Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики? 3 глава




Каким основным принципам должна соответствовать общеобразовательная программа дошкольного образования?

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указа­ны следующие принципы: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможно­стями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных/образовательных задач в совместной деятель­ности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом дея­тельности для них является игра.

Из каких частей состоит общеобразовательная программа дошкольного образования? Какие требования предъявляются к ним в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Программа состоит из двух частей:

— обязательной части;

— части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть программы должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она обес­печивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику националь­но-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Общий объем обязательной части программы рассчитывается в со­ответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе ор­ганизации различных видов детской деятельности (игровой, коммуни­кативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

— самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей для реализации основной общео­бразовательной программы дошкольного образования.

Какие разделы должна включать обязательная часть общеобразовательной программы дошкольного образования?

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обязательная часть программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учре­ждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Без­опасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых резуль­татов освоения программы.

В чем заключаются планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общео­бразовательной программы дошкольного образования должны описы­вать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:

— физически развитый, овладевший основными культурно-гигие­ническими навыками;

— любознательный, активный;

— эмоционально отзывчивый;

— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— способный управлять своим поведением и планировать свои дей­ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

— способный решать интеллектуальные и личностные задачи (про­блемы), адекватные возрасту;

— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, го­сударстве, мире и природе;

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятель­ности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

— овладевший необходимыми умениями и навыками.

Промежуточные результаты освоения программы раскрывают дина­мику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей.

4.2. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования

Какие программы дошкольного образования переработаны или созданы как примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования? В чем их своеобразие?

Начиная с 2010 года были переработаны в соответствии с Федераль­ными государственными требованиями к структуре основной общео­бразовательной программы дошкольного образования общеобразова­тельные программы «Отрождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (2010), «Радуга» (2010), «Детство» (2011), «Истоки» (2011) и разработана новая общеобразовательная программы «Успех» (2011),

Переработанные программы раскрывают возрастные особенности детей и задачи образовательной работы на каждом из этапов дошколь­ного детства, особенности содержания образовательных областей и пути их интеграции. Представлены основные условия организации жизни и воспитания детей: режим дня, построение предметно-развивающей образовательной среды, формы работы с детьми в организованной образовательной деятельности, при проведении режимных моментов, особенности организации самостоятельной деятельности детей и вза­имодействия с семьями воспитанников. В программах предложены варианты комплексно-тематического планирования образовательного процесса для каждой возрастной группы.

Определены промежуточные и итоговые результаты освоения детьми образовательного содержания, подходы к организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Особые разделы про­грамм посвящены организации работы с родителями и коррекционной работе, предложены рекомендации по написанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Структура общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» построена в соответствии с общепринятой возрастной периодизацией дошкольного детства. Содержание последовательно раскрывается в рамках возрастной группы. В программе «Истоки» за основу взят психологический возраст детей (ранний, младший и старший дошкольный).

Наиболее распространенными в работе дошкольных образовательных учреждений страны являются примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Детство» и «Истоки». Остановимся подробнее на их особенностях.

Программа «От рождения до школы». Программа воспитания учения в детском саду» (под ред. д-ра псих, наук, проф. Н. Е. Вераксы; д-ра пед. наук, проф. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Программа является переработанным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Программа ориентирована на детей в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет и учитывает лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию развития на основе организации разнообразных видов детской творческой дельности.

Программа основана на дидактическом принципе развивающего обучения и положении Л. С. Выготского о том, что правильно opганизованное обучение ведет за собой развитие. Развитие выступает как результат успешности воспитания и образования детей.

Программа основана на принципе кулътуросообразности. Реализация данного принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, | к обучению в школе, обеспечение безопасности жизни дошкольников.

Программа «Детство» (науч. ред-ры: канд. пед. наук, проф, Т.И. Бабаева, д-р пед. наук, проф. А. Г. Гогоберидзе, канд. пед. наук, 3. А. Михайлова) является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Автором идеи программы была профессор В. И. Логинова. В основу программы легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию программы для детского сада и пути ее реализации в Педагогическом процессе.

В программе «Детство» впервые реализован подход к организации, целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием с миром, культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, мате­матикой, игрой и трудом. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности — приобщения к истокам народной культуры своей страны.

Девиз программы «ЧувствоватьПознавать — Творить» опре­деляет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые про­низывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Программа ставит задачи развития у детей от 3 до 7 лет на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявле­нию гуманного отношения; развития познавательной активности, лю­бознательности, способности к самостоятельному познанию и размыш­лению, развитие умственных способностей и речи; обогащения опыта самостоятельной деятельности, пробуждения творческой активности и воображения детей. Программа нацелена па обогащенное развитие детей, обеспечивающее единый процесс социализации — индивидуа­лизации через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа учитывает особенности современного ребенка — жителя XXI века, который любит свою Родину, семью, сверстников и друзей, стремится к познанию, уверенно смотрит в будущее; он — носитель субкультуры, отличающей его от детей других возрастов. Содержание программы включает как традиционные для дошкольника виды дея­тельности, так и новые — экспериментирование, создание проектов, коллекционирование, импровизации.

Содержание основной части программы «Детство» включает два основных раздела. Раздел «Ориентация детей в образовательной об­ласти» включает объекты, о которых узнает ребенок, что помогает ему правильно ориентироваться в окружающем мире. Содержание раздела показывает воспитателю, как обогащаются детские представления и какие темы важно включить в образовательный процесс. Раздел «Организация опыта освоения образовательной области» раскрывает держание работы по развитию детской самостоятельности, формиро­ванию различных умений, эмоций и чувств дошкольников.

Программа «Детство» включает региональный компонент, выступа­ющий как основа для проектирования вариативной части программы. В ней представлены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с запросами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного развития дошкольников.

Программа «Истоки» (под ред. д-ра пед. наук, академика РАЕН Л. А. Парамоновой) подготовлена коллективом авторов — сотрудников НИИ им. А. В. Запорожца и отражает базовое содержание образования детей от рождения до 7 лет, обеспечивающее полноценное, разно­стороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего основным возможностям и требованиям общества. В основе программы лежит деятельностный подход к развитию ребенка и организации образова­тельного процесса (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн и др.), положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка, теория А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития средствами детских видов деятель­ности. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития. С опорой на возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в программе выделены: эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов: младенчества (от рождения до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет), и эпоха дошкольного детства, состоящая также из двух фаз: младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Задачи психолого-педагогической работы обеспечивают развитие ребенка в деятельности по четырем направлениям: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое, и представлены по всем возрастным группам, а содержание программы раскрыто в соответствии с психологическим возрастом. Психологи­ческий возраст не совпадает с хронологическим и связан с ведущим видом деятельности ребенка (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психологические процессы, развивается личность, возникают новые виды деятельности.

Общие условия реализации программы «Истоки» включают реко­мендации по организации жизни детей, планированию образовательного процесса, организации работы психолога, построению сотрудничества воспитателя с семьей и развивающей предметно-пространственной среды детства. Даны рекомендации к организации мониторинга про­межуточных и итоговых результатов освоения детьми основной обще­образовательной программы.

В приложениях представлены факультативные программы «Об­учение неродному языку», «Компьютер в детском саду», «Живой мир природы в городе и ребенок», предназначенные для учреждений, рабо­тающих в этих направлениях.

В программе «Истоки» каждый психологический возраст заверша­ется интегративными показателями развития детей, которые служат основанием для мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения программы. Кроме того, выделены базисные характеристики личности ребенка, к которым относятся компетентность (в плане соци­ального, интеллектуального и физического развития), эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка и свобода поведения.

Программа «Успех» создана под научным руководством д-ра псих, наук, академика РАО А. Г. Асмолова (руководитель авторского коллек­тива — канд. пед. наук Н. В. Федина). Данная программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы до­школьного образования для детей от 3 до 7 лет. Ее структура отличается от общепринятой и состоит из пяти разделов: «Возрастные особенности детей», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей», «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы», «Планируемые ре­зультаты освоения Программы» и «Основные понятия». Возрастная разбивка содержания представлена внутри первых четырех разделов.

