Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В ней используются три основных комплекса упражнений: 1 - на отведение, противопоставление пальцев; 2 - на сопротивление; 3- на координацию. С первым комплексом упражнений можно познакомиться в книге "Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком" (авторы Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.). Каждое задание этого комплекса отрабатывается многократно в разных вариантах предъявления (в "пальчиковом бассейне", на столе, различных поверхностях - шероховатых и гладких, твердых и мягких и пр.). В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы,,или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений. Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов: 1. Комплексности. 2. Учета индивидуальных особенностей ребенка. 3. Принципа поэтапного формирования навыков. 4. Дифференцированного подхода в логопедической работе. Принцип комплексности Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл. № 3).
Таблица №3
Окончание табл. №3
Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).
С помощью сегментарного массажа шейно-плечевого отдела с элементами периостального массажа по системе Скворцова и мануальной терапии массажист (врач ЛФК) решает следующие задачи: * подавление влияния тонических рефлексов на голову и туловище; * устранение контрактур и блоков в плечевом поясе; * формирование представления о физиологическом движении в плечевом поясе; * укрепление мышц шейно-плечевого пояса. Эти мероприятия являются подготовительными для последующего осуществления логопедического массажа, дыхательной гимнастики. Важным условием второго направления является участие родителей в реализации обучающих программ, разработанных медико-педагогическим коллективом. Им оказывают не только психологическую поддержку, но и обучают их конкретным методам и приемам работы с детьми, например, упражнениям, направленным на развитие всех видов ощущений, пальчиковой гимнастике, мимической и артикуляционной гимнастике и др. Назначая ребенку массаж оральной мускулатуры, родителей обучают простейшим упражнениям с использованием мягкой зубной щетки, которая может стать прекрасным домашним массажером. Используя поглаживающие, поколачивающие, вибрационные движения щетиной и обратной гладкой стороной, мама активизирует щечные мышцы, круговую мышцу рта, продольные и поперечные мышцы языка. Рассматривая с ребенком картинки, изображающие различных персонажей сказок, она закрепляет полученные на занятиях с логопедом умения удерживать мимические и артикуляционные позы, осуществлять движения и др. Целью подобных практических занятий с родителями является реализация программы социальной адаптации семьи, а также сохранение непрерывности курса ЛЛФК по времени и нагрузкам.
2. Принцип учета индивидуальных При планировании комплекса персональных нагрузок реализуется принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с ним дети делятся на условные подгруппы: 1. Основная. 2. С ограничением нагрузок. 3. С противопоказаниями. Противопоказаниями к использованию логопедического массажа и ЛЛФК считаются обострения эписиндрома, аллергических реакций. В эту группу включены также дети с выраженным поведенческим негативизмом (в период их адаптации в учреждении). Ограничены нагрузки для соматически ослабленных детей, с судорожной готовностью в анамнезе, с эмоциональной лабильностью. Важно также учитывать особенности личностных нарушений каждого ребенка (отсутствие или наличие мотивации, уровень притязаний и самооценка, ведущая форма общения, наличие (отсутствие гипо- или гиперопеки). Данные о личностных нарушениях, отраженные в невролого-логопедическом обследовании, помогут специалистам правильно построить взаимоотношения с ребенком, формировать у него активные личностные установки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|