Параграф 1. Надзор за законностью в социальной сфере
Об утверждении Инструкции по организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере
Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 сентября 2014 года № 85. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 октября 2014 года № 9773
В целях обеспечения надлежащего надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства, руководствуясь подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере.
2. С настоящим приказом ознакомить заместителей Генерального Прокурора Республики Казахстан, руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, копии направить Главным военному и транспортному прокурорам, прокурорам областей, г.г. Астаны, Алматы для исполнения.
Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 15.11.2016 № 172 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3.Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан
| А. Даулбаев
| |
| Утверждена приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 сентября 2014 года №85
|
Инструкция
по организации прокурорского надзора за применением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина
в социально-экономической сфере
Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере (далее – Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года и другими законодательными актами Республики Казахстан и детализирует осуществление прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
2.Приоритетами в сфере надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина считать обеспечение надзора:
1)за неукоснительным соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2)за точным и единообразным применением законодательства, направленного на обеспечение национальной безопасности, борьбу с коррупцией;
3)за соответствием правовых актов государственных органов Конституции, законам и указам Президента Республики;
4)за применением законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании ее ресурсов;
5)за применением законодательства, направленного на защиту и поддержку предпринимательства;
6)за применением законодательства о несовершеннолетних.
Исходя из особенностей региона, состояния законности на поднадзорной территории прокуроры могут ежегодно устанавливать дополнительные приоритетные направления надзорной деятельности, кроме перечисленных в подпунктах 1) - 6) настоящего пункта.
3.Использует правозащитные функции прокуратуры, в том числе путем предъявления исков в суде, для устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан или лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы по состоянию здоровья или возрасту, а также интересов государства. В остальных случаях разъясняет право каждого на самостоятельную защиту своих прав и свобод в судебном порядке.
Не допускать вовлечения органов прокуратуры в гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, а также необоснованного предъявления исков в интересах граждан. Иски в интересах юридических лиц предъявлять только по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан (далее - Генеральный Прокурор) либо его заместителями.
Исключить факты необоснованного направления требований в адрес органов контроля и надзора о производстве проверок в деятельности субъектов частного предпринимательства.
4.Проверки планировать и производить в соответствии с требованиями законодательства, на основе тщательного анализа состояния законности на поднадзорной территории, особенностей региона, оценок системы управления рисками, а также по заданиям Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Генеральная прокуратура).
В первоочередном порядке проводить проверки по приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры.
В этих целях прокурорам иметь постоянно обновляемый, с учетом специфики надзора, паспорт поднадзорного региона, содержащий полную характеристику региона, в том числе основные показатели социально-экономического развития, демографического положения, а также общественной, религиозной и политической активности населения.
Для анализа ситуации в регионе и выявления наиболее проблемных сфер применения законов располагать данными о рассмотренных судами уголовных, гражданских и административных делах.
5.Проверки проводить строго в пределах компетенции и в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. К проверкам приступать при наличии постановления о производстве проверки.
В деятельности субъектов частного предпринимательства проверки проводить по согласованию с прокурором области, города Астаны и Алматы и приравненными к ним для устранения либо выявления нарушений закона, представляющих угрозу нанесения существенного вреда правам и свободам человека и гражданина, охраняемым законом интересам государства, в случае если ее проведение не представляется возможным поручить уполномоченным контролирующим органам, а также по поручениям Генерального Прокурора Республики Казахстан или его заместителей.
По обращениям физических и юридических лиц проверки субъектов частного предпринимательства проводить только в случае, если вопрос проверки непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя, а также с соблюдением условий второй части настоящего пункта.
6.Постановления о производстве проверок правомочны выносить: Генеральный Прокурор, его заместители, начальники департаментов и лица их замещающие, прокуроры областей, городов Астаны и Алматы и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур и лица, исполняющие их обязанности.
7.Независимо от тематики проверки особое внимание уделять применению законодательства о борьбе с коррупцией и законности правовых актов государственных органов.
8.Копия справки, подготовленной по результатам проверки, вручается руководителю проверяемого субъекта для ознакомления.
9.Обеспечить качественную подготовку актов прокурорского надзора.
В актах прокурорского надзора излагать правовую сущность нарушений с обязательной ссылкой на нормы законодательства, указывать на негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.
10.Обеспечить контроль за исполнением акта прокурорского надзора и фактическое устранение нарушений законности.
Не допускать внесение необоснованных актов надзора.
