Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики? 2 глава




— информация об особенностях детского развития часто не имеет прогноза, поэтому не всегда понятно, как ее использовать в педагоги­ческой работе с детьми;

— «живой» ребенок часто не укладывается в рамки схем и научно описанного знания;

— если речь идет о современном ребенке-дошкольнике, то професси­ональные детские психологи, ставшие профессиональными «мамами», однозначно говорят о несовпадении описанного в литературе знания и реальной картины детского развития.

Особую проблему представляют вопросы познания ребенка в педа­гогической науке и практике.

Для педагогики, задачи которой связаны с построением развива­ющего, возрасто- и культуросообразного педагогического процесса, процесса создания условий «выращивания человеческого в человеке», важно ответить на следующие вопросы:

— что и как оценивать в ребенке?

— что делать с результатами этих оценок?

Поэтому поиск этих и других ответов обязательно должен начи­наться с выбора методологического подхода. Наличие такого подхода обеспечивает:

— единство философско-педагогических взглядов на ребенка и выбор адекватных им способов (методов, технологий) изучения (диагностики) ребенка;

— целостность способов изучения (диагностики) и способов прео­бразования (организации педагогического процесса) во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста.

 

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности позволяет сделать целостным и непротиворечивым процесс познания, понимания, развития и воспитания ребенка в условиях педагогического процесса.

В чем сущность гуманитарного подхода к исследованию проявлений ребенка дошкольного возраста?

 

Ориентируясь в поликонцептуальном пространстве современной науки, остановим свой выбор на гуманитарном подходе в познании и понима­нии ребенка дошкольного возраста.

Гуманитарный подход — это совокупность культуроориентирован-ных и человекоориентированных взглядов.

Идеи гуманитаризации есть идеи культурной обусловленности развития человека.

Гуманитарный подход — это подход, понимающий и изз^чающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. В чем преимущества (сила) гуманитарного подхода? Мы получаем возможность рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и ка­чество становления. В этом подходе — ценность и важность начинают играть познание и помощь уникальности, единичности — целостности растущего человека, его психофизики, природы, культуры, опыта, ин­тересов, отношений.

Мы имеем возможность рассматривать педагогические проблемы с точки зрения культуры, в культурологическом контексте. Этот под­ход позволяет в целостности объединить и педагогический процесс, и культурное пространство социализации и культурации дошкольника.

Гуманитарный подход — это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая, социокультурный опыт, социокультурные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, неся в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов дет­ской деятельности.

Гуманитарный подход позволяет рассматривать ребенка, его лич­ность, его неповторимую индивидуальную культуру как самоценность, в отличие от сциентистского подхода, в котором личностные проявления оцениваются с точки зрения общих закономерностей, типологизации личности. Гуманитарная методология определяет в качестве предмета изучения проявления единичного, уникального, личностного.

Гуманитарный подход по своей природе контекстен, что допускает многообразие рассмотрения одной и той же проблемы и многообразие вариантов ее решения в зависимости от ценностей и смыслов общест­венной и индивидуальной культуры.

 

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Контекст — наличие определенной ситуации, окружения, системы ус­ловий, определяющей смысл и значение того или иного явления.

Это значит, что при определении стратегий познания и понимания ребенка важно учитывать многообразие факторов его жизни: пусть и небольшой, но уже имеющийся социокультурный опыт; детскую суб­культуру, культуру ближайших взрослых. Тогда и процесс познания, и сам педагогический процесс в отношении каждого ребенка может рассматриваться как индивидуальная помощь в его развитии.

В первую очередь в условиях гуманитарного подхода процесс позна­ния ребенка перестает быть самоцелью, а становится органичной частью целостного педагогического процесса. «Познать — понять — помочь в решении задач развития» — вот триада, образующая гуманитарную технологию взаимодействия с ребенком.

Феномен целенаправленного развития или образования ребенка приобретает новое качественное своеобразие. Это уже не просто процесс трансляции, передачи культуры в форме знаний и умений, а собственно погружение в культуру, которая становится открытой для обогащения каждым субъектом. Становясь «центральным феноменом культуры» (В. В. Сериков), образование начинает взаимодействовать с ребенком, а ребенок с образованием в том смысле как человек творит культуру, а культура — человека (М. С. Каган).

