Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики? 6 глава
Принимая во внимание основное положение отечественной психологии о том, что психика, сознание, личность развиваются, формируются и проявляются в деятельности, и учитывая, что ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, в организации педагогической работы с ребенком используется деятелы-юстный подход (А. Б. Орлов, Н. А. Палиева, И. В. Левикари, А. М. Щетинина). Сущность взаимодействия в рамках данного подхода можно рассматривать как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога, ребенка, родителя. Характер и успешность педагогического взаимодействия во многом определяются тем, насколько полно и адекватно учитываются возрастные психологические особенности ребенка. Какие особенности развития ребенка раннего возраста необходимо учитывать в педагогическом процессе? Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста (Н. А. Аксарина). Анализируя этот возрастной этап, практически все ученые отмечают, что периоду раннего детства свойственны следующие характеристики. 1. Интенсивность физического и психического развития (скачкообразность). Помимо того что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие — значительно раньше отмечается кризис трех лет.
2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и, как следствие, — неустойчивое эмоциональное состояние. 3. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения — речевые, двигательные, социальные). 4. Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия: уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание). 5. Этому возрасту свойственно яркое удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:
— сенсомоторной потребности; —потребности в эмоциональном контакте; — потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2—3 месяца, познавательное общение в 3—10 месяцев, вербально-невербальное в 10 месяцев — 1,5 года, игровое и деловое общение в 1,5-3 года). 6. Закономерность развития в раннем возрасте подтверждается специфичностью проявления нервных процессов: — легкостью выработки условных рефлексов, но при этом же сложностью их изменения; — повышенной эмоциональной возбудимостью; — сложностью переключения процессов возбуждения и торможения; — повышенной эмоциональной утомляемостью. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов. Соответственно, это тот возрастной период, когда особо важно учитывать и грамотно диагностировать все проявления ребенка при взаимодействии с ним. В обратном случае могут происходить изменения в состоянии ребенка, его развитии на психофизиологическом уровне с нежелательными последствиями. Каковы особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста? Психологические особенности развития ребенка раннего возраста позволяют определить следующие требования к взаимодействию с ним: — взрослому необходимо создавать условия для включения ребенка в деятельность, обеспечивать ситуацию успеха в ней, замечать и отмечать его достижения, при этом поощряя их; — активно участвовать в предметной деятельности ребенка, демонстрируя разнообразные способы выполнения манипуляций с предметом, воздействия одних предметов на другие, называя их свойства, признаки, качества, что постепенно приводит к постижению общественно-исторического содержания, заложенного в предметах; — проявлять доброжелательное внимание, поощрять вопросы ребенка по поводу предметов и способов их использования; — терпеливо, внимательно и гибко вести себя по отношению к малышу, поддерживать его инициативу и самостоятельность и вместе с тем проявлять готовность прийти ему на помощь, оказывая ее ненавязчиво и незаметно; — процесс взаимодействия с ребенком сопровождать эмоционально I позитивным, доброжелательным, понимающим общением, инициирующим его активность, самостоятельность и потребность в достижениях;
— поддерживать стремления ребенка к контактам со сверстниками, привлекать внимание к совместным действиям детей; — обязательно принимать участие в появляющихся в этом возрасте играх ребенка, брать на себя те или иные роли и через них управлять игрой, развивать ее, вступать с ребенком в диалог, обучая его, таким образом, все новым игровым действиям. Таким образом, воспитатель в условиях подобно организованного взаимодействия постоянно получает информацию о ребенке, которая в преобразованном виде является материалом к собственному развитию, совершенствованию, профессиональной реализации. Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста заключается в том, что педагогический процесс; — представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаимодействия взрослого и ребенка; — обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе их коммуникации, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности; — педагогический процесс ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей. Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников. От того, как педагог конструирует педагогический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектив в целом, зависит, каким ребенок постоянно «видит» перед собой педагога, родителя или сверстника. В результате сущностью педагогического процесса в группах раннего возраста становится педагогическое взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками (как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога и ребенка).
6.3. Педагог как субъект педагогического процесса С точки зрения каких научных подходов может рассматриваться профессиональная деятельность педагога? Проведенный анализ исследований профессионально-педагогической деятельности позволил выделить несколько подходов к ее рассмотрению. 1. Традиционный структурно-функциональный подход, когда учеными в структуре профессиональной деятельности учителя выделяются соответствующие функции и умения (В. И. Гинецииский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. И. Щербаков). 2. Профессиографический подход в исследовании деятельности учителя, в результате которого получается обобщенный портрет профессионала (Е. А. Климов, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин). 3. Подход, при котором профессионально-педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н. А. Аминов, Ф. Н.Гоноболин, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, Л. М. Митина, М. И. Станкин). 4. Культурологический подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т. Ф. Белоусова, Е. В. Бондаревская, И. П. Раченко). В чем преимущества компетентностного подхода к анализу профессиональной педагогической деятельности? По целому ряду причин, в основном связанных с модернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педагогических задач (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, А, П. Тряпицына и др.). Остановимся на нем подробнее.