В ходе освоения всех образовательных областей решаются еди­ные общеобразовательные задачи: развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения); освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей.

Реализация комплексно-тематического принципа построения обра­зовательного процесса осуществляется на основе примерного календаря праздников, тематика которых ориентирована на все направления раз­вития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребенка (доброта, друзья и пр.); окружающей природе (вода, земля, птицы и пр.); миру искусства и литературы (поэзия, детская книга, театр и пр.); тради­ционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и пр.); наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и пр.); событиям, формирующим чувство гражданственной принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и пр.). В связи с подготовкой к празднику определяются формы реализации содержания программы.

В приложениях к программе представлен материал, помогающий в оценке физического развития и состояния здоровья ребенка дошколь­ного возраста.

 

4.3. Преемственность дошкольного и начального образования

В чем заключается преемственность дошкольного и начального образования?

Дошкольное образование является первой ступенью образования. Цели и задачи дошкольного образования основаны на целевых ориентирах, определяемых государственной образовательной политикой. Это со­ставляет основу для установления преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содер­жания, форм и методов воспитания и обучения детей в детском саду и начальных классах.

Преемственность определяется как специфическая связь между разными этапами и ступенями развития, сущность которых состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон организа­ции целого как системы. Исходя из этого преемственность дошкольного и начального образования может быть определена как содержательная, двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направлен­ность педагогического процесса дошкольного учреждения на те тре­бования, которые будут предъявляться к детям в начальной школе, а с другой стороны — опору учителя начальной школы на достигнутые ребенком старшего дошкольного возраста физические, личностные и интеллектуальные качества.

Таким образом, начальная школа опирается на качества ребенка, достигнутые в старшем дошкольном возрасте, и одновременно спо­собствует развитию качественно новых особенностей и черт личности ребенка.

Что является основой преемственности дошкольного и начального образования?

Преемственность может быть рассмотрена по следующим направ­лениям:

— преемственность в содержании образовательного процесса;

— преемственность в методах и формах образовательного процесса, условиях воспитания детей в детском саду и начальной школе.

Как реализуется преемственность в содержании образовательного процесса?

Преемственность в содержании педагогического процесса основана на связи общеобразовательных программ дошкольного и начального образования. Это обусловлено единством философских (системно-деятельностный подход), психологических основ (ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка, теория поэтапного формирования ум­ственных действий и др.) и принципов отбора содержания образования на дошкольной и начальной ступени (научности, связи с жизнью и де­ятельностью ребенка, воспитывающей и развивающей направленности обучения и пр.).

Сравнение Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и Фе­деральные государственные образовательные стандарты начального об­разования указывает иа единство между образовательными областями образовательной программы дошкольного образования и предметными областями образовательной программы начального образования. На­пример, образовательная область «Коммуникация» ООП дошкольного образования направлена на решение следующих задач: развитие сво­бодного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и мо­нологической форм) в раз личных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Предметная область «Филология» ООП начального образования направлена на развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений детей, при этом определяются и новые, специфичные для данной ступени образования задачи.

Содержание образовательной области «Социализация» ООП до­школьного образования направлено на достижение целей освоения пер­воначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задачи: формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» ООП начального образования направлена на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, куль­туре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

Основное содержание знаний детей дошкольного возраста составля­ет широкий круг разнообразных представлений об окружающем мире и отдельные элементарные понятия. Это закладывает основу усвоения содержания начального образования. В начальной школе происходит дальнейшее расширение и углубление знаний детей из разных областей действительности, начинается осмысление знаний с теоретических позиций, формирование научных понятий. Происходит переход от ос­воения содержания образовательных областей программы дошкольного образования, в основе которых лежит освоение ребенком разных видов деятельности, к освоению предметных областей программы начального образования, в основе которых лежат основы наук.

