Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая готовность и социальная компетентность учащихся




Введение.

Мы являемся выпускниками 11 класса и сдача ЕГЭ является для нас актуальной реальностью. Логично предположить, что потребность собрать наибольший объем информации о процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ, а также о том, как эффективнее подготовиться и успешно его сдать, является для нас необходимостью. Для достоверности исследовательской работы мы решили провести анкетирование учащихся выпускного класса. Наше благополучие и уверенность в собственных силах, а так же в своих знаниях пошатнулись, в тот момент, когда мы обрабатывали результаты обследования и делали соответствующие выводы. Выявленные проблемы мотивировали нас действовать: более детально ознакомиться с теоретическим материалом о процедуре проведения ЕГЭ, проанализировать отзывы по данному вопросу участников образовательного процесса нашего учреждения.

Исходя из выше сказанного, мы как исследователи стали решать актуальную для нас проблему: «Как уверенность в себе может повлиять на результаты сдачи ЕГЭ? И что делать, чтобы её повысить?»

Под психологической готовностью мы подразумеваем сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.

           В основе структуры готовности к ЕГЭ лежит анализ трудностей, с которыми сталкиваются ученики при сдаче экзаменов. В зависимости от причины возникновения выделяют три группы трудностей: когнитивные, личностные и процессуальные.

-Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой ЕГЭ, навыки работы с тестами.

-Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей выстроить стратегию деятельности на экзамене. Владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием.

-Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности и наличие познавательной мотивации.

В первую очередь, нам стало интересно, какие же виды трудностей испытывают наши респонденты?

Данное исследование проводилось в МБОУ СОШ №108 города Трехгорного. Наша работа, как исследователей, проходила в эмоционально благополучной атмосфере. Кроме того, вызвала заинтересованность у наших респондентов.

Теоретическая основа исследования

ЕГЭ как государственная форма аттестации выпускников

Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который совмещает государственную (итоговую) аттестацию выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и вступительные испытания для поступления в вузы.

Результаты ЕГЭ признают общеобразовательные учреждения в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации; вузы и ссузы, участвующие в ЕГЭ, в качестве результатов вступительных испытаний на специальности, выделенные под ЕГЭ.

ЕГЭ проводится в мае-июне для выпускников 11(12) классов общеобразовательных учреждений, освоивших общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования независимо от формы получения образования.

В июле проводятся вступительные испытания по форме и материалам ЕГЭ для абитуриентов субъектов РФ при приеме в вузы, ссузы.

По результатам ЕГЭ выдаются свидетельства с баллами по всем общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ. ВУЗы субъектов РФ обязаны принимать свидетельства ЕГЭ.

Выпускник школы получает аттестат о среднем (полном) общем образовании с традиционными отметками по 5-балльной шкале и свидетельство о результатах ЕГЭ по 100-балльной шкале.

Сроки проведения ЕГЭ установлены в соответствии с нормативными положениями, предусмотренными для традиционной формы: в июне – для выпускников школ, в июле – для поступающих в ВУЗы. Ежегодно приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки устанавливаются единые конкретные сроки проведения ЕГЭ для всех территорий Российской Федерации. Пропустившие ЕГЭ по данному предмету по уважительной причине имеют возможность сдать его в дополнительные сроки (резервные дни) до окончания общей сессии.

Участниками ЕГЭ необходимо считать всех, кто включен в разработку, проведение и участие в ЕГЭ (от департамента образования до образовательного учреждения).

Психологическая готовность и социальная компетентность учащихся

На современном этапе проведения единого государственного экзамена как стандартизированной процедуры оценки учебных достижений актуальной проблемой является психолого-педагогическая подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая и организаторов, и педагогов, и учеников, и их родителей.

Психолого-педагогическая подготовка - комплексное понятие, включающее в себя: психологическую и педагогическую готовность (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностную готовность (опыт, особенности личности, необходимые для процедуры ЕГЭ).

Слово ''готовность'' имеет два значения: ''согласие сделать что-нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов).

Готовность может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.

Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человека такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.

Можно выделить следующие критерии определения готовности: формирование ЗУН, необходимых для обучения; личная готовность, интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность; коммуникативная готовность.

По мнению А.В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств ''… психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.''

Показателем готовности может быть: обучаемость как общая ''восприимчивость к знаниям'' (Б.Г. Ананьев), как ''восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности'' (Н.А. Менчинская), как ''общий темп продвижения учащихся'' (З.И. Калмыкова), как способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение и аналогичного задания'' (Л.С. Выготский).

Личностную готовность связывают со сменой ведущего типа деятельности. Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, к становлению внутренней позиции учащегося, что является, по мнению Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых, одной из основных составляющих личностной готовности к обучению.

Эмоционально-волевая готовность к единому государственному экзамену включает наличие уверенности учащегося в том, что он справится с заданием; умения управлять своим состоянием, т.е. владеть собой; умения концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь и т. д.

Коммуникативная готовность включает в себя такие показатели как организованность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность в принятии решения.

Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.

Исходя из выше сказанного, можно выделить основные показатели психолого-педагогической готовности к единому государственному экзамену: многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи; степень целесообразности в действиях; оптимальность использования средств обучения и воспитания; способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками; степень овладения исследовательскими умениями и навыками; речевое развитие учащихся; организаторские и коммуникативные способности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...