Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕР 1. АВС-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам.




Объектом анализа в первом случае будут служить товарные группы продуктового супермаркета в спальном районе среднего формата (алкогольная продукция, хлебобулочные изделия, гастрономия, молочная продукция и так далее). Для простоты далее будем называть их «Группы». Параметром измерения для начала будет служить объем продаж. Нас будет интересовать вклад каждой группы в общий объем продаж за, например, 1-й квартал 2006 года.

 

Шаг 1. Анализ ассортимента по товарным группам. Оценивается период 3 месяца. Первым шагом является сбор данных за квартал. Как видим из таблицы, данных слишком много и невозможно сразу оценить вклад каждой группы в общий оборот магазина. К тому же не ясно, что брать за основу для анализа – позиций в товарной номенклатуре может быть несколько тысяч.

Товарная группа Оборот за январь по группе Оборот за февраль по группе Оборот за март по группе Оборот по группе за 1-й квартал
ИТОГО       8 319 292
Вино-водочные изделия 294 747 368 186 358 145 1 021 079
Слабоалкогольные напитки 117 013 109 839 108 843 335 695
Безалкогольные напитки 35 892 35 619 37 832 109 343
Молочная продукция 210 980 209 553 207 590 628 124
Сыры 93 849 98 989 114 505 307 343
Мясная гастрономия 303 536 300 714 309 049 913 300
Мясопродукты 222 450 229 671 232 395 684 516
Рыба 107 039 111 607 116 195 334 842
Хлебобулочные изделия 60 174 60 627 60 668 181 469
Кондитерские изделия 98 655 106 249 134 332 339 236
Замороженные продукты 181 611 191 699 178 535 551 846
Овощи-фрукты 120 200 120 388 122 257 362 844
Бакалея 163 660 168 415 164 019 496 095
Консервы 65 703 70 950 74 925 211 578
Чай, кофе 77 989 83 984 76 804 238 777
Соусы, специи 39 306 39 281 42 163 120 749
Салаты 48 371 73 647 77 178 199 196
Растительное масло 82 435 83 594 83 376 249 404
Чипсы, снеки 59 999 59 214 59 385 178 597
Детское питание и детские товары 104 146 107 402 109 617 321 165
Табак 34 036 34 464 34 486 102 985
Бытовая химия 82 625 81 735 102 227 266 587
Товары для животных 28 356 28 659 28 207 85 223
Сопутствующие товары 23 662 24 802 30 835 79 299

Важно: Если мы начнем сравнивать между собой товар внутри категории, например, «яйцо», с показателем товарной группы, например, «молочная продукция», то такой анализ нам ничего не даст. Яйцо является товарной позицией, а «молочная продукция» - группой, и у них будут несравнимые между собой параметры. Поэтому необходимо сравнивать только одноплановые между собой вещи: товарную группу – с товарной группой, или категории с категориями, или продукты внутри категории, или бренды, или иные одноплановые единицы учета. Мы продолжим анализ далее, взяв за основу товарные группы.

 

Шаг 2. Данные отсортированы по группам по порядку убывания их доли в обороте.

В нашем примере вводятся дополнительные параметры: доля каждого продукта в обороте. Далее проводится сортировка по убыванию доли в обороте.

Товарная группа Оборот по группе за 1-й квартал Доля в обороте %
ИТОГО (руб.) 8 319 292 100,00%
Вино-водочные изделия 1 021 079 12,27%
Мясная гастрономия 913 300 10,98%
Мясопродукты 684 516 8,23%
Молочная продукция 628 124 7,55%
Замороженные продукты 551 846 6,63%
Бакалея 496 095 5,96%
Овощи-фрукты 362 844 4,36%
Кондитерские изделия 339 236 4,08%
Слабоалкогольные напитки 335 695 4,04%
Рыба 334 842 4,02%
Детское питание и детские товары 321 165 3,86%
Сыры 307 343 3,69%
Бытовая химия 266 587 3,20%
Растительное масло 249 404 3,00%
Чай, кофе 238 777 2,87%
Консервы 211 578 2,54%
Салаты 199 196 2,39%
Хлебобулочные изделия 181 469 2,18%
Чипсы, снеки 178 597 2,15%
Соусы, специи 120 749 1,45%
Безалкогольные напитки 109 343 1,31%
Табак 102 985 1,24%
Товары для животных 85 223 1,02%
Сопутствующие товары 79 299 0,95%

Шаг 3. В нашем примере мы вводим еще две колонки: доля в обороте накопительным итогом и собственно группу А, В, или С. Доля в обороте позволяет нам увидеть первые 50% вклада в оборот, затем последующие 30% и, наконец, оставшиеся 20% товаров, вносящих свой вклад в оборот.