Преемственность содержания прослеживается в направленности на реализацию единых задач воспитания детей: ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями много­национального народа России и народов других стран; формирование ценностных ориентации общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; развитие коммуникативных навы­ков, навыков самоорганизации; формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Основа реализации данных задач закладывается на ступени дошкольного об­разования и преемственно продолжается и углубляется в соответствии с возрастными возможностями детей младшего школьного возраста на ступени начального образования.

Как реализуется преемственность в методах и формах образовательного процесса?

Условием преемственности в методах обучения выступает единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного условия знаний и умений, умственных способностей детей, субъектной пози­ции в детских видах деятельности, творческой активности детей как на ступени дошкольного, так и на ступени начального образования. В старших группах детского сада широко используются игровые тех­нологии обучения, проблемно-поисковые методы, проектный метод. Это обеспечивает освоение детьми сложных форм взаимодействия со сверстниками и взрослым, составляет основу преемственности в методах и формах обучения.

На ступенях дошкольного и начального образования прослеживается единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведе­ния, отношений и представлений в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, организации творческих дел, посильного участия в социальных проектах и акциях, праздниках, экскурсиях, путешествиях.

Ведущей деятельностью, в рамках которой осуществляется образо­вательный процесс детского сада, является игровая. В начальной школе

образовательный процесс протекает в урочной и внеурочной формах с использованием игровых методов обучения и воспитания детей.

Урок в начальной школе и организованная образовательная деятель­ность в детском саду имеют ряд специфических особенностей. В старших группах детского сада появляются их некоторые общие черты. Так, в детском саду у детей формируются основы произвольного поведения в процессе решения учебных задач, готовность ко взаимодействию со сверстниками в решении задач умственной и практической деятель­ности, направленность на результативность деятельности, стремление в оценке и самооценке полученного результата.

Таким образом, преемственность дошкольного и начального об­разования обеспечивает непрерывное, целостное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

 

 

4.4. Перспективы развития системы дошкольного образования

В каких направлениях продолжается совершенствование системы дошкольного образования?

Направления совершенствования системы дошкольного образования следующие:

— обеспечение охраны и укрепления здоровья детей путем реализа­ции здоровьесберегающих технологий;

— совершенствование содержания и технологий дошкольного обра­зования в соответствии с требованиями современной образовательной политики, достижениями науки и практики;

— интеграция усилий членов педагогического коллектива, допол­нительных специалистов, родителей, общественных организаций по развитию и образованию детей;

— создание условий для наиболее полного развития детей с ограни­ченными возможностями здоровья;

— направленность дошкольного образования на усиление культуро­логической, экологической, развивающей составляющих;

— развитие социального партнерства дошкольных образовательных учреждений с учреждениями культуры;

— совершенствование способов сотрудничества с семьей в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

— обеспечение равных условий получения образования детьми дошкольного возраста независимо от материальной обеспеченности, социального статуса, места проживания семей.

Какие задачи развития системы дошкольного образования являются приоритетными на современном этапе?

Перспективы развития системы дошкольного образования определены приоритетами государственной образовательной политики и направле­ны на решение двух основополагающих задач:

— обеспечение доступности дошкольного образования;

— обеспечение качества дошкольного образования, равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечается, что актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся со­циальное неравенство. В связи с этим в программе определены приори­тетные задачи, направленные на модернизацию общего и дошкольного образования как института социального развития.

В качестве еще одной из нерешенных проблем остается задача разви­тия кадрового потенциала системы образования. На решение этой про­блемы направлены задачи создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Какие средства решения этих задач предложены в нормативно-правовых документах?

Модернизация общего и дошкольного образования как института соци­ального развития будет включать реализацию следующих мероприятий:

— распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей;

— развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультур­ной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате реализации мероприятий по достижению во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров образо­вательной инициативы «Наша новая школа» на всей территории Рос­сийской Федерации будут модернизированы муниципальные системы дошкольного образования за счет разработки и распространения:

— модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования;

— модели государственно-общественного управления образованием;

— модели оценки качества дошкольного, начального и среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного образования, технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...