Акты прокурорского надзора в адрес центральных государственных органов и их ведомств направлять по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.
11.Предписание, как акт прокурорского надзора, вносить исключительно при совокупности признаков, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре», а именно, когда нарушение закона:
1)носит явный характер;
2)может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства;
3)требует незамедлительного устранения.
Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.
12.Обращать предписание к принудительному исполнению в случае неисполнения его в добровольном порядке, за исключением случаев принудительного лишения имущества.
13.На постоянной основе, независимо от поступления информации о нарушении законности и в пределах своих полномочий изучать законность нормативных правовых актов государственных органов, при этом:
1)истребовать вновь принятые нормативные правовые акты государственных органов;
2)обеспечить изучение каждого нормативного правового акта с составлением справок;
3)принимать меры к отмене либо приведению в соответствие с законодательством незаконных правовых и нормативных правовых актов.
14.В случае выявления нормативных правовых актов, применение которых влечет существенный вред правам и свободам человека и гражданина, законным интересам государства, в обязательном порядке указывать в протесте на его приостановление.
При необоснованном отклонении такого протеста одновременно с обращением в суд приостанавливать действие опротестованного акта путем вынесения соответствующего постановления до рассмотрения заявления судом.
15.Обращать внимание на соблюдение требований законодательства о государственной регистрации нормативных правовых актов.
16.В случае выявления нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, но не прошедшего таковой, в обязательном порядке приостанавливать его действие.
За нарушение установленных законодательством правил государственной регистрации нормативных правовых актов принимать меры по привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
17.При выявлении незаконного нормативного правового акта, на опротестование которого данный прокурор не имеет полномочий, материалы направлять по поднадзорности.
18.Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.
19.В случае выявления пробелов либо противоречий между нормами законодательства, а также отсутствия нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено законами, информировать об этом Генеральную прокуратуру.
20.Вышестоящим прокурорам по результатам проверки законности и обоснованности актов прокурорского надзора:
1)приостанавливать действие актов прокурорского надзора в случае возникновения сомнения в их законности и обоснованности, до принятия окончательного решения;
2)отзывать акты прокурорского надзора в случае нарушения компетенции, установленной законами и данным приказом;
3)отменять акты прокурорского надзора в случае установления их противоречия Конституции, законодательным актам, указам Президента Республики Казахстан, приказам и указаниям Генерального Прокурора.
21.Обеспечить надлежащий надзор за законностью принимаемых государственными органами мер запретительно-ограничительного характера. При проведении проверок обращать внимание на законность наложения и снятия мер запретительно-ограничительного характера.
22.Постановления об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, наложенных государственными органами и их должностными лицами, выносить при обнаружении явных и грубых нарушений законности со стороны этих органов и их должностных лиц. Такие постановления правомочны выносить Генеральный Прокурор, его заместители, начальники департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуроры областей, городов Астаны и Алматы и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур и лица, исполняющие их обязанности.
23.В ходе прокурорских проверок при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений закона, имеющих существенное значение для реализации проверки, решать вопрос о необходимости осуществления компетентными органами оперативно-розыскных мероприятий.
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются постановления Генерального Прокурора и его заместителей, прокуроров областей, городов Астаны и Алматы и приравненных к ним прокуроров.
В постановлении прокурора должно быть указано основание проведения оперативно-розыскных мероприятий, круг проверяемых субъектов, срок проведения и форма предоставления полученных результатов.
Проект постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий в обязательном порядке согласовывать с руководителем подразделения по надзору законностью оперативно-розыскных мероприятий.
24.При необходимости к проверкам привлекать специалистов.
Экспертизу назначать только в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать прокурорскую проверку.
Постановление о назначении экспертизы выносится Генеральным Прокурором, его заместителями, начальниками департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним прокурорами и лицами, исполняющими их обязанности, а также прокурорами городов и районов по согласованию с прокурорами областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним или лицами, исполняющими их обязанности. Согласование осуществляется в течение 3-х суток, а в случаях, не требующих отлагательств, в течение 24-х часов. Не требуют согласования экспертизы, которые проводятся бесплатно.
В постановлении о назначении экспертизы указывается:
основания назначения экспертизы;
время, место назначения экспертизы;
объекты, направляемые на экспертизу;
иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта;
сведения, содержащиеся в материалах проверки, на которые могут основываться выводы эксперта;
вопросы, поставленные перед экспертом;
наименование органа судебной экспертизы или фамилия лица, которому поручена экспертиза.