Товарная группа Оборот по группе за 1-йквартал (руб.) Доля в обороте   Доля в обороте с накопительным итогом группа
ИТОГО 8 319 292 100,00%      
Вино-водочные изделия 1 021 079 12,27%

первые 50%

12,3%

А

Мясная гастрономия 913 300 10,98% 23,3%
Мясопродукты 684 516 8,23% 31,5%
Молочная продукция 628 124 7,55% 39,0%
Замороженные продукты 551 846 6,63% 45,7%
Бакалея 496 095 5,96%

еще 30%

51,6%

В

Овощи-фрукты 362 844 4,36% 56,0%
Кондитерские изделия 339 236 4,08% 60,1%
Слабоалкогольные напитки 335 695 4,04% 64,1%
Рыба 334 842 4,02% 68,1%
Детское питание и детские товары 321 165 3,86% 72,0%
Сыры 307 343 3,69% 75,7%
Бытовая химия 266 587 3,20% 78,9%
Растительное масло 249 404 3,00%

остальные 20%

81,9%

С

Чай, кофе 238 777 2,87% 84,8%
Консервы 211 578 2,54% 87,3%
Салаты 199 196 2,39% 89,7%
Хлебобулочные изделия 181 469 2,18% 91,9%
Чипсы, снеки 178 597 2,15% 94,0%
Соусы, специи 120 749 1,45% 95,5%
Безалкогольные напитки 109 343 1,31% 96,8%
Табак 102 985 1,24% 98,0%
Товары для животных 85 223 1,02% 99,0%
Сопутствующие товары 79 299 0,95% 100,0%

Вывод: Проанализировав таким образом вклад каждой группы в оборот магазина, можно сделать выводы, что какие-то группы нуждаются в развитии, как, например, хлебобулочные изделия и чай-кофе. Возможно, эти группы недостаточно представлены в магазине, или по ним неадекватное ценообразование. Так же возможно, что именно эти группы попадают под жесткую конкуренцию внутри района – напротив супермаркета находится специализированный магазин «Чай и кофе» или «Булочная», и именно поэтому данные группы в нашем магазине продаются хуже, чем предполагается. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, что бы предложить покупателям более выгодную покупку.

                                                            АВС-анализ по прибыли

Такой же анализ возможно провести по вкладу товаров ассортимента в прибыль компании. Тогда за основу будут взяты параметры прибыли – статистика по прибыли за период, доля в прибыли и доля с накопительным итогом. АВС-анализ по прибыли так же можно проводить и по группам, и по категориям, и по товарам внутри одной категории.

 

Пример АВС-анализа по прибыли на примере отдела мелкой бытовой техники:

Товарная группа Товарная категория Прибыль за 3-й квартал, руб доля в прибыли Доля в прибыли с накопительным итогом Группа
  ИТОГО 699 169 100%    

Мелкая бытовая техника

Пылесосы 184 307 26,36% 26,36% А
Электрочайники 54 647 7,82% 34,18% А
Утюги 51 584 7,38% 41,55% А
Электробритвы 45 726 6,54% 48,09% А
Мясорубки 44 342 6,34% 54,44% В
Кофемашины 32 198 4,61% 59,04% В
Фены и приборы для укладки волос 30 577 4,37% 63,42% В
Эпиляторы 25 947 3,71% 67,13% В
Термосы 22 756 3,25% 70,38% В
Хлебопечки 21 323 3,05% 73,43% В
Тостеры/Ростеры 19 413 2,78% 76,21% В
Кофеварки 19 303 2,76% 78,97% В
Кухонные комбайны 18 805 2,69% 81,66% С
Зубные щетки 17 864 2,56% 84,21% С
Соковыжималки 15 173 2,17% 86,38% С
Миксеры/Блендеры 14 800 2,12% 88,50% С
Прочее 11 805 1,69% 90,19% С
Для стрижки волос 10 954 1,57% 91,75% С
Швейные машины 10 646 1,52% 93,28% С
Посуда 10 082 1,44% 94,72% С
Пароварки 9 125 1,31% 96,02% С
Фритюрницы 8 935 1,28% 97,30% С
Фильтры для воды 7 396 1,06% 98,36% С
Весы напольные и кухонные 6 872 0,98% 99,34% С
Кофемолки 4 593 0,66% 100,00% С

Вывод: С большим отрывом лидируют пылесосы, но этот отрыв менее значителен, чем при АВС-анализе по обороту. Хотя высокие продажи пылесосов вызваны малой наценкой на эту категорию, однако пылесосы все равно остаются лидерами по прибыли в этой группе. Вероятно, что спрос покупателей очень чувствителен к цене – может быть необходимо скорректировать наценку на другие виды товаров. Так же видно, что вклад некоторых категорий в прибыль магазина может быть больше – вероятно, кухонные комбайны по совокупной стоимости могут давать большую прибыль. Вызывает вопрос категория «Прочее» - все, что кажется несущественным, приносит тем не менее 2, 29% процентов в общей прибыли группы. Стоит рассмотреть эту категорию более внимательно. Так же категория «Швейные машины» должна вносить более значительный вклад в прибыль, так как это товар целевого спроса и стоящий на уровне дорогой техники. Скорее всего, этот товар представлен в недостаточном ассортименте или требует консультативной продажи, что бы его можно было продавать дороже.

