Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие существуют виды правил? 13 глава




1. Принятая система лидерства в детском саду, например привлече­ние руководителем дошкольного учреждения неформальных лидеров к решению конкретных управленческих задач: назначение руководите­лем проектной группы, делегирование на съезд работников дошколь­ного образования, передача полномочий руководителя при заседании педагогического совета и т. д.

2. Стили разрешения конфликтов, например все конфликты реша­ются в детском саду с применением стиля сотрудничества (когда участ­ники конфликта активно участвуют в его разрешении, отстаивают свои интересы и при этом стараются сотрудничать между собой, определить скрытые нужды и заботы каждого члена конфликта) или стиля компро­мисса (когда участники конфликта немного уступают в своих интересах для выработки единого, устраивающего всех решения).

3. Действующая система коммуникации в детском саду. Вспомните, что под коммуникацией чаще всего понимают общение людей, обмен информацией, идеями, мыслями. Рассматривая коммуникацию до­школьного учреждения, можно говорить как о внешней, так и о внутрен­ней коммуникации. Внешняя коммуникация позволяет эффективно взаимодействовать детскому саду с внешней средой: потребителями, конкурентами, социальными партнерами, поставщиками, удовлет­ворить информационные потребности дошкольного учреждения, наладить связи с органами управления дошкольным образованием, общественностью. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж детского сада. Внутренняя коммуникация по­могает оперативно проинформировать каждого члена педагогического коллектива о целях и задачах работы дошкольного учреждения, о на­правлениях его деятельности, осуществить согласованность действий разных групп педагогических работников: воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, обменяться педагогической' и управленческой документацией. Эффективность внутренней комму­никации напрямую зависит от технического обеспечения этого процес­са: наличия компьютеров, копировальной техники, мультимедийных устройств, сканеров, факсов, подключения к сети Интернет.

4. Положение индивида в организации. В дошкольном учреждении с высокой корпоративной культурой взаимодействия каждый сотрудник детского сада рассматривается как субъект, индивидуальность, как специалист, обладающий собственным уникальным опытом решения профессиональных задач, имеющий профессиональные и личностные потребности и интересы, обладающий определенными возможно­стями. Это способствует созданию комфортных условий трудовой деятельности и приводит к качественному выполнению педагогом своих профессиональных задач, стимулирует воспитателя повышать профессиональную компетентность.

5. Наличие в детском саду общепринятой и понятной корпоративной символики: лозунгов, ритуалов, традиций, организационных запретов. Например, ритуалов чествования победителей педагогических конкур­сов, посвящения в воспитатели, традиция проведения организацион­ных мероприятий (ежегодной научно-практической конференции по актуальной проблеме дошкольного образования, вызывающей интерес и активность у педагогов детского сада).

Таким образом, можно подвести некий итог: корпоративная культура взаимодействия в детском саду оказывает значимую помощь руководи­телю детского сада в организации сплоченной работы всего педагогиче­ского коллектива без жестких административных методов воздействия на педагогов. При этом на первое место выходят такие ценности специ­алиста, как его компетентность, творческая устремленность, готовность к внешней и внутренней образовательной конкуренции (соревнованию), к работе в команде, гордость за дошкольное учреждение. Кроме того, корпоративная культура способствует повышению имиджа детского сада, приобретению им положительной репутации. Как осуществляется работа над созданием корпоративной культуры в детском саду?

Стратегия формирования корпоративной культуры направлена на развитие умения педагогов работать в единой команде, согласовывать свои действия, грамотно разрешать конфликтные ситуации, а также на создание условий для профессионального успеха каждого члена педа­гогического коллектива.