Гуманитарный подход позволяет рассматривать образование как часть культуры. Образование дошкольника в этом случае становится частью его индивидуальной культуры (Э. Н. Гусинский, 10. И. Турча­нинова). В общефилософском смысле здесь подразумевается процесс взаимодействия ребенка с окружающей предметной и социальной сре­дой: либо социализация — включение дошкольника в мир людей, либо культурация — включение ребенка в мир вещей, созданных людьми, в мир взаимоотношений людей по поводу создания и пользования эти­ми вещами, в свой собственный мир взаимоотношения с этими вещами и этими людьми.

Это значит, что познание и понимание ребенка в условиях педа­гогического процесса ориентируется на опыт его культуроосвоения и культзфосозидания, то есть опыт взаимодействия с миром людей, миром культуры и искусства, опыт познания, опыт деятельности и про­дуктивной практики.

Гуманитарный подход — методологическая основа педагогики, ориентированной на человека, поскольку «культурные смыслы об­разования — это и есть человеческие смыслы» (Е. В. Боидаревская, С. В. Кульневич). Его реализация на практике предполагает рассмо­трение (С. Л. Братченко, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, В. С. Гер-шунский, Г. Б. Корнетов, В. А. Козырев, А. С. Роботова, 10. В. Сенько, В. И. Слободчиков и др.):

— ребенка как субъекта культурного саморазвития;

— педагога как посредника между ребенком и культурой, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры;

— педагогического процесса как культурного процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством.

 

 


 

Раздел 2

Дошкольное образование

как система

 

Глава 4. Система дошкольного образования

Российской федерации: состояние и перспективы

развития

4.1. Система дошкольного образования в нормативных документах

Что представляет собой система образования в Российской

Федерации?

 

Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» (от 10.07.1992) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

— сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

— органов, осуществляющих управление в сфере образования, и под­ведомственных им учреждений и организаций;

— объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Что представляет собой система дошкольного образования в Российской Федерации?

Система дошкольного образования:

— представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (Д О'У), ориентированную на потребности общества и семьи;

— решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

— реализует спектр образовательных программ (основных и допол­нительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

— предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздорови­тельных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

— создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

— взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

— встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

— развивается в условиях социального партнерства;

— учитывает региональные особенности развития образования.

Какое место занимает дошкольное образование в системе образования Российской Федерации?

Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании»:

1) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

2) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;

3) отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Какие учреждения называются образовательными?

Образовательным является учреждение, осуществляющее образова­тельный процесс, то есть реализующее одну или несколько образова­тельных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Дошкольное образовательное учреждение является типом образова­тельного учреждения (Закон РФ «Об образовании»). Соответственно, особенности функционирования дошкольных образовательных учре­ждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образова­тельном учреждении (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562; далее — Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении).

Какие особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении?

Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образо­вательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Согласно Типовому положению о Д ОУ дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы до­школьного образования, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Как в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения?

Основные задачи ДОУ следующие:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

— воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гра­жданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окру­жающей природе, Родине, семье;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения пол­ноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и раз­вития детей.

Дошкольное образовательное учреждение может проводить реаби­литацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

Какие виды дошкольных образовательных учреждений определены в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении?

— Детский сад (реализует основную общеобразовательную програм­му дошкольного образования в группах общеразвивающей направлен­ности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

детский сад для детей предшколъного (старшего дошкольного) возраста (реализует- основную общеобразовательную программу до­школьного образования в группах общеразвивающей направленности, а так}ке при необходимости в группах компенсирующей и комбини­рованной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных, учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную об­щеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздо­ровительных и профилактических мероприятий и процедур);

— детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобра­зовательную программу дошкольного образования в группах компенси­рующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общео­бразовательную программу дошкольного образования в группах обще­развивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществле­нием деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приори­тетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, худо­жественно-эстетическое или физическое);

центр развития, ребенка — детский сад (реализует основную об­щеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направлен­ности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познаватель­но-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое. В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии).