25.Проводить анализ состояния законности и обобщать практику прокурорского надзора и в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией их результаты предоставлять в Генеральную прокуратуру.
Направляемые в Генеральную прокуратуру информации (о проведенных анализах) должны содержать:
1)статистический анализ (в сравнении с предыдущим годом);
2)оценку состояния законности на основании выявленных нарушений (с указанием видов и количества нарушений), в том числе причины и условия совершения нарушений. Способы и результаты устранения нарушений законности;
3)наличие пробелов в нормативных правовых актах, предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.
26.При поступлении первичных обращений физических и юридических лиц по вопросам компетенции какого-либо уполномоченного государственного органа направлять обращение по подведомственности в соответствии с требованиями Законов Республики Казахстан «Об административных процедурах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и одновременно сообщать заявителям о возможности повторного обращения в прокуратуру в случае несогласия с решением, принятым компетентным органом.
27.В случаях воспрепятствования законной деятельности прокурора, невыполнения предписаний и других законных требований привлекать виновных лиц к установленной законом административной ответственности.
28.В случаях неисполнения актов прокурорского надзора, а равно воспрепятствования деятельности прокурора, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, привлекать виновных лиц к уголовной ответственности в установленном Уголовно-процессуальным кодексом порядке.
2. Организация работы по реализации задач в отдельных
направлениях прокурорского надзора
Параграф 1. Надзор за законностью в социальной сфере
29. Не реже одного раза в год анализировать соблюдение требований законодательства о здравоохранении, обращая внимание на доступность и бесплатность в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями, а также обеспечение ими профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
30.При проверках применения законодательства о труде особое внимание уделять соблюдению конституционных прав граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на своевременность получения вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.
Проверками охватывать вопросы организации государственными уполномоченными органами и работодателями комплексных мероприятий, направленных на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность населения.
31.Не реже раза в год анализировать состояние законности в сфере промышленной безопасности, обратив особое внимание на обеспечение работодателями безопасных условий труда, а также мер по предотвращению любых рисков на рабочих местах и в технологических процессах.
32.При проверках в уполномоченных государственных органах особое внимание уделять вопросам исполнения ими обязанностей по предупреждению, пресечению незаконной миграции, а также уровню их взаимодействия в вопросах обеспечения национальной безопасности.
33.Осуществлять надлежащий надзор за применением правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан.
34. Особое внимание уделять законности принятых уполномоченными государственными органами решений о выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и разрешений трудовым иммигрантам.
35.Ежегодно анализировать применение законодательства об административных правонарушениях государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Прокуратурам областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним представлять соответствующую информацию в Генеральную прокуратуру не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
36.Особое внимание уделять соблюдению уполномоченными государственными органами и организациями (приемниками-распределителями, медицинскими вытрезвителями, психоневрологическими, наркологическими диспансерами) конституционного права граждан на личную свободу.
Проверки в указанных учреждениях проводить не реже одного раза в квартал, изучая:
1)законность доставления, соблюдение сроков пребывания;
2)обеспечение установленного режима и порядка содержания в учреждениях (проведение лечебно-профилактических, противоэпидемических мероприятий, соответствие учреждений техническим нормам).
В целях обеспечения своевременного устранения нарушений прав и свобод граждан практиковать проверки в ночное время, праздничные и выходные дни.
37.При выявлении фактов незаконного доставления, содержания граждан немедленно освобождать их, принимая соответствующие меры в отношении должностных лиц, допустивших нарушения законности.
38.В сфере надзора за применением законов по борьбе с наркоманией и наркобизнесом особое внимание уделять выполнению уполномоченными органами возложенных на них функций по контролю за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганде здорового образа жизни.
В ходе проверок обращать внимание на соблюдение конституционных прав граждан при принудительном лечении больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом.
Работу, проводимую по борьбе с наркоманией и наркобизнесом обобщать 1 раз в полугодие. Прокуратурам областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним представлять соответствующую информацию в Генеральную прокуратуру не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
39.Не реже одного раза в год анализировать соблюдение законодательства в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, обращая особое внимание на вопросы соблюдения государственными органами установленного порядка выдачи разрешений и лицензий на хранение, использование и утилизацию оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, с предоставлением соответствующей информации в Генеральную прокуратуру не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
40.Постоянно осуществлять мониторинг соблюдения законодательства государственными органами и учреждениями при предоставлении государственных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: