Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики? 8 глава




В реальной практике принципы воспитания конкретизируются с уче­том обстоятельств воспитательной деятельности. В этом проявляются творчество и педагогическое мастерство воспитателя.

7.4. Методы воспитания

В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.

 

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих спо­собов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

 

Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы воспитания являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагога и детей в решении задач воспи­тания. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличаю­щихся по решаемым задачам, содержанию и механизмам реализации:

— методы организации опыта поведения и деятельности дошколь­ников;

— методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;

— методы мотивации и стимулирования опыта поведения и дея­тельности детей.

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольни­ков. Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошколь­ников. Она включает в себя приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы.

Приучение к положительным формам общественного поведения. Этот метод обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. В свое время В. Г. Белинский справедливо подчеркивал, что маленького ребенка надо не столько поучать, сколько приучать к правильным поступкам. Смысл приучения состоит в том, что детей в самых разных ситуациях систематически побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здо­роваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами).

Приучение основано на подражании детей действиям воспитателя, повторяемости определенных форм поведения и постепенной выра­ботке привычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: четкая организация жизни детей, соблюдение режима; нали­чие доступных, понятных дошкольникам правил поведения; единство требований, положительная поддержка и пример взрослых. Метод приучения тесно связан с методом упражнения.

Упражнение в положительном поведении и поступках. Упражнение как метод воспитания представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм поведения в целях их закрепления в личном опыте детей. Конечная цель упражнения — сформировать общественно ценные навыки и привычки, создать у детей устойчивую основу поведения в соответствии с общественными культурными нормами.

Использование метода упражнений предполагает ряд требований:

— необходимо вызвать у детей интерес и положительный эмоцио­нальный настрой на выполнение нужного действия или формы пове­дения. При этом чем старше ребенок, тем более следует опираться на осознание им значения и необходимости выполнения соответствующей формы поведения;

— сочетать упражнения с показом детям правильного действия, осо­бенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;

— упражнять дошкольников в использовании нужной формы пове­дения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;

— постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;

— опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка.

Педагог направляет активность дошкольников так, чтобы они в по­вседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступ­ки, привыкали к нужной форме поведения.

Сочетание приемов, обеспечивающих побуждение, приучение и си­стематическое упражнение детей в правильных действиях и поступках, способствует формированию у них положительного опыта обществен­ного поведения.

Воспитывающие (воспитательные) ситуации — это преднамеренно созданная педагогом обстановка или специально созданные педагогом жизненные обстоятельства, ставящие ребенка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Воспитывающие ситу­ации организуются педагогом в целях обогащения опыта поведения и деятельности дошкольников, побуждения осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества.

В педагогике метод воспитывающих ситуаций является также одним из методов диагностики воспитанности дошкольников. Он позволяет решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств; 2) воспитывать эти качества.

Воспитывающие ситуации обычно ставят детей перед выбором, как поступить в тех или иных обстоятельствах, какое решение предпочесть (например, оказать помощь другому или отказаться; подарить рисунок или оставить его себе и т. п.).

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-нравственного опыта носят проблемный характер, то есть всегда заключают в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, коллизию, в разрешении которой он принимает самое непосредственное участие. Задача воспитателя — заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения.

Воспитывающие ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодейст­вия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочие помогают дошкольникам осваивать новые нормы и способы поведения, осознанно применять имеющийся поведенческий опыт. Си­туации включаются воспитателем в содержание занятий и в свободную деятельность детей. Все они неразрывно связываются с личным опытом детей, с развитием их самосознания и самооценки.

Ситуационный подход широко используется в воспитательном процессе современного детского сада. Игровые ижизненные ситуации, в которых дети естественным путем, в увлекательной обстановке решают проблемы общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, выполняют значимую воспитательную роль.

Личное участие дошкольников в организованных педагогом жиз­ненных ситуациях общения и деятельности приводит к появлению новых социальных мотивов, обогащает ценным содержанием опыт нравственного поведения.

Игровые методы воспитания. Применение игровых методов в вос­питании дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Вся атмосфера сов­ременного детского сада насыщается разнообразными играми, игровыми ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками.

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспро­изводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях, используются педагогом для организации практики поведе­ния и взаимоотношений со сверстниками, развития коммуникативных умений, социально-нравственных представлений детей дошкольного возраста.

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности. Данная группа методов базируется на положении о единстве сознания и дея­тельности. Целевое назначение данных методов состоит в моральном просвещении детей, в формировании представлений о нравственных нормах и ценностях, способствует развитию адекватных социальных ориентации в культурном поведении, правилах общения и взаимоот­ношений. Эти методы помогают дошкольникам понять смысл мораль­ных требований к поведению и отношению к окружающим людям, осмыслить и оценить свои поступки и поступки сверстников, получить представление о ценностях и нравственных качествах людей. В конеч­ном итоге данная группа методов содействует переводу общественных целей и ценностей в личные мотивы деятельности и поведения детей.

В группу методов осознания детьми опыта поведения и деятель­ности входят рассказ воспитателя на моральную тему, разъяснение нравственных норм и требований, этические беседы, чтение художе­ственной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, семье, городе, стране). Главным инструментом данных методов является слово, которое чаще всего сочетается в дошкольном возрасте с наглядными методами развития сознания детей. Это рассматривание и последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально значимые темы.

Инструментовка данных методов детально разработана в дошколь­ной педагогике и методике развития речи детей. Не останавливаясь на раскрытии каждого метода, подчеркнем общее, что их объединяет. Они должны привлечь внимание дошкольников к определенным поступкам и отношениям, помочь осознать и оценить их сущность, свя­зать с личным опытом детей, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, проявлению культуры и ува­жения в отношениях с другими людьми (взрослыми и сверстниками, младшими детьми).

Особое место в развитии сознания иопыта поведения дошкольников занимает пример как метод воспитания. Пример используется в качестве средства развития сознания и формирования определенного способа по­ведения ребенка для того, чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков. Влияние примера основывается на ярко выраженной подражательности как особенности детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольники часто копируют поведение близких взрослых, воспитателей в группе. Воспитательный эффект дают только положительные образцы поведе­ния взрослых. Пример поведения воспитателя становится для дошколь­ников эталоном: они копируют его действия, манеры, речь.

Задача педагога — оказывать не только личный пример, но и при­влекать внимание дошкольников к ярким примерам поведения людей, литературных и киногероев, к проявлению героизма, милосердия, сме­лости, доброты, справедливости, миролюбия. Отмечается более сильное, чем прежде, влияние массовой культуры на детскую субкультуру, что проявляется в виде особых поведенческих моделей, игровых сюжетов, объектов символизации, образцов для подражания дошкольников. К сожалению, современная детская субкультура содержит образцы поведения не только героев, но и антигероев, которым дети подра­жают. Воспитателям надо тактично, ярко и убедительно направлять внимание детей на достойные примеры для подражания, привлекая к этому иродителей дошкольников. Подражание — важнейший меха­низм формирования социального поведения. Маленькие дети всегда внимательны к действиям и словам взрослых. Все, что они постоянно наблюдают в поведении близких людей, становится частью их личного опыта. Поэтому в общении воспитателю необходимо доступно и выразительно показывать детям правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...