В качестве основной структурной единицы ДОУ выделена группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направ­ленность — общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 часов), уко­роченного (10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 часа) пребывания.

В группах общеразвивающей направленности осуществляются об­учение и воспитание в соответствии с образовательной программой учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на базе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации, основной обще­образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квали­фицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психиче­ском развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с ту­беркулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, которым необходим комплекс специальных оздорови­тельных мероприятий. Такие группы ориентированы на дошкольное образование детей, а также проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур.

В группах комбинированной направленности реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. Таким образом, созданы нормативные правовые основы, инклюзивного, или совместного, дошкольного образования.

Типовым положением также предусмотрено, что группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учрежде­ниях других типов (помимо дошкольных образовательных учрежде­ний). Тем самым нормативно закреплены новые вариативные модели дошкольного образования.

Кто участвует в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении?

Участниками образовательного процесса дошкольного образователь­ного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.

Как в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении определяются особенности содержания образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении?

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учре­ждении содержание образовательного процесса в дошкольном образо­вательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утвержда­емой им самостоятельно на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с уче­том потребностей семьи.

Когда и как появились образовательные программы для детских садов?

Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Народного комиссариата просвещения в 1919 году в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания значимым стало создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 году. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музы­кально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, мате­матика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленно­сти и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем.был включен сложный познавательный материал, не учитывались возраст­ные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организа­ции педагогического процесса. В 1938 году было опубликовано «Руко­водство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. Более четко говорилось об учете возрастных особенностей детей. Руководство по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания. Это создавало трудности воспитателю в отборе программного материала для работы с детьми того или иного возраста,

В 1953 году в связи с введением в детском саду подготовки детей к школе руководство было переработано. В программе было достаточ­но четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли вос­питываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста.. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 году.

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвида­цию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в боль­шей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, пита­ния, прогулок.

В 1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последу­ющие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1978 году было опубликовано восьмое, исправленное издание.

«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возраст­ные ступени физического и психического развития ребенка на протя­жении дошкольного возраста: ранний возраст — от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст — до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.

Программа раскрывала содержание обучения и воспитания детей, была построена с учетом положения о ведущей роли деятельности в вос­питании и развитии, указывала на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определенные формы поведения.

В программе подчеркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просу­ществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Ва­сильевой.

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сала и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы обра­зования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, иде­ологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образо­вания России: гуманизация — воспитание гуманистической направлен­ности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, при­роде; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и воз­можностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошколь­ного образования.

«Радуга» (1989) — программа разработана в лаборатории дошкольно­го воспитания НИИ общего образования Министерства общего и про­фессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой.

«Детство» (1991) — программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РШУ им. А. И. Герцена под руководст­вом В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, И. А. Ноткиной.

«Развитие» (1994) — программа была создана в лаборатории способ­ностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) — Центр «Дошкольное детство» им, А. В. Запорож­ца, руководители — Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) — программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители — М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребен­ка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) куль­туру и включает развитие речи ребенка, знакомство с основами есте­ственно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Программы нацелены на развитие детской любознательности, способностей ребенка, творческого воображения, коммуникативности. Предусматривалась организация детской жизни в трех формах: на за­нятиях (организованная форма обучения), в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребенка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Наряду с комплексными программами появилось большое количе­ство парциальных программ, включающих одно или несколько направ­лений развития ребенка.

Что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

Образовательная программа — это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые резуль­таты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, то есть обязательного содержа­ния образования. Наряду с основной программой может существовать дополнительная образовательная программа, направленная на реали­зацию задач дополнительного образования детей, которое расширяет или углубляет содержание обязательного образования.

В чем особенность современных программ дошкольного образования?

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования программа определяет содержание и организацию обра­зовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллекту­альных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недо­статков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физиче­скому; социально-личностному, познавательно-речевому и художест­венно-эстетическому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...