Классический логопедический массаж
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Предисловие........................................................................................... 4 ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА............................................................................................ 5 ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ............................................................... 6 1. Классический логопедический массаж.............................................. 6 2. Массаж по биологически активным точкам.................................... 10 3. Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова - Осипенко 12 ПАССИВНО-АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА........................................... 15 1. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.................................................................................................... 15 2. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы................ 15 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ..................... 20 1. Принцип комплексности...................................................................... 20 2. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка................. 23 3. Принцип дифференцированного подхода.......................................... 23 Приложение 1 Как изготовить Приложение 2 Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички -ёжика"................................ 26 Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)....... 30
Предисловие Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства. Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрий. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:
* коррекции речедвигательных нарушений; * улучшения гнозиса и динамического праксиса; * формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций; * развитии мелкой моторики руки; * коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм). Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов. В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены: Логопедический массаж. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся в несколько этапов. I этап, на котором решаются следующие задачи: 1) гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры; 2) активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;
3) формирование артикуляционных укладов; 4) формирование артикуляционных движений; 5) развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции); 6) проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов). II этап посвящен: 1) формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезий (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры); 2) выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость), 3) выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость); 3) развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений); 4) формированию мотивации деятельности и активных личностных установок. III этап направлен на: 1) улучшение динамического праксиса; 2) развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений); 3) коррекцию звукопроизношения; 4) формирование навыков целенаправленной деятельности. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В работе с детьми используют следующие виды массажа: 1. Классический. 2. По биологически активным точкам (БАТ). 3. С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко. Классический логопедический массаж Последовательность движений сверху вниз - ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу). Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц. Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные - седативные, поверхностные и быстрые - тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие). Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1. Таблица №1
Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастики мимической и артикуляционной мускулатуры. Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта. Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно: * в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением; * в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении; * с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз. Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|