Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительная к школе группа




Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка подготови­тельной группы к здоровью и жизни человека следующие:

— воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом;

— поддержка веры ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитание его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и по­ведения.

Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоро­вье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни следующие:

— дальнейшее обогащение и углубление целостных и системных представлений о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его;

— развитие представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; о правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном по­ведении в быту, на улице, на природе, в обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни следующие:

— развитие умений самообслуживания и самостоятельного осущест­вления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого), вымыть уши, причесать волосы и т. д.);

— дальнейшее развитие умения определять состояние своего здо­ровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, какой орган;

— дальнейшее закрепление культуры приема пищи;

— развитие умений самостоятельно выполнять бодрящую (после сна), дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

— развитие навыка выполнять правила безопасного поведения в под­вижных играх, в спортивном уголке группы;

— развитие умения правильного пользования опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и прочее (под присмотром взрослого); бытовыми электроприборами (магнитофон, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) с помощью взрослого;

— обучение умению обратиться за помощью к взрослому при ис­пользовании пожароопасных предметов;

— развитие умения одеваться в соответствии с погодой, не переох­лаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

— развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; проявлять осторожность при об­щении с незнакомыми животными;

— развитие умения соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

— развитие умения держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде, на солнце;

— развитие умения самостоятельно организовать совместную дея­тельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила без­опасного поведения;

— развитие умения действовать, осуществляя выбор стратегии пове­дения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.

Задачи по развитию готовности решать здоровьесберегающие задачи, задачи здорового образа жизни и безопасного поведения следующие:

— в области задач разумного поведения в непредвиденных ситу­ациях: развитие умения позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; слушаться указаний взрослого, выполнять инструкции; назвать домашний адрес, имена родителей и способы связи с ними (знать адрес и телефон); элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

— в области задач оказания элементарной медицинской, психологи­ческой самопомощи и помощи: развитие умения наблюдения за своим поведением и поведением других людей; сочувствия, сопереживания, поддержки, готовности пожалеть, успокоить; умения принимать помощь и сочувствие; объяснять ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий); оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к.взрослому за помощью); разрешать конфликты между детьми, стремиться не провоцировать их; привлечь внимание взрослого к сложной ситуации.

Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста — это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.

 

2.2. Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

В младшем и среднем дошкольном возрасте наиболее оптималь­ными технологиями воспитания культуры здоровья становятся: активное экспериментирование, дидактические игры на предметной и предметно-манипулятивной основе, сюжетные игровые ситуации проблемного характера, сюжетно-ролевая игра. В возрасте от 3 до 5 лет следует активно использовать фольклор и детскую литературу соответствующей тематики как возможность интеграции художест­венного слова и игры.

К таким интеграционным формам и приемам в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста можно отнести: инсцени­ровки реальных и сказочных ситуаций с помощью игрушек; чтение потешек, заигрышей, закличек, попевок, стихов; показ иллюстраций по теме; встречи с куклой-марионеткой, игрушкой-забавой; разыгрывание с помощью фланелеграфа сказок, игр-экспериментов; организация сю­жетных игр с помощью потешек, стихов; показ сюжетных иллюстраций по сказкам; организация игр-путешествий предметного характера; под­ражание сказочным персонажам; тематические беседы; использование серии сюжетных картинок по здоровому образу жизни; показ ряда последовательных действий с предметами с дальнейшим выполнением их детьми; самостоятельные игры с предметами; организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками; работа с альбомом сюжетных фотографий (фото детей группы).

Одним из видов современных игр, которые могут быть использова­ны в ходе воспитания культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, становятся игры-эксперименты и игры-пу­тешествия на предметной основе. Игры-эксперименты основаны на экспериментировании с предметом (предметами). Основное действие для ребенка в них — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и на­выков, навыков здорового образа жизни. Игры-путешествия заключа­ются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются тематические игры-этюды. Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с вос­питателем. С учетом возраста детей технология организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета или, если дети подготовлены, импровизировать фрагменты поведения героев.

К современным технологиям воспитания культуры здоровья до­школьников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение простейших проблемных ситуаций связано с действиями типа отгадывания и поиска, которые сопрово­ждаются словами педагога «найди» и «угадай». В возрасте от 3 до 5 лет проблемная ситуация часто выглядит как отгадывание простейших за­гадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте воспитатель использует цепочки ситуационных задач, усложняя для детей поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.

