Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики? 8 глава
В реальной практике принципы воспитания конкретизируются с учетом обстоятельств воспитательной деятельности. В этом проявляются творчество и педагогическое мастерство воспитателя. 7.4. Методы воспитания В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы воспитания являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагога и детей в решении задач воспитания. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод. В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличающихся по решаемым задачам, содержанию и механизмам реализации: — методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников; — методы осознания детьми опыта поведения и деятельности; — методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей. Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников. Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Она включает в себя приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы.
Приучение к положительным формам общественного поведения. Этот метод обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. В свое время В. Г. Белинский справедливо подчеркивал, что маленького ребенка надо не столько поучать, сколько приучать к правильным поступкам. Смысл приучения состоит в том, что детей в самых разных ситуациях систематически побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами). Приучение основано на подражании детей действиям воспитателя, повторяемости определенных форм поведения и постепенной выработке привычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: четкая организация жизни детей, соблюдение режима; наличие доступных, понятных дошкольникам правил поведения; единство требований, положительная поддержка и пример взрослых. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Упражнение в положительном поведении и поступках. Упражнение как метод воспитания представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм поведения в целях их закрепления в личном опыте детей. Конечная цель упражнения — сформировать общественно ценные навыки и привычки, создать у детей устойчивую основу поведения в соответствии с общественными культурными нормами. Использование метода упражнений предполагает ряд требований: — необходимо вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения. При этом чем старше ребенок, тем более следует опираться на осознание им значения и необходимости выполнения соответствующей формы поведения;
— сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки; — упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях; — постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте; — опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка. Педагог направляет активность дошкольников так, чтобы они в повседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступки, привыкали к нужной форме поведения. Сочетание приемов, обеспечивающих побуждение, приучение и систематическое упражнение детей в правильных действиях и поступках, способствует формированию у них положительного опыта общественного поведения. Воспитывающие (воспитательные) ситуации — это преднамеренно созданная педагогом обстановка или специально созданные педагогом жизненные обстоятельства, ставящие ребенка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Воспитывающие ситуации организуются педагогом в целях обогащения опыта поведения и деятельности дошкольников, побуждения осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества. В педагогике метод воспитывающих ситуаций является также одним из методов диагностики воспитанности дошкольников. Он позволяет решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств; 2) воспитывать эти качества. Воспитывающие ситуации обычно ставят детей перед выбором, как поступить в тех или иных обстоятельствах, какое решение предпочесть (например, оказать помощь другому или отказаться; подарить рисунок или оставить его себе и т. п.). Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-нравственного опыта носят проблемный характер, то есть всегда заключают в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, коллизию, в разрешении которой он принимает самое непосредственное участие. Задача воспитателя — заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения.
Воспитывающие ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочие помогают дошкольникам осваивать новые нормы и способы поведения, осознанно применять имеющийся поведенческий опыт. Ситуации включаются воспитателем в содержание занятий и в свободную деятельность детей. Все они неразрывно связываются с личным опытом детей, с развитием их самосознания и самооценки. Ситуационный подход широко используется в воспитательном процессе современного детского сада. Игровые ижизненные ситуации, в которых дети естественным путем, в увлекательной обстановке решают проблемы общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, выполняют значимую воспитательную роль. Личное участие дошкольников в организованных педагогом жизненных ситуациях общения и деятельности приводит к появлению новых социальных мотивов, обогащает ценным содержанием опыт нравственного поведения. Игровые методы воспитания. Применение игровых методов в воспитании дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Вся атмосфера современного детского сада насыщается разнообразными играми, игровыми ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях, используются педагогом для организации практики поведения и взаимоотношений со сверстниками, развития коммуникативных умений, социально-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности. Данная группа методов базируется на положении о единстве сознания и деятельности. Целевое назначение данных методов состоит в моральном просвещении детей, в формировании представлений о нравственных нормах и ценностях, способствует развитию адекватных социальных ориентации в культурном поведении, правилах общения и взаимоотношений. Эти методы помогают дошкольникам понять смысл моральных требований к поведению и отношению к окружающим людям, осмыслить и оценить свои поступки и поступки сверстников, получить представление о ценностях и нравственных качествах людей. В конечном итоге данная группа методов содействует переводу общественных целей и ценностей в личные мотивы деятельности и поведения детей.
В группу методов осознания детьми опыта поведения и деятельности входят рассказ воспитателя на моральную тему, разъяснение нравственных норм и требований, этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, семье, городе, стране). Главным инструментом данных методов является слово, которое чаще всего сочетается в дошкольном возрасте с наглядными методами развития сознания детей. Это рассматривание и последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально значимые темы. Инструментовка данных методов детально разработана в дошкольной педагогике и методике развития речи детей. Не останавливаясь на раскрытии каждого метода, подчеркнем общее, что их объединяет. Они должны привлечь внимание дошкольников к определенным поступкам и отношениям, помочь осознать и оценить их сущность, связать с личным опытом детей, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, проявлению культуры и уважения в отношениях с другими людьми (взрослыми и сверстниками, младшими детьми). Особое место в развитии сознания иопыта поведения дошкольников занимает пример как метод воспитания. Пример используется в качестве средства развития сознания и формирования определенного способа поведения ребенка для того, чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков. Влияние примера основывается на ярко выраженной подражательности как особенности детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольники часто копируют поведение близких взрослых, воспитателей в группе. Воспитательный эффект дают только положительные образцы поведения взрослых. Пример поведения воспитателя становится для дошкольников эталоном: они копируют его действия, манеры, речь.
Задача педагога — оказывать не только личный пример, но и привлекать внимание дошкольников к ярким примерам поведения людей, литературных и киногероев, к проявлению героизма, милосердия, смелости, доброты, справедливости, миролюбия. Отмечается более сильное, чем прежде, влияние массовой культуры на детскую субкультуру, что проявляется в виде особых поведенческих моделей, игровых сюжетов, объектов символизации, образцов для подражания дошкольников. К сожалению, современная детская субкультура содержит образцы поведения не только героев, но и антигероев, которым дети подражают. Воспитателям надо тактично, ярко и убедительно направлять внимание детей на достойные примеры для подражания, привлекая к этому иродителей дошкольников. Подражание — важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети всегда внимательны к действиям и словам взрослых. Все, что они постоянно наблюдают в поведении близких людей, становится частью их личного опыта. Поэтому в общении воспитателю необходимо доступно и выразительно показывать детям правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|