Особенности уверенности в себе у подростков.
В условиях постоянной борьбы и конкуренции за право быть увиденным, услышанным, проявить свои способности, занять выгодное положение в обществе, все больше актуализируется проблема уверенности в себе. Уверенность выступает как важный фактор самореализации человека и представляет собой одно из наиболее значимых основных свойств личности, которое формируется в детстве. В старшем же школьном возрасте, когда ведущей деятельностью выступает учебно-профессиональная, уверенность в себе получает большое значение, так как в это время происходит раскрытие потенциала человека и последующее определение его места в жизни. В период подросткового возраста уверенность в себе играет важную роль, необходимую как в личностном общении, так и в учебной деятельности. Подростковый возраст является одним из самых важных периодов социализации и становления личности человека, он характеризуется дисгармоничностью и противоречивостью развития. В этот период интенсивно продолжает формироваться самосознание, которое делает подростков восприимчивыми к критике окружающих, эмоционально невыдержанными и неуверенными в себе. Самосознание представляет собой глубокое психическое образование, значимым компонентом которого выступает самоотношение, активно формируемое в подростковом возрасте: развивается собственная самостоятельная система образцов самооценивания, все более совершенствуются навыки познания своего внутреннего мира. В структуре самоотношения выделяют уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, гордости. Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием представлений о себе, ожидает, что отношение окружающих является идентичным ее представлениям. Уверенность в себе выступает залогом развития здоровой и полноценной личности. Чтобы дать характеристику «уверенности в себе», необходимо проанализировать основные подходы к определению данного феномена. В настоящее время, несмотря на достаточный запас исследовательских работ по проблеме уверенности в себе и внушительной психологической практики по ее терапии и профилактике, общепринятой и однозначной формулировки уверенности в себе нет. Ученые считают, что в текущем положении проблемы исследования недостаточно данных, чтобы сформулировать точное определение уверенности. Феномен уверенности в себе появился в конце 19 века. Он рассматривался в работах зарубежных и отечественных авторов в рамках различных подходов. С точки зрения этих подходов уверенность в себе анализируется как: возможность человека предъявлять запросы и требования во взаимодействии с социальным окружением (R. Ullrich, R. Ullrich); состояние индивидуума, которое участвует в процессе принятия им решения (И. В. Вайнер, М. Bjorkman, М. Usher); уверенность человека в достижении им успеха (R. Anthony); единое образование, которое включает в себя регуляторно-динамическую и мотивационно-смысловую подсистемы (З. В. Бойко); целостная характеристика человека, компонентами которой являются личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (В. Г. Ромек, И. Л. Зиновьева, О. В. Соловьева). В психологическом словаре Р. С. Немова уверенность это — «психологическое состояние человека, характеризующееся верой в свои силы и возможности». А в словаре И. М. Кондакова, В. К. Мульдарова это «готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи». С точки зрения социальной психологии уверенность в себе истолкована как «переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам». В психолого-педагогическом словаре термин представлен сразу в нескольких трактовках: «чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях»; «положительное свойство личности, формируемое в процессе профессионального обучения и воспитания». Многие исследователи трактуют термин «уверенность в себе» совершенно по-разному. В работах А. С. Прангишвили уверенность — это «установка»; у М. Н. Володарской — «интеллектуальное состояние»; для Н. И. Наенко это «уровень напряжения»; Б. Б. Коссов считает, что уверенность — это «стратегия собственных действий в интеллектуальных играх»; Ф. И. Иващенко представляет уверенность как «особенность нервной системы». Самым общеупотребительным определением уверенности в себе стало определение Рюдигера и Риты Ульрих. Уверенность в себе они обозначили как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Помимо этого, к уверенности имеет отношение способность позволять себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), рисковать их проявлять (социальный страх и заторможенность) и владение навыками их осуществления (социальные навыки). В зарубежных источниках появление феномена уверенности в себе связано с решением задач психологической коррекции и психотерапии. Психологи стремились установить причины неуверенности в себе и найти способы ее коррекции. Одним из первых, занявшимся этой проблемой, был Андре Сальтер, главный врач крупной клиники неврозов в Америке. Сальтер предполагал, что причина неуверенности кроется в доминировании процессов торможения над процессами возбуждения. Это приводит к развитию «тормозной» личности, которая не способна к открытому и самопроизвольному выражению своих потребностей, чувств и желаний. На основе своих исследований Сальтер выделил несколько признаков, характерных для здоровой и уверенной в себе личности: откровенное и спонтанное выражение в речи всех испытываемых чувств; экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи; умение противостоять и атаковать; необходимость чаще использовать местоимение «Я«; отсутствие склонности к самоуничижению и недооценке своих сил и качеств; способность к импровизации. Одним из последователей Сальтера был Д. Вольпе, который сделал вывод, что причиной неуверенности в себе является социальный страх, проявляющийся у человека в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Появившись однажды, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх лежит в основе неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще сильнее подкрепляют страх. Следовательно, страх и вызванное им поведение запоминается, закрепляется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на похожие социальные ситуации. В более поздних психологических исследованиях уверенности в себе А. Лазарус отметил, что уверенность в себе носит модальный характер. С его позиции, уверенность представляет собой способность индивида предъявлять требования и добиваться их удовлетворения. Чтобы это было возможным, необходимо допускать себе иметь эти требования, решиться их предъявлять во взаимодействии с другими людьми и владеть для этого соответствующими навыками. С точки зрения Лазаруса «соответствующими» навыками выступают: умение свободно говорить о своих желаниях и требованиях; умение сказать «нет»; умение прямо выражать позитивные и негативные чувства; умение налаживать контакты, начинать и заканчивать разговор. С точки зрения когнитивного компонента, М. Селигман в своей теории беспомощности свел неуверенность к пессимизму и беспомощности в плоскости поведения. А. А. Бандура пришел к выводу, что причиной неуверенности может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Таким образом, к началу 70-х годов 20-го века сложилось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, которая включает в себя определенные эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты. Уверенность в себе подростков включает в себя: высокий уровень самооценки; активное поведение; способность выражать свои чувства, желания и потребности; самостоятельность и независимость в принятии ответственных решений; отсутствие социальных страхов; способность сказать «нет»; умение устанавливать контакты.
Формирование подростковой уверенности должно включать 4 компонента: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Развитие личностного компонента уверенности представляет собой работу над повышением уровня самооценки и самоуважения подростков, развитием навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать свои недостатки и достоинства, свои сильные и слабые стороны характера, формированием положительных установок по отношению к себе и к окружающим. Также важным является развитие когнитивного компонента. Сюда входит усиление чувства своей эффективности, укрепление веры в свои возможности и в себя, способность ставить перед собой разумные цели и добиваться их достижения. В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения справляться со своими страхами и тревогой, возможности пересилить свое негативное эмоциональное состояние. Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение определять себя как уверенного человека и формирование коммуникативной компетентности личности.
Вывод по теоретической части: таким образом, уверенность в себе представляет свойство личности, при котором индивид способен предъявлять требования к социальному окружению и добиваться их выполнения. Выделяют четыре компонента уверенности в себе: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Работа по формированию подростковой уверенности должна строиться с учетом этих компонентов. Уверенность в себе способствует успешной социализации и самоактуализации личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: