении государственного финансового контроля отво­дится действующему при нем Контрольно-ревизионному управле­нию (КРУ), имеющему территориальные и местные органы. В со­ответствии с действующим законодательством КРУ проводит реви­зии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприя­тий и организаций, использующих средства федерального бюджета; контролирует фактическое наличие денежных средств и товарно-ма­териальных ценностей в бюджетных учреждениях; осуществляет встречные проверки организаций, связанных с ревизуемым объек­том; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контро­лирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты и обстоятельства крупных хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Схожие по своему характеру функции по осуществлению государ­ственного финансового контроля за соблюдением действующего фе­дерального законодательства в части исполнения бюджета Российс­кой Федерации и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство является органом государственного финансового контроля

составе Министерства финансов РФ. Его система состоит из главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов, и территориальных органов, которые контролиру­ют поступление и использование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных бюджетных фондов на территории субъекта Российской Федерации.

Для осуществления государственного финансового контроля над соблюдением налогового законодательства созданы органы государ­ственного налогового контроля. Задача работы этих органов заклю­чается в систематизации учета, отчетности, контроля над налогопла­тельщиками и объектами, подлежащими налогообложению и нало­говой проверке. Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенно­го кодекса Российской Федерации имеют полномочия в области го­сударственного контроля, связанные с перемещением товаров через таможенную границу России.

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляется также рядом других

государственных органов: Центральным банком, антимонопольным комитетом и т.п.

 

 

13.Экономическая сущность государственного бюджета

Одним из механизмов государственного регулирования, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

 

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетно­го кодекса Российской Федерации.

" Бюджет, — это форма образования и рас­ходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления ".

Однако в Бюджетном кодексе РФ бюджету дано слиш­ком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону — как "Форму образования и расходования де­нежных средств...".

 

В связи с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюд­жетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.

В материальном понимании бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального об­разования денежный фонд, который находится в распоря­жении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Как экономическая категория бюджет представляет со­бой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распре­деления и использования государственного централизован­ного фонда денежных средств.

Бюджетные отношения воз­никают между государством и его субъектами (юридичес­кими и физическими лицами) при образовании централизо­ванного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а так­же при использовании централизованного бюджетного фон­да; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Сред­ства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных ме­роприятий.

 

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной эко­номической категории.

 

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект

— это основной финансовый план образования, распределения и использования центра­лизованного денежного фонда государства или админист­ративно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти.

Такой финансовый план об­разования, распределения и использования централизован­ного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

 

Глав­ное назначение государственного бюджетас помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособно­сти.

Государственный бюджет служит основным инструмен­том государства в централизации и перераспределении ва­лового общественного дохода.

Государственный бюджет страны — основная форма планомерного образования и ис­пользования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потреб­ностей народа и укрепления обороноспособности государ­ства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...