Наряду с технологиями проблемного воспитания и обучения в стар­шем дошкольном возрасте применяются технологии проектной деятель­ности дошкольников, коллекционирования, театрализованной инсце­нировки, литературно-игровой деятельности и технологии организации самостоятельной деятельности детей в освоении культуры здоровья.

Одной из популярных сегодня технологий воспитания культуры здоровья старших дошкольников становится проектирование, или метод проектов (сущность и преимущества его описаны.в модуле 1, главе 9 учебника). Его отличает практическое применение детьми име­ющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошколь­ников; интерес к деятельности, результативность которой можно про­демонстрировать публично, индивидуальная заинтересованность в нем.

Опыт работы показывает, что организация с детьми мини-проектов или продолжительных проектов крайне интересна современному ре­бенку и раскрывает его потенциальные разносторонние возможности на достаточно высоком уровне.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога: от транслятора готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставлен­ной или обнаруженной ими проблемы. Педагог помогает детям самосто­ятельно найти выход, открыть новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей, взрослых.

Таким образом, современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольников имеют несколько общих признаков: ориенти­рованность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать («Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», — писал Песталоцци), а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллек­тивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребенок чувствует себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки и поведение.

 

Глава 3. Основы воспитания безопасного повеления в дошкольном возрасте

 

3.1. Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте

 

Воспитание основ безопасного поведения в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребенка элементарных умений и навыков адек­ватного поведения в неожиданных и опасных для него и его здоровья ситуациях дома, в быту и на улице, в городском транспорте и на природе, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопа­сными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями. Учитывая, что поведение — это система взаимосвязанных действий субъекта с объектом или индивида с окружающей средой, которая управляется и непосредственно зависит от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания человека, следует расширить круг задач и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном детстве, включив в них развитие интереса ребенка к правилам безопасного пове­дения и становление правильного отношения к потенциально опасным объектам окружающей среды.

Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста:

— развитие интереса к правилам безопасного поведения и отношения к опасным для жизни и здоровья ситуациям;

— формирование первичных представлений об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.);

— формирование первичных представлений об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при пере­ходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой);

— формирование первичных представлений об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоемы).

Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста:

— развитие и углубление интереса к правилам безопасного поведения и осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям;

— формирование представлений о некоторых видах опасных ситуа­ций (бытовых, социальных, природных);

— формирование представлений о некоторых способах безопасного поведения в типичных опасных ситуациях (не включать кран с горячей водой в отсутствие взрослого, не играть вблизи включенной кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора рядом со взрослым, держа его за руку, и др.). в том числе в различных видах' детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-ху­дожественной, трудовой);

— приобщение к способам безопасного поведения в некоторых стан­дартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих предметов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и обучение следовать им при напоминании взрослого;

— развитие важнейшего умения (поведенческой реакции) обращать­ся за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации;

— формирование первичных представлений о некоторых источниках опасности из окружающего мира (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев).

Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста:

— углубление интереса к правилам безопасного поведения и станов­ление осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям, развитие умения оценивать ситуацию с точки зрения опасности и безопасности;

— расширение и уточнение представлений о некоторых видах опа­сных ситуаций (типичных и нетипичных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе;

— расширение и уточнение представлений о способах безопасного поведения в типичных и нетипичных опасных ситуациях, различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной);

— освоение детьми моделей безопасного поведения в некоторых типичных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и обраще­ния к ним в случае необходимости без напоминания взрослого;

— развитие поведенческих способов обращения за помощью к взро­слому в типичной и нетипичной опасной ситуации;

— расширение и уточнение представлений о некоторых источниках опасности из окружающего мира (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления: гроза, на­воднение, сильный ветер);

— расширение и уточнение представлений о некоторых видах опа­сных для мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, осушение рек и каналов, болот, вырубка деревьев, лесные пожары).

Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей на пороге школы (подготовительная к школе группа):

развитие устойчивого интереса к правилам безопасного поведения, осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям, развитие умения оценивать ситуацию с точки зрения опасности и безопасности;

— систематизация представлений о некоторых видах опасных си­туаций в быту, на улице, в природе; формирование ответственности за собственные действия, приводящие к опасным ситуациям для себя, других, окружающего мира;

— расширение и уточнение представлений о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях;

— развитие у детей осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги, не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колю­щие и режущие предметы), в различных видах детской деятельности; в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер службы спасения;

— расширение, уточнение и систематизация представлений о некото­рых видах опасных для мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары, осушение водоемов и др.);

— поддержание проявлений осмотрительности и осторожности в нетипичных и потенциально опасных ситуациях, желания помочь.