С этой целью руководителю детского сада следует обратить внимание на следующие направления работы:

— проведение социальных, деловых игр, тренингов демократического поведения, тренингов управления конфликтом, позволяющих модели­ровать различные ситуации как межличностного, так и профессиональ­ного общения — подгруппового и коллективного, и способствующих выработке умений работать в единой команде;

— привлечение педагогического коллектива к созданию символики детского сада, атрибутики, логотипов, девизов, рекламных буклетов, а также создание сценариев различных корпоративных мероприятий с последующим их проведением;

— участие педагогов в проектировании системы корпоративных коммуникаций в детском саду: определение потоков педагогической информации, распределение ответственных за те или иные потоки информации, согласование единых отчетных документов и сроков их предоставления и т. д.;

— выпуск внутрикорпоративных изданий: газет, листовок, журналов (как в печатном, так и в электронном виде);

— организацию профессиональных конкурсов как средства форми­рования конкурентной среды;

— создание и продвижение сайта детского сада, который освещает его традиции, мероприятия, успехи;

— создание и утверждение кодекса корпоративного поведения, где отражаются этика общения педагогов, стиль взаимодействия, приемле­мый в этом учреждении, и т. д.;

— проектирование механизма взаимодействия детского сада с социальным окружением для формирования положительного имиджа

учреждения и обеспечения открытости его деятельности.

Корпоративная культура помогает воспитателям, специалистам, педагогам дополнительного образования осуществлять эффективное сотрудничество, качественно решать профессиональные задачи, стиму­лирует процессы саморазвития и самообразования каждого сотрудника детского сада. Для формирования корпоративной культуры руководи­телю дошкольного учреждения важно поощрять и прививать активные формы взаимодействия педагогов, обогащать их опыт позитивного решения конфликтных ситуаций, развивать умения согласовывать действия друг друга, осуществлять интерактивное взаимодействие с социальным окружением.

 

17.2. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с культурным пространством города

Современное дошкольное учреждение рассматривается как открытая социальная система. Это значит, что детский сад наделен правом уста­навливать взаимоотношения с любыми организациями, учреждениями, предприятиями, частными лицами, которые высказывают заинтересо­ванность в совместной работе и могут оказать помощь дошкольному учреждению в решении его основных задач.

Любой детский сад включен в единую инфраструктуру города, а значит, в непосредственной близости от него находятся другие учреждения, организации, предприятия, общественные объединения, которые потенциально могут быть заинтересованы в решении общих с детским садом образовательных задач. Такое социальное взаимо­действие рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей (Е. Е. Алексеева, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Нежнова, А. А. Майер, И. А. Хоменко). В последнее время появились новые термины, такие как «мультивзаимодействие», «полисубъектное взаимодействие» (А. А. Майер), что указывает на каче­ственно новый уровень профессиональных контактов между дошколь­ными учреждениями и музеями, библиотеками, театрами, спортивными и художественными школами.

Когда представитель социального окружения может стать социальным партнером детского сада?

Представитель социального окружения превращается в социального партнера дошкольного учреждения в том случае, когда у каждой стороны появляется потребность в сотрудничестве и четко обозначаются общие цели их взаимодействия. Итак, социальное партнерство в дошкольном образовании — это совместная коллективная распределенная деятель­ность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться:

— регулярно, если задачи, решаемые социальными партнерами, не имеют четких временных границ, а решаются постоянно (например, задача охраны жизни и укрепления здоровья детей — бессрочная за­дача; детский сад ее решает каждый учебный год, поэтому и детская поликлиника как социальный партнер в выделенном направлении взаимодействует с детским садом на регулярной основе);

— срочно, если детский сад заинтересован в социальном партнере на определенный срок (например, взаимодействие с кафедрой дошкольной педагогики педагогического вуза на период осуществления инноваци­онной деятельности дошкольного учреждения);

— ситуативно, на момент участия детского сада в специально плани­руемых в рамках социального партнерства акциях (например, взаимо­действие с выставочным центром для организации презентации детских работ на тему «Мир вокруг меня»).

Кто может быть социальным партнером детского сала?

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинте­ресованными лицами может иметь разные формы и уровни:

— партнерство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности (педагогические советы детских садов, объединения специалистов дошкольных учре­ждений по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения воспитателей из разных учреждений и т. д.);

— партнерство работников образовательного учреждения с пред­ставителями иных сфер (учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);

— партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и др.

Как осуществляется взаимодействие с социальным партнером?

Для наглядности действий давайте обратимся к табл. 8, где представлен механизм взаимодействия детского сада с социальным партнером.

 

Таблица 8. Механизм взаимодействия детского сада с социальным партнером

Наименование этапа Цель этапа Основные действия
1. Выбор пар­тнера Осущест­вить выбор социального партнера для решения организационной или педа­гогической проблемы Провести анализ социального окруже­ния детского сада; принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партне­ром; проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество; получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие; заклю­чить договор о сотрудничестве
2. Планирова­ние совмест­ных действий Разработать план совмест­ных действий, необходимых для решения выделенной организаци­онной или пе­дагогической проблемы Провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходи­мо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (на месяц, пол­года, год), содержание общения, на­иболее привлекательные для каждой стороны формы сотрудничества. Разработать план совместных дей­ствий по решению обозначенной проблемы. Согласовать разработанный план

 

Наименование этапа Цель этапа Основные действия
3. Реализация сотрудниче­ства Осуществле­ние взаимодей­ствия в рамках запланирован­ной совмест­ной работы Проведение запланированных меро­приятий, акций, иных форм сотруд­ничества; по необходимости внесение корректив в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или необходимости изменения сроков его проведения; осуществление необходимого взаи­модействия представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий
4. Анализ результативно­сти сотрудни­чества Определить результативность совмест­ной работы и степень разрешения обозначенной проблемы Проведение оценки результативности взаимодействия; определение силь­ных сторон сотрудничества и труд­ностей и проблем, возникающих в ходе совместной работы; совместное обсуждение полученных результатов; принятие решения о дальнейшем сотрудничестве
В случае принятия положительного решения детский сад совместно с со­циальным партнером продолжает взаимодействие, начиная осуществление совместных действий со второго этапа.

Для того чтобы наглядно представить особенности взаимодействия детского сада с социальными партнерами, рассмотрим особенности взаимодействия дошкольного учреждения с социокультурным про­странством города.

Взаимодействие с социальными партнерами в аспекте использо­вания социокультурных ресурсов города может выступать условием амплификации детского опыта, расширения познавательного круго­зора, использования уникальных ресурсов, средств и форм, приме­нение которых невозможно или осложнено в условиях дошкольного образовательного учреждения. Пространство города в данном аспекте рассматривается как «осваиваемая среда», насыщенная разнообразны­ми объектами (архитектурные ансамбли, музеи и театры, выставки, библиотеки и др.), интересными детям. Подлинные предметы — музей­ные экспонаты, необычное пространство — спроектированная на идеях развития визуальной культуры экспозиция, проявление ценностного отношения и интереса к предметам со стороны посетителей являются источниками ценных ярких впечатлений детей.

Взаимодействие детского сада и музея может осуществляться в не­скольких взаимовыгодных направлениях:

диагностическом (изучение особенностей становления художест­венной культуры, познавательной сферы современных детей);

исследовательском (поиск и апробация, интересных форм работы с детьми);

проектировочном (совместная разработка интересных программ, методических пособий);

просветительском (информирование педагогов и родителей);

образовательном (за счет создания единой образовательной среды).

Существующие технологии и программы, ориентированные на вза­имодействие с социальными партнерами (образовательными учрежде­ниями и учреждениями культуры), имеют разную глубину, механизм и целевую направленность.

