Цели и задачи консультанта
Бесспорно, главной целью психологического консультирования является оказание психологической помощи. Но в чем именно выражается эта помощь? Данный вопрос не имеет однозначного ответа. Различные психологические и психотерапевтические направления по-разному определяют приоритетность целей психологического консультирования. Профессиональная деятельность психоаналитика направлена на решение следующих задач: перевод в сознание вытесненного в бессознательное материала; помощь клиенту в воспроизведении раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов; реконструирование базисной личности. Психолог адлерианского направления трансформирует жизненные цели жизни клиента; помогает клиенту в формировании со- циально значимых целей; корректирует ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Бихевиорист ставит целью исправление неадекватного поведения и обучение эффективному поведению. Рационально-эмотивный психотерапевт пытается устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем. Клиент-центрированный психолог создает благоприятный климат в ситуации консультирования, способствующий самоисследованию и распознанию факторов, мешающих росту личности; поощряет открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность. Психолог экзистенциального направления помогает клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, идентифицировать блокирующие свободу факторы, побуждает клиента к принятию ответственности за то, что с ним происходит (Р. Ко-чюнас).
Консультанты могут иметь различные цели в зависимости от потребностей клиента. Например, это может быть помощь, направленная на выведение клиента из состояния депрессии, на развитие необходимых жизненных умений и навыков, на переживание кризисных периодов и др. Таким образом, сложно говорить о каких-то универсальных целях консультирования. Р. Кочюнас определяет цели психологического консультирования как континуум, на одном полюсе которого находятся общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные. В направлениях, ориентированных на перестройку личности, большее значение придается перспективным целям, а в направлениях, ориентированных на изменения поведения,— конкретным (т.е. между ними нет противоречия). В наиболее общем виде цели консультирования связаны с решением следующих задач: s с исправлением, коррекцией, преодолением конкретного психологического затруднения; s с обеспечением личностного роста и развития клиента (Р. Нельсон-Джоунс, 2000). В каждом конкретном случае цель зависит как от потребностей клиента, так и от теоретической ориентации консультанта. Р. Джордж иТ.Кристиани выделяют следующие универсальные ~цёлТ17^1юминаемые теоретиками разных шкод; 1) помощь клиенту в изменениях поведения с целью более продуктивной жизни; 2) совершенствование способности клиента устанавливать и поддерживать межличностные отношения путем обучения клиента более эффективному, их построению; 3) развитие навыков преодоления трудностей при_ столкновении с новыми жизненными требованиями и обстоятельствами (to соре); 4) содействие эффективному принятию клиентом жизненно важ
5) фасилитация личностного роста клиента и развитие его по- Для достижения поставленных целей консультанту необходимо уметь решать следующие задачи: s осуществление диагностики и выявление проблем, имеющихся у клиента; S планирование хода консультативного процесса; •S формулирование психологического диагноза, основанного на используемой консультантом системе представлений о развитии человека; s планирование общей стратегии консультирования, основанной на данных психодиагностики; s учет возможных осложнений (рецидивов) с целью минимизации их появления; S доведение намеченных мероприятий до их логического завершения; S гибкое варьирование стратегией и тактикой консультативного процесса при выявлении у клиента новых проблем в ходе консультирования. В процессе консультирования при взаимодействии консультанта и клиента происходит формулировка и переформулировка их (клиента и консультанта) целей и задач. Реализация целей кон- сультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, консультанту необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Чего Вы ожидаете от нашего общения?»; «Каковы Ваши желания?» и т.п. Если клиент имеет только самое общее представление о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Консультанту необходимо проинформировать клиента о том, что обычно происходит во время консультативных встреч. Такое информирование способствует лучшему пониманию клиентом возможностей и ограничений консультирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|