В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, и формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия.
Какие же задачи решает современный педагог? Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога: — видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе; — строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; — устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения; — создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения); — проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности подразумевается и определяется, на наш взгляд, прежде всего наличием субъектной позиции педагога и умением применять в решении задач образовательный, профессиональный и жизненный опыт. Зачем педагогу нужна субъектная позиция? Субъектную позицию педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач. Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции: — характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности, ее целям и смыслу, процессу решения задач данной деятельности и результатам; — выражается в умении педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании и умении видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения; — проявляется в различных сферах жизни и прежде всего в профессиональной деятельности; — выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности педагога. Субъектная позиция базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, то есть обязательные, личностные качества современного педагога-профессионала. Педагог дошкольного образования — кто он? Так кто же он — воспитатель детского сада? В истории дошкольной педагогики найти ответ на поставленный вопрос пытались Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович. Фрагментарно в психолого-педагогических исследованиях профессиональную деятельность воспитателя детского сада рассматривали Р. С. Буре, В. И; Логинова, А. А. Люблинская, Е. А. Панько, Л. Г. Сему-шина. В последних учебниках дошкольной педагогики для студентов средних педагогических учебных заведений авторами Л. Р. Болотиной, Т. С. Комаровой, С. П. Барановым и С. А. Козловой, Т. А. Куликовой предприняты попытки рассмотреть особенности данной профессионально-педагогической деятельности. В работе А. С. Симонович, датированной 1867 годом, высказывается современно звучащая сегодня мысль: «Перевоспитание самого воспитателя — это первое и необходимейшее условие для хорошего воспитателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схватываются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя. Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!»[9] Затем автор выделяет любовь к детям, основанную на знании жизни Детей, и в качестве «регулятора любви» — сознание цели жизни, которое, по мнению автора, «устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собой... Такой воспитатель, у которого идеал жизни — самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем»[10]. Таким образом, главнейшими требованиями к воспитателю во второй половине XIX века становятся: самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни. Второстепенными требованиями являются: знание педагогики и психологии, «умение читать внутренние побуждения ребенка и человека вообще», такие качества, как нравственность, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли. Результаты последующего сравнительного анализа представлены в табл. 3.
Проделанный анализ позволяет увидеть сходство и разницу в подходах к профессионально-педагогической деятельности воспитателя Детского сада, увидеть влияние времени на задачи дошкольного образования. Результаты проделанного сравнительного анализа в этой части параграфа и идеи; изложенные в начале, позволяют ответить на следующий вопрос.
Таблица 3. Сравнительный анализ взглядов на профессиональную деятельность воспитателя детского сада
Продолжение ► Таблица 3 (продолжение)
Какие задачи профессиональной деятельности решает современный педагог дошкольного образования? Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения — это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность. В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядят следующим образом: ♦ Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю: знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детскогосада, характер его продвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий. ♦ Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования, — задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника. ♦ Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом. ♦ Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного, учреждения) — задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка. ♦ Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование — задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.
Глава 7. Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения 7.1. Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста Что такое воспитание и каковы его цели?
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания. С позиции концепции гуманизации образования воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е. В. Бондаревская). Цель воспитания в гуманистической педагогике — наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Результат воспитания — личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Воспитание должно пробудить стремление личности к саморазвитию, культурному и личностному росту, развить духовные потребности и гуманные чувства. Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. В процессе воспитания происходит интериоризация (Л. С. Выготский), присвоение личностью культурно-исторического опыта, что приводит к повышению уровня культурного развития. Почему воспитание — это гуманистический процесс? С точки зрения педагогики воспитательный процесс — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И. Ф. Харламов). Иными словами, воспитательный процесс — это целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов. Центр воспитательного процесса образует развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Процесс воспитания закономерно отвечает требованию природосообразности. В нем ребенок выступает в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные особенности. В чем особенности процесса воспитания в дошкольном возрасте? Дошкольное детство — уникальный этап в развитии, качественно от-личающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным миром, в самосознании, Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства. Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи: — самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности; — развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.; — амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей; — определяющая роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры; — развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции; — обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов; — непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитаиии при переходе на ступень младшего школьного возраста. Цель воспитания — ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре. Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (Это касается как ценностных ориентации, так и средств познания, деятельности, общения.) Обеспечить базис личностной культуры — значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|