Условно можно выделить:

— технологии и программы развития и образования дошкольников в условиях социокультурных учреждений (музея, театра, выставки,, галереи, библиотеки, театра), включающие серии экскурсий, занятий, музейных праздников, абонементы, кружки, мастерские и дополняющие основное программное содержание, Педагоги образовательных учреждений могут использовать или рекомендовать родителям пред­лагаемые музейными сотрудниками формы для решения конкретных целей образования и развития (рекомендации к посещению, знакомство родителей с тематикой данных форм, опора на приобретенный детский опыт в образовательном процессе). Данное взаимодействие сводится к изучению предлагаемых музейных форм работы;

— технологии посещения музея педагогом и детьми, в рамках ко­торых сам воспитатель или учитель проводит экскурсию или занятие в условиях музея (выставки), решая основные (не дополнительные) про­граммные задачи, по используя музейные ресурсы. Такое направление популярно в Германии, Польше и других странах. Данное сотрудниче­ство проявляется в консультировании педагогов музейными сотрудни­ками, предоставлении достоверной и полной информации, повышении квалификации. «Музейные уроки и занятия» носят точечный характер;

— технологии и программы, ориентированные на содержательно-целевое взаимодействие учреждений культуры и образовательного уч­реждения, предполагающие проектирование единого образовательного процесса, преемственно осуществляемого в музейном пространстве и образовательном учреждении. Результатом такого сотрудничества является совместно разработанные программы «Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова), программы музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» (Б. А. Столяров), «Воспитание культурой» (Н. Б. Кутыша), «Кругозор» (Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов, А. А. Соколова), разработки Российского этнографического музея (О. А. Ботякова).

Многие музеи, библиотеки, театры ведут успешную целенаправлен­ную работу с образовательными учреждениями, предлагают широкий спектр форм работы с детской аудиторией, инициируют работу с учеб­ными заведениями: дают консультации, рекламные выезды, конферен­ции, стажировки и курсы для педагогов. Интересным является опыт культуроориентированных мероприятий, потенциально дополняющих образовательный процесс. Например, принятый в ряде городов Фе­стиваль музейных программ, в рамках которого детям предлагается посетить ряд учреждений (музеев, зоопарка, библиотек и др.), согласно единой тематической линии (цветные маршруты с разными темами «Время и детали», «Фантастические животные» и т. п.), используя так называемые листы активности — путеводители с интересными заданиями. За прохождения «маршрута» детям выдаются грамоты и символические призы.

Одним из не менее важных направлений является проведение совместными усилиями учреждений образования и культуры твор­ческих конкурсов. Разработка арт-терапевтических программ также осуществляется этими учреждениями совместно и обладает не меньшей полезностью (коррекция девиантного поведения и развитие средствами театра, изобразительного искусства, музыки, пластики, художественной деятельности: рисования, музицирования и т. п.).

 

17.3. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой

Проблема формирования готовности детей к школе, актуальная на про­тяжении многих лет, определяет необходимость определения преемст­венности в развитии и воспитании детей, объективной оценки детских достижений и проектировании единого и образовательного процесса, обеспечивающего безболезненный переход детей от дошкольной сту­пени к последующей ступени образования.

В рамках данной проблемы важным является взаимодействие с соци­альным партнером — школой (Т. И. Бабаева, Н. И. Гуткина, Л. А. Венгер). Это позволяет детскому саду и школе ориентироваться в норма­тивах и требованиях, предъявляемых государством к дошкольному и начальному образованию в Российской Федерации, рациональнее и эффективнее проектировать и реализовывать работу по преемствен­ности данных типов образовательных учреждений.

Как осуществляется взаимодействие детского сада и школы?

Взаимодействие может осуществляться в нескольких направлениях.

1. Разработка совместных программ, материалов, пособий в рамках учебно-методического объединения, сетевого проекта (например, в рам­ках исследовательской темы в творческой группе районной методиче­ской службы, обмена опытом реализации преемственной программы «Школа-2010» и т. п.).

2. Осуществление мониторинга развития и воспитания детей, осу­ществляемое совместными усилиями воспитателей и учителей (с этими целями учителя могут посетить несколько раз детский сад, наблюдать занятия и игры детей, беседовать с детьми и родителями).

3. Проведение консультативной работы (педагогов, родителей) в форме выездов и выступлений на родительских собраниях в детском саду.

4. Оказание дополнительных услуг (проведение курсов, кружковой работы на базе детского сада или школы с целью подготовки к школе, эстетического, когнитивного развития детей).

5. Помощь в процессе подготовки детей к школе, формирование мотивационной готовности в форме экскурсий по школе, виртуальной или реальной переписки с будущими первоклассниками, игровых за­даний детям, участия первоклассников в мероприятиях в детском саду.

6. Проведение совместных мероприятий (концертов, праздников, дней здоровья, выставок, социальных акций).

Школа является важным социальным партнером любого детского сада. Такое сотрудничество создает непрерывность образования ребенка на дошкольной и начальной ступенях образования, нивелирует дубли­рование действий воспитателей и учителей, позволяет организовать качественную подготовку ребенка к обучению в школе.

 

Глава 18. Проектирование взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

 

18.1 Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста

В современной дошкольной педагогике семья рассматривается как ос­новной фактор, определяющий личность ребенка дошкольного возраста. В семье под влиянием любящих взрослых закладываются основы всех сторон развития дошкольника. Именно семья способствует в первую очередь сохранению и укреплению здоровья ребенка и его физической формы, определяет успешность интеллектуально-речевого развития и детской любознательности, помогает раскрыться способностям до­школьника и формирует художественные вкусы.

Особую роль семья, родственники играют в социализации ребенка. Именно родителям в первую очередь хочет подражать ребенок, он разде­ляет и сохраняет их взгляды, установки, интересы, образцы поведения, приобщается к семейным традициям.

При полноценном общении с близкими в семье у ребенка пробужда­ются активность, инициативность, открытость по отношению к другим людям. Необходимо помнить, что у дошкольника любая социальная потребность прямо или косвенно преобразуется в потребность в обще­нии с родителями, их любви, внимании, принятии.

Каковы особенности воспитания ребенка дошкольного возраста в семье?

Воспитание дошкольников в семье имеет ряд особенностей, о которых важно помнить педагогу дошкольного учреждения.

Семейное воспитание носит эмоционально-личностный характер. Оно изначально строится на безусловной любви родителей к ребенку и ребенка к родителям. Кроме того, именно в семье воспитание носит индивидуальный характер не только по своим формам, но и по содер­жанию. Даже если в семье несколько детей, воспитательное воздействие родителей всегда ориентировано на конкретного ребенка, сына или дочь, с присущими ему особыми достоинствами и недостатками.

В отличие от педагогического процесса в образовательном учрежде­нии, воспитание в семье происходит в ходе организации повседневной жизни — совместных дел, игр, разговоров близких с ребенком. Можно сказать, что ребенка дома воспитывает весь уклад жизни семьи, в нем так или иначе участвуют все близкие люди, окружающие ребенка, — родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Каковы факторы семейного воспитания?

Определяя воспитательный потенциал семьи, исследователи определя­ют такие его важнейшие составляющие, как характер внутрисемейных взаимоотношений, семейное общение, культура семьи и семейные традиции.

Решающим фактором семейного воспитания являются внутрисе­мейные взаимоотношения — родных с ребенком и членов семьи между собой. Открытые, доверительные отношения, построенные на принятии значимости потребностей каждого из членов семьи, поддержки его достижений и помощи в преодолении трудностей определяют опти­мальный характер семейного воспитания.

Общение с родителями и близкими играет особую роль в семейном воспитании ребенка-дошкольника, в развитии его личности. Иссле­дования психологов показывают, что опыт общения, приобретенный дошкольником в семье, в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с другими людьми в последующей жизни (М. И. Ли­сина, Т. А. Репина, Ю. П. Азаров). Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к самопознанию, развивает представления о себе, своих возможностях, помогает ему устанавливать связи между своим прошлым, настоящим и будущим.

Особое значение общение с близкими имеет для ребенка раннего и дошкольного возраста. Психологи отмечают, что в период от 4 ме­сяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми ребенок нуждается в постоянном и эмоционально-личностном контакте с од­ним человеком (мамой, бабушкой). Прекращение такого контакта на продолжительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей.