 

3.2. Современные технологии воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте

 

Каковы принципы проектирования технологий воспитания безопасного поведения дошкольников'?

Существующие технологические подходы в воспитании безопасного поведения у детей от 3 до 7 лет должны соответствовать следующим педагогическим принципам.

Принцип подражания. Непроизвольное или произвольное под­ражание является одним из проявлений активности ребенка, одним из ведущих механизмов освоения социокультурного опыта. В основе подражания лежит эмоциональный контакт со взрослым, так как дети стремятся подражать поведению привлекательного, значимого человека. Подражание способствует выработке стереотипов безопасного пове­дения, способов познания и освоения культуры (от репродуктивного к продуктивному подражанию), что позволяет успешно воспитывать самостоятельность у дошкольников.

Принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка. Важнейшим моментом в воспитании ребенка с раннего возраста яв­ляется характер реакций на его проявления значимых взрослых. Если ребенок постоянно чувствует поддержку, подкрепление его начинаний со стороны значимого другого, то это создает благоприятные условия для становления ценностной сферы, поведения, развития личностных качеств. На протяжении всего дошкольного детства ребенку важна оцен­ка его деятельности со стороны взрослого: при одобрении активность повышается, шире развертывается поисковая деятельность, устойчивей становятся интересы и открытость к взаимодействию, развивается до­верие к миру; негативная оценка тормозит, подавляет активность детей, провоцирует зависимый стиль поведения.

Принцип развития познавательных интересов и мотивов безопа­сного поведения. Интерес является особой формой проявления позна­вательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и способствующей ориентировке, озна­комлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Под влиянием познавательного интереса знания и понятия становятся более полными, яркими и образными, а мотивы деятельности и поведения устойчивыми. Обладая огромной побудитель­ной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию.

Воспитателю необходимо знать особенности детских интересов, удовлетворять их пытливость и потребность в постижении окружающей действительности, отвечать на вопросы и совместно с детьми искать выходы из проблемных ситуаций.

Особый смысл в воспитании безопасного поведения у дошкольников приобретают установки и мотивы. Установка является изначальной реакцией человека на ситуацию, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Она определяет устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, позволяет сохранить ее вектор и держаться избранной стратегии в изменяющихся условиях. Сфор­мированная установка на соблюдение правил безопасного поведения будет актуализироваться в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека. Воспитание безопасного поведения у дошкольников тесно связано с формированием мотивов, которые являются субъективно переживаемыми побуждениями к деятельности.

Принцип постепенного развития произвольности безопасного поведения. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в волевой сфере ребенка. У детей 6-7 лет наблюдается уме­ние действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели. У старшего дошкольника повышается самостоятельность в действиях, он начинает управлять своим поведе­нием, учится доводить начатое дело до конца, преодолевая различные препятствия. Его поведение определяется теперь не только непосредст­венно воспринимаемыми, но и представляемыми, мыслимыми обстоя­тельствами. В результате деятельность ребенка постепенно опосредуется и приобретает волевой характер. Волевым проявлениям предшествует упорядочивание, детских потребностей, нацеливание ребенка на дости­жение ценностей и принятие норм.

Принцип единства мотивационного, когнитивного и поведенче­ского компонентов в воспитании безопасного поведения. Воспита­ние — это всегда деликатный и долгий процесс, в котором нет мелочей, необходимо охватывать все сферы детского бытия. Очень важно под­держать в ребенке желание и интерес к безопасному существованию, мотивы в соблюдении правил безопасного поведения. Подобная ра­бота невозможна без развития и обогащения представлений и знаний детей о существующих опасностях, о безопасном поведении. Мотивы и представления позволяют ребенку накопить опыт положительных и отрицательных переживаний, что в свою очередь порождает у него потребность в их практической реализации, то есть в поступках и по­ведении, которые, выполняя функцию обратной связи, позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого поведения.

Принцип практикования в умениях и навыках безопасного пове­дения. Правила безопасного поведения невозможно осваивать только в игровой форме. Для этого требуется организация активной собствен­ной деятельности или практики для ребенка, в которой закладываются и совершенствуются умения и навыки безопасного поведения. Этот принцип влечет за собой изменение форм совместной деятельности воспитателя и детей, обновление методов воспитания безопасного поведения.