 

Как видно из приведенных примеров, АВС-анализ по одному из параметров уже дает нам значительную пищу для оптимизации ассортимента. По этим данным можно принимать оперативные решения и можно следовать общим рекомендациям, изложенным ниже.

                                                    Минусы АВС-анализа

При многочисленных плюсах метода АВС-анализа существуют ограничения в применении данного анализа:

 

Для принятия решения об оптимизации ассортимента компании используется сочетание АВС-анализа и XYZ – анализа.

ЗАДАЧИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРЕ    ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ

 

Задание 1. Используя сведения, приведенные в таблице 1, проведите анализ АВС запасов на складе.

Таблица 1- Данные о запасах на складе

Вариант 1

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 1 200 11 100
2 200 12 200
3 300 13 2 300
4 5 200 14 300
5 300 15 400
6 900 16 700
7 11 500 17 1 000
8 1 000 18 200
9 800 19 4 000
10 8 900 20 5 100

 

Вариант 2

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 1440 11 1920
2 240 12 320
3 360 13 480
4 6240 14 8320
5 360 15 480
6 1080 16 1440
7 13800 17 18400
8 1200 18 1600
9 960 19 1280
10 10680 20 14240

Вариант 3

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 1560 11 90
2 260 12 180
3 390 13 2070
4 6760 14 270
5 390 15 360
6 1170 16 630
7 14950 17 900
8 1300 18 180
9 1040 19 3600
10 11570 20 4590

Вариант 4

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 1320 11 120
2 220 12 240
3 330 13 2760
4 5720 14 360
5 330 15 480
6 990 16 840
7 12650 17 1200
8 1100 18 240
9 880 19 4800
10 9790 20 6120

Вариант 5

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 130 11 150
2 260 12 300
3 2990 13 3450
4 390 14 450
5 520 15 600
6 910 16 1050
7 1300 17 1500
8 260 18 300
9 5200 19 6000
10 6630 20 7650

Вариант 6

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 12960 11 15600
2 2160 12 2600
3 3240 13 3900
4 56160 14 67600
5 3240 15 3900
6 9720 16 11700
7 124200 17 149500
8 10800 18 13000
9 8640 19 10400
10 96120 20 115700

Вариант 7

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 1650 11 21600
2 3300 12 3600
3 37950 13 5400
4 4950 14 93600
5 6600 15 5400
6 11550 16 16200
7 16500 17 207000
8 3300 18 18000
9 66000 19 14400
10 84150 20 160200

Вариант 8

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 7200 11 400
2 1200 12 800
3 1800 13 9200
4 31200 14 1200
5 1800 15 1600
6 5400 16 2800
7 69000 17 4000
8 6000 18 800
9 4800 19 16000
10 53400 20 20400

Вариант 9

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 3600 11 390
2 600 12 780
3 900 13 8970
4 15600 14 1170
5 900 15 1560
6 2700 16 2730
7 34500 17 3900
8 3000 18 780
9 2400 19 15600
10 26700 20 19890

Вариант 0

№ позиции Реализация по позиции, руб. № позиции Реализация по позиции, руб.
1 390 11 4320
2 780 12 720
3 8970 13 1080
4 1170 14 18720
5 1560 15 1080
6 2730 16 3240
7 3900 17 41400
8 780 18 3600
9 15600 19 2880
10 19890 20 32040

 

                                                         XYZ-анализ

 

      МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ XYZ - анализа

 

 

XYZ-анализ – математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или оборачиваемости товара.

Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе - товары подразделяются на три группы X,Y,Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов.

 

АВС-анализ показывает нам вклад товара в результат магазина, а XYZ анализ показывает стабильность или нестабильность спроса. Чем стабильнее спрос на товар, тем легче мы им управляем, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта. Таким образом, мы имеем дополнительный материал для принятия решений о пребывании товара в нашей ассортиментной матрице.

 

 

                                                    Этапы XYZ-анализа

1 шаг. Выбираем объект анализа (группа, категория, позиция) и параметр, по которому мы будем сравнивать объекты (продажи за месяц, например). Традиционно в рознице объектами XYZ-анализа являются товарная категория или товарная единица. За основу анализа берется период продаж не менее трех месяцев.

 

2 шаг. Определить количество периодов, по которым будет проводиться анализ: неделя, декада, месяц, квартал/сезон, полугодие, год. Чем больше период, тем лучше, тем вернее будет статистика спроса. Важно – для анализа надо брать не менее трех периодов, по которым ведется отчетность. Если товар имеет оборачиваемость более месяца, то надо взять период, как минимум в три раза превышающий оборачиваемость (например, оборачиваемость категории «швейные машины» - 2 месяца. Тогда за основу надо взять период не менее 6 – ти месяцев).

 

3 шаг. Определить коэффициент вариации – среднее квадратическое отклонение - для каждого объекта анализа. Коэффициент вариации означает величину, насколько продажа товара отклоняется от среднестатистической, то есть показывает, стабилен ли спрос на товар или нет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...