Наряду с характером семейных отношений и особенностями внутри­семейного общения огромное влияние на развитие личности ребенка оказывают культура семьи, ее традиции. Сегодня возрождение семейных традиций и приобщение к ним дошкольников в первую очередь зависит от позиции родителей, их заинтересованности и умения приобщать к семейным традициям детей.

Однако наряду со всем многообразием факторов целенаправленное, осознанное педагогическое воздействие родителей на ребенка-дошколь­ника определяется выбираемыми ими методами семейного воспитания.

Как воспитывать ребенка в семье?

Методы семейного воспитания — это способы взаимодействия родите­лей с детьми, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. На выбор родителями методов семейного воспитания влияет множество факторов: личностные особенности родителей, их сознательные и бес­сознательные установки касательно эффективности отдельных методов воспитания, особенности взаимоотношений взрослого с ребенком, педагогическая культура родителей и др.

В семейном воспитании дошкольников используются такие методы, как личный пример родителей, объяснение, беседа, убеждение; требова­ние, контроль; приучение, упражнение; поощрение, наказание. Особое место в методике семейного воспитания занимает игровой подход как условие успешного применения различных методов.

Действенность личного примера как метода воспитания объясня­ется такой возрастной поведенческой особенностью дошкольников, как подражательность. Они с удовольствием копируют манеру говорить, стиль общения, привычки старших. Таким образом дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружа­ющему. Со временем образ жизни семьи становится и образцом для подражания взрослеющих детей. Однако личный пример становится действенным методом семейного воспитания, если ребенок почувст­вует необходимость следования ему и если попадет в условия этой необходимости.

Можно выделить следующие условия педагогически грамотного применения методов семейного воспитания:

— соответствие содержания методов возрасту и индивидуальным особенностям ребенка;

— выбор методов воспитания на основе уважения взрослыми лич­ности дошкольника;

— согласованность методов воспитания, используемых разными членами семьи;

— сочетание разнообразных методов воспитания.

 

18.2. Технологии проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

В современных исследованиях, документах по проблемам дошкольного образования подчеркивается особое значение семейного воспитания в развитии ребенка. Новая философия взаимодействия семьи и до­школьного учреждения строится на основе идеи о том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Все остальные воспитательные институты — дошкольные учреждения, школы, дома творчества, музыкальные школы — должны дополнить, поддержать, направить их воспитательную деятельность (Т. А. Куликова).

Такая философия требует и иных линий отношений семьи и до­школьного учреждения, которые чаще всего определяются как вза­имодействие и сотрудничество. Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой — добиться взаимопонимания и со­трудничества. Многие авторы в качестве результата такого взаимодей­ствия выделяют особые взаимоотношения между педагогами и родите­лями, характеризующиеся общей заинтересованностью, готовностью к контактам, доверительностью, взаимоуважением (Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева). Важно отметить, что в процессе взаимодействия и педагоги, и родители занимают субъектную позицию — стремятся к совместной деятельности по воспитанию дошкольников, разрешению возникающих трудностей, проявляют активность, инициативу.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи направлено на совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духов­ное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В чем трудности взаимодействия детского сада и семьи? Если в теории признается необходимость взаимодействия между педаго­гами и родителями, то в практике дошкольного образования существует целый ряд препятствий.

Первая группа трудностей связана с тем, что у современных роди­телей немало социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны семейного воспитания, отвлекают их от задач развития детей, взаимодействия с образовательными учре­ждениями.

Психолога, социологи выделяют следующие проблемы современной семьи:

— изменение взаимоотношений в семьях, от традиционного патриар­хального, или детоцентристского, к либеральному, или партнерскому, типу взаимоотношений, но чаще — формальному;

— тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориен­тированы;

— острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблаго­получия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов.

Эти трудности семьи усугубляются личностными проблемами современных родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, возникающим чувством одиночества, отсутст­вия понимания, ростом чувства вины перед детьми, своей несосто­ятельности, беспомощности (В. В. Дружинин, Л, Г. Петряевская, Н. Ю. Синягина).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...