Каковы этапы воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте?

Современные технологии воспитания безопасного поведения в до­школьном возрасте подразумевают несколько технологических этапов, соблюдение которых позволяет получить эффективный педагогический результат. Определим эти этапы как алгоритм деятельности воспитателя в каждой возрастной группе и охарактеризуем каждый из них.

Первый этап — диагностический, который подразумевает изучение отношения ребенка к разнообразным опасностям, уровень их понимания и осмысления, уточнение представлений детей о правилах безопасного поведения, анализ личного опыта детей, на который может опереться педагог при проектировании процесса воспитания. Диагностика помо­гает уточнить задачи и направления воспитательной работы, индивиду­альные возможности каждого ребенка, характер взаимодействия с ним.

Второй этап подразумевает работу по расширению первоначалыьых представлений детей о правилах безопасного поведения, накопление необходимых знаний и умений посредством совместной деятельности воспитателя и ребенка. Наиболее подходящие для этого этапа формы воспитания — игровые проблемные ситуации, познавательные беседы с детьми, общение с представителями МЧС, служб, отвечающих за безопасность людей, разучивание рифмованных правил и отгадыва­ние загадок, рассматривание иллюстраций и дидактических картинок, дидактические игры, экспериментирование, виды художественной деятельности.

Третий этап направлен на закрепление детьми полученного опыта (приобретенных представлений и умений), его воспроизводство в под­ходящих ситуациях и выработку осознанного отношения к соблюдению правил безопасности. Совместная деятельность педагога и ребенка подразумевает чтение и обсуждение произведений художественной литературы, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, экскурсии, решение проблемных задач и ситуаций, проектную деятель­ность, экспериментирование, самостоятельную деятельность детей.

Принципиально важно на этом этапе обеспечить детям возможность практикования в безопасном поведении.

Четвертый этап связан с формированием и закреплением у детей чувства ответственности. Дошкольники принимают и усваивают предъявляемые к ним требования безопасного поведения в разных видах и формах совместной и самостоятельной деятельности, с вниманием относятся к их выполнению. Одним из основных приемов во взаимо­действии с детьми становится положительное подкрепление со стороны взрослого проявлений ответственности за свою и чужую безопасность, стремление предупредить, а если не получилось, правильно решить ситуацию, угрожающую здоровью и жизни.

Пятый этап работы развивает у детей чувство контроля и самокон­троля, поскольку освоение правил безопасного поведения во многом определяется этими качествами. Необходимо помочь ребенку овладеть умением вовремя и правильно сориентироваться в ситуации опасности. Каждый этап технологии воспитания безопасного поведения у до­школьников подразумевает активное сотрудничество с родителями. Без участия семьи, понимания родителями задач и смыслов работы образовательного учреждения по данному направлению, без единства требований к ребенку дома и в детском саду невозможно получить качественный результат.

Какие формы, методы, приемы и средства могут использоваться в воспитании безопасного поведения у дошкольников?

В перечисленных технологических этапах были приведены примеры различных форм, методов, приемов и средств воспитания безопасного поведения у дошкольников. Раскроем возможности некоторых из них подробнее.

Знакомство с правилами безопасного поведения педагог может осуществлять в ходе интегративиых занятий (непосредственно образовательной деятельности) с детьми. Проблема безопасного поведения находит отражение во всех образовательных областях, Так, например, образовательная область «Познание» позволяет освоить ребенку правила уличного движения, связанные с сигналами светофора, диф­ференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д.), учит детей пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т. д.). Активизирует интерес детей к задачам (логическим, задачам-шуткам и т. д.), в условии которых отражаются реальные (игровые и бытовые) ситуации, создает условия для их решения (на основе разнообразного дидактического материала). Кроме того, педагог знакомит с основными видами и характеристиками движения (направление, траектория, путь, скорость), причинами и способами их измерения. Для этого целесообразно совместно с детьми анализировать движение игрушек на колесах и без колес, движение предметов по раз­ным поверхностям (шершавая, рыхлая, вязкая, мокрая и т. д.), по воде, воздуху. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводится экспериментальное знакомство детей с правилами дорожного движения.

Реализуя цели и задачи образовательных областей «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы», педагог использует различные методы и приемы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения: рассматривание картин и иллюстраций, составление опи­сательных рассказов по картинам, составление рассказов из личного опыта, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию (образовательная область «Художественное творчество») целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», «Наш дом»,, «Загородный дом», «Наша речка/озеро» и т. п. Развитие любознательности и исследовательского интереса к правилам безопа­сного поведения основано на создании вариативных возможностей для практического моделирования с различными материалами, с этой целью в уголок или зону художественного творчества помещаются материалы и инструменты для аппликации (картон, цветная бумага, ножницы, клей и т. д.), бросовый материал (пустые коробки, катушки и т. д.), различные трафареты, обводки, печатки.

В рамках проектной деятельности дети могут создавать такие продукты совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, как «Энциклопедия безопасности», «Правила безопасного поведения в быту, на улице, на природе», «Азбука маленького пешехода», «Здрав­ствуй, светофор», «Здравствуй, друг — дорожный знак», «Я на улице», «Я в лесу», «Транспорт» и т. д.

Тема «Безопасность» предлагает ребенку многогранные сюжеты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (образовательная область «Социализация»). Любой традиционный сюжет детских игр («Доч­ки-матери», «Семья», «Магазин», «Путешествие», «Парикмахерская» и т. д.) включает в себя правила безопасного поведения и дает воспи­тателю возможность обсудить эти правила в условиях воображаемой деятельности взрослых, закрепить их в условной, но приближенной к реальности жизни.

В предметно-развивающей среде группы необходимо представить:

— настольно-печатные игры (лото, пазлы, домино, разрезные кар­тинки и т. д.), отвечающие тематике безопасности;

— наборы иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с пра­вильным и неправильным поведением на улице, в транспорте, дома, в детском саду, в лесу и у воды и т. д.;

— разнообразные конструкторы и строительный материал;

— атрибуты для сюжетно-ролевых игр, связанные с правилами без­опасного поведения;

— тематические аудио- и видеоматериалы (диски с мультфильмами, аудиозаписи: сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста);

— детскую художественную литературу в книжном уголке. Учитывая особенности субкультуры современного дошкольника,

а именно направленность на аудиовизуальное восприятие окружающей действительности, следует остановиться на использовании компью­терных и обучающих фильмов, роликов, клипов, мультфильмов, пре­зентаций, помогающих детям дошкольного возраста освоить правила безопасности.

Сочетание разнообразных форм, методов и приемов в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста позволяет воспи­тателю в интересной и увлекательной полидеятельности сформировать у ребенка потребность и опыт соблюдения правил безопасности в быту и на улице, в транспорте и на природе, в общении с незнакомыми людь­ми, в разных видах детской деятельности:, подготовить ребенка к встрече с неожиданными для него ситуациями.

 


Раздел 2

Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

 

 

Глава 4. Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

 

4.1. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

В чем особенности воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста?

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятель­ности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.

Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к куль­турным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного от­ношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

 

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Культура поведения — это широкое, многогранное понятие, раскрыва­ющее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе.

 

В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих общение и деятельность, и внутренних — ценностных ориентации, моральных и эстетических установок личности.

Культура поведения выступает как совокупность принятых в обще­стве устойчивых форм поведения в быту, общении, различных видах деятельности, определяемых соответствующими нормами и правилами.

Задача состоит в том, чтобы в дошкольном детстве заложить основы культуры поведения, сформировать устойчивые нравственные при­вычки культурного отношения ребенка к себе и окружающим людям.

Содержание понятия «культура поведения дошкольника» доста­точно объемно, в него входят бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности.

Бытовая культура включает гигиеническую культуру ребенка (вы­полнение культурно-гигиенических процедур), соблюдение правил здорового образа жизни, культуру обращения с предметами быта, иг­рушками, личными и общественными вещами.

Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С дошколь­ного возраста дети должны усвоить определенные правила культуры еды: принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами. Дети начинают понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки, смотреть на неопрятный внешний вид или ви­деть некультурное поведение за столом. К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы устойчивые привычки культуры бытового поведения.

В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста?

Культура общения раскрывает моральную и эстетическую характе­ристику коммуникативной деятельности человека. Она проявляется в умении организовать коммуникативную деятельность, в которой со­держание информации, поведенческие и речевые средства способствуют установлению нравственных взаимоотношений и взаимопонимания между коммуникантами. Культура общения строится на основе куль­турных ценностей, традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе. Знание норм культуры общения, принятых в том или ином обществе, государстве, регионе позволяет человеку быстрее найти по­нимание и поддержку в новой для него социальной среде.

Необходимость раннего формирования положительного опыта обще­ния детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...