Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пассивно-активная гимнастика




1. Пассивно-активная гимнастика мимических
мышц и артикуляционного аппарата

Используя основные методы и приемы, разработанные Панченко И., в практику проведения гимнастики введены элементы фонетической ритмики, игровые приемы, позволяющие активизировать сохранные при псевдобульбарной, мозжечковой дизартриях непроизвольные движения, осуществлять их успешный перевод в произвольную форму. Оптимальными игровыми приемами являются:

а) "Веселые картинки", "В цирке", "Зоопарк" (использование предметных и ситуативных картинок, изображающих персонажей известных сказок и животных с характерными выражениями (мимические и артикуляционные позы).

б)"Расскажем сказку вместе" (комментированный показ мимических и артикуляционных движений, отражающих характер героев известных сказок).

2. Пассивно-активная гимнастика на
дистальные отделы

является важным разделом комплексной работы логопедической службы и ЛФК. На занятиях ЛФК массажист:

- создает предпосылки для осуществления движения: добивается снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, нормализует мышечный тонус, устраняет порочные положения кисти и пальцев;

- поэтапно формирует двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции, мелкую моторику).

Логопед, в свою очередь, включает формируемые умения в комплекс мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений:

- развивает двигательные кинестезии по следующим параметрам: точность, сила, устойчивость;

- работает над улучшением динамического праксиса;

- формирует комплекс двигательных, сенсорных и речевых функций в ходе выполнения упражнений.

Реализуя эти задачи на занятиях ЛЛФК, используют:

* элементы массажа по точкам для достижения экстензии и супинации кисти руки;

* вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн" (авторская разработка); резинки различной степени упругости; разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" (авторская разработка) и др.;

* пальчиковую гимнастику с элементами логоритмики.

"Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

"Разноцветные прищепки". Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Он был адаптирован и прошел успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65 с труппой детей 3,5 - 4 лет (15 человек) и 5-6 лет (13 человек). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атонически-астатическая форма ДЦП.

Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут:

1-3 дни - большой палец;

4-6 дни - большой и указательный пальцы;

7-9 дни - большой, указательный, средний пальцы.

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузки помогает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного торможения.

Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.

Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет ("Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?"). С их помощью у пятилетних детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные ("Сколько прищепок я посадила на пальчики? Какого цвета вторая прищепка? Сколько сняли (посадили)? Сколько всего стало?").

 
 

Логопедическая щетка "ежик"

 

Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки,

б) зубцами кнаружи.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

Разработана система занятий, направленных на последовательное решение следующих задач:

1. Коррекцию личностных нарушений (инактивности, негативизма) и трудностей адаптации:

- установление телесного контакта с ребенком,

- воздействие системой сенсорных стимулов с одновременным вызовом адекватных эмоциональных переживаний.

2. Формирование ритма движений.

3. Формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций (слоговой анализ слова и звуковой анализ слога на этом этапе не проводится).

4. Развитие фонематического слуха и слуховой памяти, ритмико-интонационной и слоговой структуры слов.

В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. В случае резкого ограничения подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия. На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к совместным действиям. Система упражнений представлена в приложении 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...